Исследовательская работа по выявлению наличия влияния интернета на социализацию учащихся 8-9 классов МБОУ «Романовская СОШ»

Среди учащихся 8-9 классов МБОУ «Романовская СОШ»был проведен опрос по данной теме; опрошено 38 учащихся; им было задано 22 вопроса.

Судя по анкетным данным большинство из подростков проводит каждый день по нескольку часов за интернетом.

Вопрос 1. Как часто вы проводите время в Интернете?

 

 

 

 

все

каждый день по нескольку часов

21

14 7

несколько раз в неделю

8

5 3

не помню когда в прошлый раз

7

4 3

никогда

2

0 2

 

 

 

Таким образом, подростки из 8 классов меньше сидят в интернете, чем из девятых. И в восьмых классах два подростка никогда ни пользуются интернетом, в девятых – все пользуются.

 

Вопрос 2. Как часто вы проводите время за просмотром телевизора?

Насчёт телевидения можно тоже сказать, что большинство подростков каждый день по нескольку часов смотрят телевизор.

все

каждый день по нескольку часов

22

13 9

несколько раз в неделю

10

5 5

не помню когда в прошлый раз

6

5 1

никогда

0

0 0

 

Таким образом, мы пришли к выводу, что восьмой класс больше смотрит телевизор, чем девятый.

И в 8 и 9 классах нет тех, кто вообще не смотрит телевизор.

 

Вопрос 3. Вы читаете газеты?

Газеты одни подростки любят читать, а другие не любят. Они распределились примерно поровну.

все

да

21

13

8

нет

17

9

8

В восьмом классе половина подростков читает газеты, а другая половина не читает. А в девятом классе чуть больше половины подростков читают газеты.

Наиболее популярные газеты:

Самое популярное издание «Горизонт», его читают 12 подростков.

«Горизонт» - это общественно – политическая газета, рассказывающая о жизни людей, проживающих в Романовском районе.

 

 Вопрос 4. Слушаете ли вы радио?

Большинство подростков не любят слушать радио.

все

да

6

1

5

нет

33

22

11

 

 

 

Как видно подростки девятого класса не слушают радио, только один человек слушает радио. А в восьмом классе 5 человек слушают радио.

 

Вопрос 5. Наиболее популярные телеканалы (число ответов)

 

Вопрос 6. Наиболее популярные передачи (число ответов)

 

Закрытая школа (СТС)

3

Комеди Клаб (ТНТ)

6

Универ (ТНТ)

5

Интерны (ТНТ)

3

Битва экстрасенсов (ТНТ)

3

другие передачи ТНТ (Интуиция, Девчонки, Наша Раша, Дом 2, Моими глазами)

5

передачи MTV (каникулы в Мексике*, Сплетница)

3

передачи ТВ3 (Кости*)

2

передачи 1й канал и Россия1 (малахов+, вечерний ургант, братство кольца, сто к одному)

4

передачи НТВ (первая передача)

1

спортивные трансляции, футбол россии

6

другие передачи Россия2 (полигон, о рыбалке)

2

новостные передачи

1

научно-популярные передачи

1

фильмы разных жанров (комедии*, фантастика*, боевики)

5

Мультфильмы

1

Музыка

1

 

 

 

Самый популярный канал среди подростков девятых и восьмых классов это ТНТ, его смотрят 30 подростков. Также популярные каналы СТС и спортивные каналы. Наиболее популярные передачи: комеди клаб, универ, спортивные, фильмы разных жанров.

ПРИМЕЧАНИЕ:

При ответе на некоторые следующие вопросы, результаты анкетирования в целом сравнивались с результатами по группе учащихся, которые ежедневно пользуются телевизором и интернетом (всего таких анкет было 9, в т.ч. 7 из 9-го класса, и 2 из 8-го класса), также в эту группу были включены все 5 человек, которые не могут и дня обойтись без интернета (3 из них ежедневно пользуются ТВ и интернетом, а 2 ежедневно интернетом, а ТВ реже). Всего в группе было включено 11 учащихся, в т.ч. 8 из 9-го класса, и 3 из 8-го класса.

 

Вопрос 7. Раздражают ли вас окружающие?

 

вас раздражают окружающие

ввсе

«ежедневные»

Да

4

2

Немножко

18

6

Нет

15

3

 

 

Ежедневных пользователей чаще раздражают окружающие, чем тех, кто пользуется интернетом не каждый день.

Вопрос 8. Какая у вас успеваемость?

 

какая у вас успеваемость

ввсе

«ежедневные»

отличник

2

2

хорошист

15

3

троечник

16

4

двоечник

0

0

по-разному

5

2

 

Среди учащихся, которые каждый день сидят в сети интернет и среди учащихся, которые не каждый день сидят в сети интернет, одинаковое количество троечников и хорошистов.

 

Вопрос 10. Ваши планы на будущее?

 

планы на будущее

ввсе

все (где один вариант)

«ежедневные»  

успех в работе

27

10

2  

семейное счастье

19

5

3  

вряд ли получится

2

1

0  

не думаю о будущем

4

2

1  

хочу отдыхать

3

0

0  

власть над миром

5

0

0  

успех и семья

13

5  

набор прочих вариантов

 

7

0 0  

 

Большинство подростков желают добиться успеха в работе и карьере и семейного счастья и благополучия. Из них большинство успеха в работе, а меньшинство семейного благополучия. Меньшинство хотят всю жизнь отдыхать. Среди ежедневных пользователей больше семьянинов, но меньше карьеристов, и больше тех, кто хочет отдыхать и веселиться, чем среди всех.           И среди ежедневных нет тех, кто хочет захватить мир и уничтожить человечество, а среди тех, кто не ежедневный, так как и среди ежедневных ноль человек это желающих, а среди всех 5 человек, значит эти 5 человек за счёт не ежедневных. И в восьмых классах эти пять человек, а в девятом классе таких нет. Здесь, видимо, сказывается возрастной фактор.

 

Следующие диаграммы показывают, каковы мнения подростков о познавательной функции телевидения и интернета. 

 

Вопрос 11. Чему учит телевизор?

чему учит тв

ввсе

все (где один вариант)

Среди «ежедневных»

добру, радости

3

1

1

негативу, злу

1

0

0

новым знаниям

15

11

2

только развлекает

24

20

6

знаниям и развлечениям

 

3

2

набор прочих вариантов

 

2

0

 

 

 

 

Большинство подростков считает, что телевидение только развлекает. Чуть меньше подростков считает, что телевидение учит новым знаниям. Из них не ежедневных больше. И только один подросток считает, что телевидение учит негативу, злу. 

Вопрос 12. Чему учит интернет?

 

чему учит интернет

ввсе

все (где один вариант)

Среди «ежед-невных»

добру, радости

2

0

0

негативу, злу

2

1

0

новым знаниям

14

7

3

смотря какие сайты

20

12

4

нужен для общения

18

11

1

набор вариантов

8

3

 

Большинство подростков считает, что какие сайты посещать, то такую информацию и получишь. Среди не ежедневных больше тех, кто считает, что интернет нужен только для общения, но среди ежедневных больше тех, кто считает, что интернет нужен для получения новых знаний.

 

Вопрос 13. Вы за то, чтобы устанавливать ограничения на СМИ?

 

 

 

 

Большинство подростков против ограничений на СМИ. В девятом классе больше подростков, которые за ограничения на СМИ, чем в восьмом. Среди ежедневных больше подростков, которые против ограничений на СМИ, чем среди всех.

 

Вопрос 14. С какого возраста вы освоили компьютер?

 

Все

Среди «ежед-невных»

4-5 лет

1

1

6 лет

4

1

7 лет

3

2

8 лет

5

1

9 лет

2

1

10 лет

9

1

11 лет

4

0

12 лет

3

0

13 лет

5

3

14 лет

1

1

 

Средний возраст освоения компьютера – 10 лет

Один подросток освоил компьютер с 4-5 лет, и он ежедневный пользователь. И один подросток освоил компьютер с 14 лет, и он тоже ежедневный пользователь.

 

Вопрос 15. Как вы любите проводить свободное время?

 

 

Среди всех опрошенных (37 человек)

Среди ежедневных пользователей «интернета» и ТВ (11 человек)

интернет, компьютер

10

5

фильмы, тв

5

1

читаю книги, журналы

8

0

слушаю музыку

8

1

занимаюсь спортом

9

4

гуляю

6

2

с друзьями

8

2

с родственниками

3

0

рисовать, петь, вязать

3

1

отдыхаю

5

2

сплю, ем

3

1

одна (один), ничем

2

0

другое

2

0

 

Большинство подростков проводят свободное время за интернетом и компьютером. Чуть меньше, но тоже большинство, проводят своё свободное время за спортом. Меньшинство один или одна. Среди ежедневных больше тех, кто занимается спортом, чем среди не ежедневных. Но зато не ежедневные больше смотрят тв и больше читают книги, и больше проводят времени с друзьями и родственниками, чем ежедневные.

 

 

Вопрос 16. Чем вас привлекает интернет?

 

от всех опрошенных

от ежедневных пользователей тв, интернет

общение, соцсети

18

8

фильмы, музыка

8

3

игры

6

3

для учебы, информация

21

7

другое

(развлечения, всем)

2

0

 

В основном подростков привлекает интернет общением и соцсетями.

 

Вопрос 17. Какие сайты вы посещаете?

Все опрошенные

Среди ежедневных пользователей

вконтакте

24

8

одноклассники

12

3

другие соцсети (майл)

1

1

яндекс, ютуб

2

1

сетевые игры

5

1

спортивные сайты

6

2

википедия

6

2

другие справочно-информ.сайты

 (спрашивай и др.)

6

2

фильмы

2

2

музыка

2

0

торренты, скачивай

2

0

другое (погода и др.)

2

0

 

Как видно, большинство ежедневных посещает вконтакте, и большинство обычных тоже посещает вконтакте. Но по процентному соотношению ежедневные больше сидят вконтакте, чем не ежедневные. А не ежедневные больше сидят за сетевыми играми, чем ежедневные. Ежедневные больше обычных посещают: вконтакте, яндекс, ютуб, спортивные сайты, википедия, фильмы. Ежедневные посещают меньше обычных: одноклассники, сетевые игры, музыку, торрент. Получается, что ежедневные являются ежедневными за счёт вконтакта и википедии.

Это свидетельствует о сохранении у интернета и коммуникативной, и познавательной функции.   

 

Вопрос 18. Посещали ли вы запрещенные сайты?

18й вопрос

да

12

нет

24

 

Большинство подростков не посещали запрещённых сайтов.

 

Вопрос 19. Можете ли вы обходиться без компьютера хотя бы день?

19й вопрос

да

31

иногда

1

нет

5

 

 Большинство подростков могут обойтись день без компьютера и телевизора. Но 13% подростков не могут и дня обойтись без компьютера и телевизора. 

 

Вопрос 20. Замечали ли вы ухудшение самочувствия после долгого сидения за компьютером?

20й вопрос

Среди «ежед-невных»

да

15

4

иногда

4

3

нет

18

4

 

Среди ежедневных больше тех, у кого иногда бывают головные боли. А среди не ежедневных больше тех, у кого их нет, и тех, у кого они часто.

 

Вопрос 21. Часто ли у вас бывают головные боли

21й вопрос

Среди «ежед-невных»

да

7

1

иногда

6

3

нет

24

7

Среди ежедневных только у одного подростка часто бывают головные боли. В основном мало у кого бывают головные боли. Но среди не ежедневных больше тех, у кого нет головных болей. 

Вопрос 22. Последнее время не ухудшалось ли у вас зрение?

22й вопрос

Среди «ежед-невных»

да

9

3

нет

27

8

 

 

Среди ежедневных больше тех, кто у себя замечал ухудшение зрения.

 

Заключение.

 

Данные опроса показывают, что большинство подростков в Интернете проводят по нескольку часов в день (55%). Однако, подростки более старшего возраста (9 класс) среди них имеют больший удельный вес (66,6%), а если рассматривать отдельно восьмиклассников, то таких среди них 47% против 61 % девятиклассников. Исследование показало, что большинство подростков Интернет привлекает возможностями использовать его для учебы, получения информации, чуть меньше – для общения, в том числе в социальных сетях. Хотя, подавляющее большинство чаще всего посещает именно социальные сети (65%), а посещение справочно – информационных сайтов в действительности составляет лишь 16%. А ведь данный опрос был проведён 6 лет назад, когда социальные сети не так сильно были развиты, как сейчас. В данный момент, ситуация неизбежно изменилась в пользу взаимодействия ребёнка с компьютером. Общение с друзьями всё чаще и чаще переносится в виртуальную реальность, чему активно способствуют социальные сети. Хотя наше исследование показало, что на занятие спортом свободное время тратят 36,4% от ежедневных пользователей интернетом, против 24,3% от всех респондентов; на общение с друзьями тратят большее время не ежедневные пользователи Интернета - 21,6% против 16,2% ежедневных, и с родственниками они проводят большее время, чем ежедневные (8,1% против 0%). 

Необходимо так же отметить, что возраст интернет - пользователей «молодеет» с каждым годом. В России за последние несколько лет сформировалось целое «цифровое поколение», которое рождено в век цифровых технологий, и познание мира и человеческих отношений для них с самого начала жизнедеятельности происходит с помощью интернета. Средний возраст освоения компьютера, согласно нашему исследованию, – 10 лет.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что это новый способ жизни при содействии информационных технологий, основой которого стало реальное и виртуальное общение как единая система. В Интернете появился аналог межличностного общения в форме социальных сетей. Реалии говорят о том, что отношения общения часто начинаются в Интернете и продолжаются в жизни, и наоборот - начинаются в жизни и продолжаются в Интернете. Интернет выходит на первое место как источник значимой информации, постижения реальности, а не ухода от нее.

Интернет – прекрасная платформа для получения новых знаний (в том числе, и по школьной программе), разнообразной информации, расширяющей кругозор ребёнка, а ведь получение новой информации – непременное условие гармоничного развития личности. Социальные сети же в свою очередь представляют великолепную возможность самоидентификации и самовыражения, а также безграничного общения и обмена информацией.

Безусловно, разумный контроль со стороны родителей и учителей необходим, ведь в интернет-пространстве царит информационный хаос. Подросткам необходима хорошая навигация, умение отсеивать ненужную и находить требуемую информацию, правильно обрабатывать её и не усваивать лишний «информационный мусор».

Вместе с тем, видится, что посещение Интернета с образовательными целями постепенно отошло на второй план. Большинство детей и подростков предпочитают использовать Сеть для поиска и скачивания музыки, игр, картинок. Все чаще дети используют Интернет и как средство общения. Общаясь в виртуальности, подростки не приобретают необходимых коммуникативных навыков, меньше проводят времени на воздухе, меньше двигаются. Все это представляет опасность не только для социализации ребенка, но и для его здоровья

Интернет для подростка - это огромное количество доступной информации, это мир, где он может отойти от собственных проблем, вообразить себя кем вздумается. Безусловно, Интернет открывает большие возможности, но именно эта открытость и доступность несет угрозу. Противоречивая информация, размещенная на Интернет-сайтах, может губительно повлиять на детскую психику. Так как в Сети практически не существует никакой цензуры, то ребенок может легко попасть на сайты, совершенно не подходящие для его возраста. Это подтверждает и наше исследование, которое показало, что 33% подростков посещало запрещенные сайты, а это треть от всех. Кроме того, чрезмерное увлечение Интернетом может привести к зависимости. Подросткам часто не хватает понимания со стороны родителей и друзей, и в этом возрасте они психологически неустойчивы и очень быстро теряют связь с реальным миром, попадая в зависимое состояние. Повседневность за окном квартиры не так красочна, как виртуальный мир, а способность чувствовать оттенки красоты реального мира, ощущать его гармонию еще не сформирована. Чрезмерное увлечение компьютером неизбежно искажает развитие ребенка. Особенности Интернет-зависимости схожи с алкогольной зависимостью. Также как и для алкоголика, для Интернет-зависимого требуется увеличение дозы, то есть времени проводимого в сети, так как возрастает устойчивость к действию Интернета и желаемый эффект достигается медленнее. Ему присуще и болезненное негативное стрессовое состояние, и ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому и социальному статусу. В таких ситуациях для реабилитации подростка большую роль играют родители, именно они должны воссоздать для ребенка нормальные условия, решить вместе с ним возникшие проблемы, объяснить ему уникальность реального мира и живого общения.

Интернет-аддикция - это нехимическая зависимость, и, на первый взгляд, может показаться безобидной, но, имея свои специфические особенности, в сравнении с другими нехимическими зависимостями, она очень опасна, так как разрушает психику человека и оказывает значительный вред здоровью.

И всё же, поскольку Интернет среди подростков пользуется всё большей популярностью, занимает их всё большее время, можно говорить о том, что Интернет влияет на социализацию личности подростка и привносит в этот процесс, как позитивные, так и негативные моменты. Особенностями социализации в сети Интернет является стихийность и неуправляемость этого процесса, и, соответственно, усвоение подростком норм и ценностей, принятых в данном интернет – сообществе, а не в реальном его окружении. Социализация в интернете становится более индивидуальной и направленной на самореализацию, зачастую минуя такие агенты социализации, как семья, коллектив. Поскольку благодаря интернету подростки намного быстрее и эффективнее социализируется в современном обществе, и этот процесс наращивает темпы, представляется, что необходима умелая ориентация подростка в информационном пространстве. Это связано с интеграцией подростка в современное общество, становление его как личности и успешной социализации. Цифровая революция уже произошла, и необходимо приспособиться к жизни в современной реальности и направить виртуальную деятельность подростков в правильное русло.

 

 

Список литературы

1. Лунюшкина М.В., Зеленская Д.В., Твелова И.А. Влияние интернета на подростка // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XV междунар. науч.-практ. конф. — № 2(15). — М., Изд. «МЦНО», 2018.

2. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999.

3. Г.М. Андреева. Социальная психология. – Москва. Третье издание.: Наука, 1994.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: