Методы и основные направления психологической коррекции агрессивного поведения детей и подростков

Комплексный, системный характер коррекции предусматривает следующие направления в работе с агрессивным поведением подростков:

• снижение тревожности;

• повышение самооценки и уровня самопринятия;

• осознание эмоциональных состояний и переживаний;

• обучение адекватным способам отреагирования эмоций;

• обучение стратегиям преодоления конфликтных ситуаций и распознавания провоцирующих элементов ситуации;

• создание оптимальных условий развития;

• оптимизация социальной ситуации развития (консультативная работа с родителями, членами семьи, педагогами и др.).

Коррекция должна распространяться на три основных компонента агрессивного поведения: познавательный, эмоциональный и волевой. Развитие познавательного компонента направлено на формирование у подростка способности анализировать ситуации взаимодействия, сопоставлять собственное поведение и мотивы с поведением и мотивами других людей. Коррекция эмоционального компонента направлена на осознание своих чувств, переживаний других людей и способность регулировать эмоции. Формирование волевого компонента поведения включает развитие настойчивости, целеустремленности, самоконтроля и решительности.

Коррекционную помощь подростку могут оказать родители или другие близкие взрослые, заинтересованные в подростке, но оптимальным вариантом является оказание профессиональной психологической помощи через психологическую консультацию.

На начальном этапе работы с агрессией важно разграничить различные уровни агрессии и установить соответствие между поведением подростка и объективным уровнем его агрессивности. Такое диагностическое разграничение чрезвычайно полезно, так как агрессия всегда вызывает сильные эмоции у людей, имеющих отношение к ребенку, и поэтому можно переоценить степень опасности поведения подростка. Оценка проблемы родителями, учителями и даже психологом может искажаться под влиянием страха окружающих, которые пытаются справиться с неуправляемым юнцом. Предложенная известными американскими психотерапевтами У. М. Нельсоном и А. Дж. Финчем таблица релевантных параметров гнева и описание уровней агрессивности позволяют оценить трудности поведения.

 

Страх и его основные формы. Типы ситуаций, при которых у детей возникает страх (подражание, травма, наказание).

С точки зрения психологии, страх – это эмоция, которая возникает в результате создания ситуации угрозы социальному и/или биологическому существованию человека. Страх появляется, если человек попадает в необычную и непонятную ему ситуацию и не может избавиться от него до самого разрешения ситуации. В зависимости от того какая именно угроза привела к возникновению чувства страха, специфика субъективного переживания страха может варьировать в широких диапазонах, изменяясь от чувства легкого испуга до ужаса.

Можно выделить три большие группы на основании предмета страха, особенности его протекания, продолжительности, силы и причины возникновения.

Навязчивые. Эти страхи малыш испытывает в конкретной ситуации и при определенных обстоятельствах. К ним можно отнести страх открытых и замкнутых пространств, боязнь высоты и пр.

Сверхценные. Это самая распространенная группа страхов. Характеризуются убежденностью ребенка в их обоснованности или реальности, а также выраженностью и силой аффекта, отсутствием даже попыток его преодоления. К сверхценному страху можно отнести боязнь темноты, в которой богатая детская фантазия легко может отыскать привидения, ведьмы и оборотни.

Бредовые. Это самый тяжелый вид страхов, которые сопровождаются постоянной тревогой, боязливостью, опасливым отношением к окружающим людям. Дети усматривают скрытую угрозу как от живых существ (люди, животные), так и от неодушевленных явлений и объектов.

Страх перед наказанием. Появляется из недостаточно комфортных отношений между родителями и детьми. Физическое воздействие на ребёнка запрещено и не приносит ничего, кроме вреда

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: