Глава 1. Из истории изучения христианской церкви на Боспоре

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт Общественных наук и международных отношений

Кафедра: Теология и религиоведение

КУРСОВАЯ РАБОТА

Тема: Христианство на Боспоре. Археологические свидетельства.

 

Выполнил Вандышев Андрей Николаевич, иерей

 (Фамилия И.О. обучающегося)

ТЕО/м-19-1-о

(шифр группы)

Направление Теология 48.04.01

Профиль

Государственно-конфессиональные отношения

Проверил доцент Смирнова Т.В.

 

 

Севастополь

Г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ НА БОСПОРЕ. 7

1.1.  Научные труды и исследования. 7

1.2. Археологические свидетельства о христианстве на Боспоре. 15

ГЛАВА 2. ВРЕМЯ ПРОНИКНОВЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА НА БОСПОР 20

2.1. Религия на территории Боспорского государства. 20

2.2. Памятники христианства на Боспоре в период III-IV веков. 21

2.3. Места богослужений первых христиан Боспора. 24

2.4. Ритуальная посуда первых христиан. 27

ГЛАВА 3. ХРИСТИАНСТВО НА БОСПОРЕ В ПЕРИОД V-VI ВЕКОВ 29

3.1. Склепы с псалмами. 29

3.2. Первые культовые постройки Боспора. 33

3.3. Первые общины.. 38

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 45

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 48

ПРИЛОЖЕНИЕ. 51

 



ВВЕДЕНИЕ

Предметом нашего исследования выступает христианская церковь на территории Пантикапея, современной Керчи, и всего Боспорского царства. Территория царства включает в себя большую часть Крымского полуострова, а также часть Таманского полуострова и отдельные приазовские земли. Боспорское царство, сформировавшееся в начале V века до н.э., на протяжении тысячи лет играло одну из ведущих ролей в жизни народов населявших юг Украины и России. Это царство, которое пережило античное время и органически включилось в период ранневизантийских преобразований. Именно христианство сыграло важную роль и определило качество, а также внутреннюю составляющую преобразования старой античной формы и традиций в новое раннесредневековое качество. Но не смотря на то, что мы имеем довольно значительный материал исследований и немалое количество различных источников, данная тема до сих пор не получила видного освещения в исторической науке и истории церкви в частности.

 Целью данной работы является анализ всех групп источников, полученных в результате многовековых исследований памятников Боспора, с тем, чтобы представить процесс проникновения и распространения христианства на территорию государства, а также освятить роль христианства в историческом развитии древнего царства.

 Для достижения этой цели необходимо решить ряд задач:

1. Провести анализ различных источников, связанных с христианством на Боспоре;

2. Изучить хронологию древних склепов, а также раскрыть символическое содержание их росписей;

3. Рассмотреть различные типы культовых христианских сооружений;

4. Выделить основные этапы проникновения и утверждения христианства на Боспоре;

Объектом исследования данной работы является христианская церковь на Боспоре. Предметом исследования являются христианские памятники археологии, которые были открыты на территории современной Керчи и всего древнего государства.

Новизна данной работы заключается в том, что на основе анализа всех групп источников и различных мнений специалистов, создана концепция истории христианизации Боспора в рамках III-VI веков. Изучен и упорядочен многочисленный исторический материал, который был накоплен за последние полутора столетия, а также который в духе советского времени не использовался для решения вопроса по истории христианизации Боспора.

В настоящее время многие исследования, касающиеся распространения христианства на Руси, базируются на истории христианизации древнего Херсонеса, как колыбели христианства для русского народа, забывая, что Херсонес длительное время, в начале первых веков н.э., входил в состав Боспорского государства со столицей в Пантикапее (Керчь). Поэтому весьма актуально показать то, что христианство проникает на современную территорию Керчи, как древнюю столицу античного государства, если не раньше, то не позже Херсонеса Таврического и имеет место быть первым городом, кто знакомит кочевой и местный этнический народ с новой верой. Исследование этапов христианизации Боспорского государства имеет большое значение для понимания политических и социально-идеологических   процессов в период III – VI вв., как для самого Боспора, так и для соседних территорий Северного и Восточного Причерноморья. Кроме того данная проблематика важна и потому, что Боспор на протяжении многих столетий являлся одной из первых территорий Северного Причерноморья, где формировалась и распространялась христианская религия.

Практическая значимость работы обусловлена ее возможным потенциалом к увеличению исторической значимости самого города, а также в формировании исторического мнения о проникновении христианства не только на Боспор, но и на территории будущей Руси. Предлагаемые выводы и отдельные главы могут быть использованы при подготовке общих и специальных курсов лекций и специальных семинаров, а также при составлении обзорных экскурсий и экспозиций в музеях.

Теоретико-методологическая база включает в себя таких исследователей как Ю.А. Кулаковский, А.А. Васильев, А.И. Айбабин,  В.В.  Шкорпил, В.Ф. Гайдукевич.

В качестве основной источниковедческой базы взяты труды по археологии на Крымском полуострове и в частности на территории древнего Боспорского государства. В основе работы лежат труды исследователей документальной и христианской истории Боспора: Митрополита Киприана и Макария  «Книга Степенная царского родословия», В.В. Хапаева,          А.А. Бобринского «Херсонес Таврический», И.Т. Кругликова «Боспор в позднеантичное время», епископа  Феодорита Кирского «Церковная история», святителя Астерия Амасийского.  

основным методом, используемым в работе, был исторический метод. Для решения поставленных задач в работе применяются различные методы, которые используются в исторической науке: сравнительно-сопоставительный метод различных групп источников, описательный метод, метод систематизации археологических материалов.

Цель и задачи исследования определили структуру работы. Она состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении приводятся квалификационные характеристики работы, обосновываются ее цель и задачи, приводится источниковедческая база, описывается актуальность и новизна. В первой главе представлен материал о изучении проблематики данной темы. Приведена совокупность исследований, которые проводились на данной территории. Упоминаются некоторые свидетельства о христианстве на Боспоре, а также приведены общие археологические свидетельства о христианстве в период III-VI века. Вторая глава посвящена более детальному описанию вещественных, письменных и археологических свидетельств о проникновении и начале распространения христианства на Боспоре в период с III по IV век. В третьей главе предпринята попытка систематизировать археологические памятники христианства в период с V по VI век найденные на территории Боспорского государства, а также приведены первые культовые христианские постройки на территории Пантикапея и остального Боспора. В четвертой главе приведены некоторые свидетельства о первых религиозных общинах, а также особенности религиозной жизни первых христиан древней Керчи (Боспора). В заключении даны исследовательские выводы и намечены основные перспективы для дальнейшей работы над данной темой.


ГЛАВА 1. ИЗ ИСТОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ЦЕРКВИ НА БОСПОРЕ

1.1. Научные труды и исследования

 

Научные исследования, которые затрагивают вопрос истории распространения христианства на территории Боспорского царства III – VI веков появились довольно поздно, так как практически отсутствуют письменные источники и имеются незначительное количество археологических находок, которые не всегда удается правильно датировать. В истории изучения Боспора, времен первых веков, необходимым и важным для приобретения материала, а также для формирования первых исторических выводов стали раскопки и печатные издания археологического материала в конце XIX – в начале XX века. Главный и наиболее важный вклад внесли: Ю.А. Кулаковский, В.В. Шкорпил, В.В. Латышев, Н.П. Кондаков, М.И. Ростовцев, А.А. Спицын, Ю.Ю. Марти. А также упоминание христианского Боспора существуют и у некоторых церковных деятелей: митрополитов Кирилла и Макария (Степенная книга), патриарха Фотия I (Константинопольский), Бенедикта XVI (Ратцингер) и в житие святого апостола Андрея Первозванного.

Первая попытка общеисторической интерпретации последнего периода существования древнего Боспорского царства принадлежит Ю.А. Кулаковскому. Этот исследователь первый, кто дает целостную концепцию истории государства, используя как археологические, так и письменные свидетельства, описывая историю Боспора III – VI вв., которая в большей мере близка нынешним представлениям. Говоря о проникновении и распространении христианства на древнем Боспоре, Ю.А. Кулаковский пишет, что христианская религия проникла сюда задолго до 325 года, то есть до Первого Вселенского Собора, проходившего в Никеи, и уже успела к этому времени распространиться среди населения. «Исконно живые сношения Боспора с городами малоазийского побережья указывают прямой путь проникновения сюда христианства»[1]. Рассматривая археологические источники, ученый делает вывод, что готы, пребывавшие на территории Боспора, были православным, на фоне того, что основные племена этого этноса давно уже исповедовали арианство. Мы с вами можем проследить, что история двух первых епархий на территории Тавриды начинается с IV века и делятся они на херсонскую (древний Херсонес) и непосредственно боспорскую (древний Пантикапей).

Из древнего предания мы помним, что христианство в Херсонесе появилось еще с первых веков нашей эры. Сам апостол Андрей Первозванный, которому по жребию апостольской проповеди выпала Скифия, посетил этот город. Так об этом написано в «Степенной книге», которая была составлена по благословения митрополита Макария, духовником Иоанна Грозного, будущим митрополитом Афанасием в XVI веке: «Благодатию и человеколюбием Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, исполняющего пророчество и благословение святаго и великого во апостолех Андрея Первозванного, егда проповедая слово Божие в Синопии и в Херсони, и оттоле бывшу ему на реце на Днепре, и тамо на горах помолися, и крест постави, и благослови, и пророчествова на том месте бытие Киеву граду, и всей Рустей земли святое Крещение»[2]. Древнему Херсонесу посвящено множество археологических очерков и работ, и конечно в наше время мы имеем большую библиотеку письменных и археологических источников о христианизации данного города. Многие великие историки прошлого и нового века работали на территории музея-заповедника – Херсонес. Так пишет о Херсонесе В.В. Хапаев в своем путеводители по древнему Херсонесу – «Хорошо сохранилось вырубленное в скале подземное архитектурное сооружение, что находится в нескольких метрах от Главной улицы. Редкий посетитель заповедника не заглянул в прорубленную в толще известняка таинственную «пещеру». Обычно ее так и обозначают, как пещерный храм-мавзолей или, точнее сказать, мартирий, — хотя это не весь храм, а его нижний ярус, подземный этаж. В средние века сверху, прикрывая все сооружение, возвышалось здание небольшой, прямоугольной в плане, церкви, дважды перестраивавшейся, от которой ныне осталась лишь часть алтарной апсиды, расположенной с восточной стороны. Следовательно, прямоугольное отверстие в полу верхнего храма (равно как и в потолке нижнего) было прикрыто. Судя по следам вырубов, в качестве опор перекрытия служили короткие деревянные балки, уложенные поперек дыры, поверх которых лежал настил из дерева или каменных плит. За долгие годы существования храма опоры не раз приходилось менять, делая новые подрубы в краях скального отверстия»[3]. Такому пристальному изучению Херсонес благодарен своему выгодному расположению  не только в наше время, находясь в пределах современного Севастополя, но и благодаря долгому сохранению независимости от таких племен как готы, гунны, хазары, печенеги, руссы, куманы и монголы, что позволило долго сохранять не тронутым христианскую культуры и ее памятники. Граф Алексей Бобринский в своем очерке о Херсонесе Таврическом высказывает мысль, что «сохранением своей независимости Херсонес был обязан: выгодному географическому положению и крепким оборонительным сооружениям, а также доблести и военной сноровке граждан. Варвары, нападающие на Херсонес, с одной стороны были разобщены, с другой – не были заинтересованы в полном уничтожении города, ценя его как центр торговли. Периодически византийские императоры оказывали поддержку городу, даруя ему большие привилегии»[4]. Так в наше время многие ученые и простые граждане считаю, что именно Херсонес был колыбелью христианской веры в Крыму. В этой работе мы хотим рассмотреть Пантикапей (Керчь) – древний Боспор, как один из первых городов, кто и кем была принята христианская религия в древней Тавриде.

О раннем христианстве на Боспоре мы имеем очень малое представления из-за исчерпывающего количества археологических источников. Ранее мы уже говорили о том, что Ю.А. Кулаковский считает, что христианство проникло на территорию Пантикапея ранее 325 года. Евсевий Кесарийский в своей книге о жизни блаженного василевса Константина описывает Первый Вселенский Собор – «итак, первенствующие служители Божьи из всех Церквей, наполнявших Европу, Ливию и Азию, собрались в одно место. Один молитвенный дом, как будто распространенный самим Богом, вмещал в себе сирийцев и киликийцев, финикийцев и аравийцев, жителей Палестины и египтян, фиванцев, ливийцев и прибывших из Месопотамии. Присутствовал на Соборе даже епископ персидский, не был, отвергнут им и епископ скифский. Понт и Галатия, Памфилия и Каппадокия, Азия и Фригия представили также избранных. Встретились здесь даже фракийцы и македоняне, ахейцы, эпирцы и жители стран еще дальнейших»[5]. Следуя указанием Евсевия Кесарийского мы, можем сделать вывод, что у скифов был свой епископ. Рассмотрев этот вопрос более детально, и изучив некоторые сведения о Первом Вселенском соборе, мы видим, что в Кольбертинском списке участников Никейского собора указан Феофил названый на латыни Theophilus Bosphoritanus — Феофил Боспоританский, а в списке Никейского собора Гардуэна Феофил назван уже митрополитом. Сведения о Феофиле Боспоританском очень скудны. Кроме упоминания его у Евсевия Кесарийского, Феофила называет и Сократ Схоластик в своей книге: «Церковная История» именуя его Феофилом Готским, подпись которого стоит под Великим Никейским собором. Среди различных  археологических находок на древнем Пантикапее выделается исследование «Керченской христианской катакомбы 491 г.». Так, подробное описание данной катакомбы до нашего времени является одним из важнейших датированных объектов позднебоспорской материальной культуры. Огромный вклад в осмыслении путей проникновения христианства на территорию Боспорского царства оставили труды В.Г. Васильевского. А также, например, рассмотрев источники А.А. Васильева по готской проблематике в Крыму, мы видим, как он касается и некоторых моментов христианизации Пантикопея и Боспора в целом. Он считал, что «Готская епархия существовала на Баспоре на рубеже V в.»[6], а В.Ф. Гайдукевич, считающийся единственным, кто до нашего времени в полном труде по истории Боспора – «Боспорское царство», считает, что христианская религия появилась на Боспоре во второй половине III в., попав сюда из Малой Азии. В I-II веках нашей эры наступает время подъема и стабилизации экономики Боспорского государства, строятся новые города - Илурат, происходит проникновение сарматского населения, скифы постепенно вытесняются. В таких городах как Пантикапей, Фанагория, возможно, Горгиппия и Танаис появляются иудейские общины. С появлением иудеев связывается распространение на Боспоре монотеистического культа Бога Высочайшего. Если опираться на самую позднюю из боспорских надписей, которая упоминает Бога Высочайшего, то по ней мы можем увидеть, что наместник Феодосии Аврелий Валерий Строг в 306 г. построил молельню Богу Высочайшему. Следует проследить тот момент, что именно Ветхий Завет – иудаизм в своем представлении является началом и подготовительным временем к принятию Миром Христа. Тоже мы видим и в Пантикапее. Еще одним важным фактором в христианизации местного населения играет роль набегов готов на Малую Азию. Так, по мнению В.Ф. Гайдукевича вместе с добычей оттуда привозились и пленники, которые являлись христианами. Привозились не только простые христиане, участники богослужений и последователи христианской культуры, но и представители клира. «В течение первых десятилетий IV в. Христианство на Боспоре получило настолько широкое признание, что уже в 20-х годах там оформилась христианская община во главе с епископом»[7], вероятнее которым и был вышеупомянутый Феофил Готский. В одной из своих работ В.Ф. Гайдукевич кратко говорит о некоторых боспорских христианских строениях того времени, а также упоминает христианскую базилику в Тиритаке. Тиритака – город, находящийся в то время не далеко от Пантикапея и сейчас, руины которого пребывают на территории современной Керчи в районе бывшего завода «ЖРК» близ современного завода «Залив».  Базилика в Тиритаки была открыта в 1936-1937 годах. Ее дотируют юстиниановским временем и подчеркивают, что «строительство таких храмов в окрестностях Боспора (Пантикапея) производилось византийскими властями, видевшими в насаждении христианства одно из надежных средств обеспечения власти Византии»[8] и как следствие, ко времени V в. по мнению И.Т. Кругликовой, «христианство, появившееся на Боспоре еще в III в. н.э., особенно распространившееся в IV в., в V в. стало господствующей религией»[9].

Важный вклад в изучение позднего Боспора внес такой историк, как Г.А. Цветаева. Изучив материалы ее работ, мы можем сделать вывод, что ею были составлены с высокой точность карты некрополя III, IV и V-VI вв. на северном склоне нынешней горы Митридат (место расположения древнего города Пнтикапей), и в районе Глинища (предместье города Керчи, Таврической губерни). Были даны очерки состояния некрополя в это время и отмечены основные месторасположения христианских надгробий. Раскопки археологических памятников велись и на Кубани (Таманском полуострове).

Крупнейшим Специалистом по раннесредневековой археологии Северного Причерноморья и восточнохристианского мира был А.Л. Якобсон, который в ряде общих работ рассматривает и Боспор в V – VI веках. Так именно Боспору им была написана и посвящена статья «Раннесредневековые поселения Восточного Крыма». В некоторых разделах данной статьи, специалист рассматривает памятники V – VI вв. подчеркивая, что христианский оттенок материальная культура древнего государства приобретает не ранее V века нашей эры. Так с именем А.Л. Якобсона связывают окончательное оформление концепции: «гибели античного Боспора в результате гуннского нашествия, явившегося гранью в истории края, после которой для экономически ослабленной Таврики началась новая полоса жизни»[10].

В рамках данной работы особый интерес представляет прослеженное, по эпиграфическим памятникам азиатской и европейской части Боспора,  продвижение по служебной лестнице чиновника-христианина Савага, которое выполнил Ю.Г. Виноградов. По мнению одного из исследователей древнего Боспора Е.А. Зинько, большим достижением российской эпиграфики является публикация П.Д. Диатроптова и И.А. Емцема «Корпус христианских надписей Боспора». В данную работу авторы включили 62 памятника, предполагая, что это исследование сможет стать основой для публикации полного свода надписей подобного рода со всего Северного Причерноморья. Позднее П.Д. Диатроповым была выпущена статья «Христианская символика на позднеримской краснолаковой керамике Боспора и Херсонеса». Данная работа была посвящена исследованию керамического материала V – VI вв., на котором были изображены кресты, животные, такие как собака, заяц, лошадь, лев, олень, овца, а также рыбы и птицы, и дается анализ этих христианских символов.

В Российской империи до 1917 года существовало самостоятельное направление в исторических дисциплинах – церковная (христианская) археология. Изучение христианских памятников древней Таврики, Руси, Палестины и т.п. было одной из приоритетных задач разных научных учреждений: Императорской археологической комиссии, Русского археологического общества и других. Одним из важных разделов таких учреждений была история раннехристианского искусства. Например, историк христианского искусства Н.П. Кондаков среди прочих исследовал именно боспорские христианские древности. Размышляя о судьбах Константинополя и Рима, о русской и западной науке, привели его к выводу: «Русская археологическая наука, как и западная, почерпает свой метод и руководящие принципы в древнехристианском отделе, но по своим собственным, ей присущим задачам, становится в то же отношение и к археологии византийской»[11]. Успехом нашей российской науки в области византийской археологии была научная деятельность Русского археологического института в Константинополе. Крым тоже был полем деятельности российской византийской археологии. Изучение христианских древностей Кавказа, Крыма и Киева составило IV том серии монографии «Русские древности в памяти искусства», напечатанной Толстым И. и Кондаковым Н.. Лишь в 90-х года прошлого столетия христианская археология возродилась на постсоветском пространстве как более широкое направление научных исследований. Согласно выводу многих историков мы можем говорить о том. Что христианство в первую очередь принимали представители правящих и высших слоев населения, и только после укрепления византийского влияния христианство стало общим феноменом для Боспорского государства. Завершая краткую историю данной темы, следует подчеркнуть еще раз, что изучению данного вопроса проникновения и утверждения христианства на Боспоре и в частности на территории Пантикапея (Керчи) уделялось мало внимания.

1.2. Археологические свидетельства о христианстве на Боспоре

 

Первыми упоминанием о существовании христианства на территории древнего Боспора является упоминание в списке I Вселенского собора боспорского епископа. Так историк В.Н. Бенешевич пишет, что «в греческой версии этого списка он значится как Кадм, а в так называемой синайской и арабской – как Домн»[12].

По сообщениям Гермия Созомена, автора V века, иной боспорский епископ, имя которого не сохранилось, погиб в 344 году в городе Никомедии при сильном землетрясении. Боспорские христиане были упомянуты в написанной во второй половине IV века «Похвале святому мученику Фоке», так звучат эти слова – «И даже все наиболее дикие Скифы, а именно те, кои обижают на материке по ту сторону Евксинского Понта (Черное море), жители при озере Мэотис (Азовское море) и реке Танаис (река Дон), также и те, кои населяют Босфор и простираются до реки Фасис (река Риони): все они совершают торжественное чествование вертоградарю, и, (далеко) отстоя от нас по всем обычаям и занятиям, в этом одном оказываются единомышленниками (с нами), укрощаемые истиной в дикости нравов»[13]. Например в качестве доказательства существования боспорской епископии в V веке являются сообщения Феодорита Кирского, жившего 386 – 457 годах. Он сообщает, что «… по кончине великого вселенского учителя (Иоанна Златоуста) западные епископы не вступали в общение с епископами Египта, Востока, Боспора и Фракии, пока последние не включили имя этого божественного мужа в число почивших епископов…»[14].  Также сохранилось некоторое упоминание Боспора в письме Иоанна Златоуста, написанном им к диаконисе Олимпиаде.

В некоторых сообщениях, написанных Иоанном Малалом, Феофаном Исповедником, а также Псевдо-Дионисием Ареопагитом, говорится о времени начала VI века на Боспоре и связаны они с гуннским вождем Гордом или Гродом, который принял крещение в Константинополе и потом не долгое время правил на Боспоре в качестве вассала Византийской империи. В дальнейшем он был свергнут своими родственниками за то, что он, как христианин, попытался уничтожить серебряных и золотых идолов.

Из приведенного выше следует, что проникновение и распространение христианства на Боспоре не вызывало особый интерес у восточных и западных авторов, что вероятно из-за его удаленности.

Более разнообразными и относительно многочисленными являются надписи, которые были оставлены христианами Боспора на стенах склепов, на керамической посуде, надгробиях и ритуальных предметах. В основной массе большинство надписей составляют именно надгробные эпитафии, но также были найдены образы молитв, обращений к святым и просто символов веры. Так в катакомбе (Рисунок 1.), открытой в 1890 году в Пантикапее (Керчь), были найдены написанные на стенах 90-й псалом, «Трисвятое» и некоторые прокимны. Датируется эта катакомба 491 годом н.э..

В наиболее полной сводке, составленной в конце XX века, содержится около 65 надписей оставленных христианами и найденных на территории древнего Боспора среди которых две найдены в городе Керчь. На одном из фрагментов беломраморной плиты, найденной в Керчи в 1903 году, сохранились остатки трехстрочной надписи, где в конце последней из строк имеется изображение креста. Две верхние строчки разобрать не представляется возможным, а в нижней можно увидеть окончание слова «год» и дату 794 по боспорской эре, что соответствует 497 году от Рождества Христова. Основная часть надгробных эпитафий происходит с территории пантикапейского некрополя расположенного к северу от городища между двух речек Мелек-чесма и Булганак. Эта местность носит местное название Глинище о котором мы уже упоминали ранее. К сожалению находки некоторых надгробий, точно определить не возможно, но известно, что они обнаружены в Керчи, а часть надписей найденных и опубликованных в XIX и начале XX веков, сейчас считаются утраченными. Датировать V веком удается лишь несколько надгробий – диакона Евсевия и Арсака. В комментарии к надписи Арсака В.В. Латышев отмечает, что «такое надгробие могло появиться только при условии открытого существования христианства, хотя бы и не в качестве господствующей религии, а рядом с язычеством»[15]. Как следствие слово «христианин» очевидно подчеркивает, что в V в. христианство еще не было единственной религией в Пантикапее и на Боспоре в общем. Изучив надгробные надписи IV – VI веков можно сделать вывод о том, что новое вероучение распространялось в большинстве среди греческого населения.

Изучая сохранившиеся надписи надгробий, мы должны пристальное внимание обратить на катакомбу (Рисунок 1.) раскопанную Ю.А. Кулаковским. Этот склеп был обнаружен на склоне горы Митридат (современная Керчь) на улице Госпитальной. Мы уже говорили, что на стенах этой катакомбы были найдены, написанные красной краской, стихи 90-го псалма, Трисвятое, но что более примечательно на противоположной стороне от входа была нанесена молитва о спасении души Савага и Фаиспарты: «Святый Боже, Святый Крепкий, Свтый Бессмертный, спаси раба своего Савага и Фаиспарту»[16], а также здесь сохранилась стихира, которая отсутствует в современных канонических текстах: «Радость велия бысть дому сему днесь, прибывшим святым, соликующим праведным и всем воспевающим Тя, помилуй»[17], что в свою очередь является прямым исполнением заповеди Божьей: а входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему (Мф. 10:12).

В 1897 году при раскопках в детской плитовой могиле близ исчезнувшей деревни Сююр-Таш (в Ленинском районе Республики Крым, располагавшейся на северо-востоке района и Керченского полуострова, у берега Азовского моря, примерно в 1,5 км на северо-восток от современного села Золотое) был обнаружен амулет с христианскими надписями. Ее восстановление вызвало разногласия среди многочисленных и следователей. В.В. Шкорпил считал, что в конце восьмой строки содержится дата 602 год по боспорской эре – 305 год н.э.. «Тем самым данная надпись является одним из самых ранних свидетельств о христианстве на Боспоре»[18]. К сожалению, исследование данной надписи не представляется возможным, так как имеется только копия В.В. Шкорпила, которая, как он сам отмечал, была выполнена не безукоризненно. По этой причине некоторые датируют в хронологических рамках IV – VI веках. Соответственно только после обширного анализа многих источников можно будет более точно реконструировать характер и темп проникновения и утверждения христианской религии на Боспоре.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: