ЛЕКЦИЯ 11
БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА
ПРОБЛЕМА АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА
ДО СИХ ПОР НЕ РАЗРЕШЕНА
Три точки зрения:
А)Материалическая. Человек и общество – результат случайной эволюции, которая происходила путем мутаций и естественного отбора
Б)Идеалистическая. Человек и общество – результат или закономерной эволюция; или закономерной революции. Роль Духа-Творца.
В) Синергетика (концепция самоорганизации материи). Человек и общество рано или поздно, но обязательно возникают во Вселенной, однако могут существовать в разных формах, в зависимости от сложившихся условий.
Закономерность и случайность.
Человек - сложное, противоречивое существо,в котором соединяются тело, душа и дух.
ЧТО ПЕРВИЧНО В ЧЕЛОВЕКЕ?
РАЗНЫЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ
1. Человек – слабое и беззащитное существо, ниже животного (первобытное общество).
2. Человек – разумное животное (Древняя Греция)
3. Человек – божественный дух, заключенный в теле. Микрокосмос (веданта, йога, даосизм).
|
|
4. Человек – носитель сознания. Стремится к просветлению сознания (буддизм).
5. Человек - образ и подобие Бога (христианство).
6. Человек – образ и подобие обезьяны (дарвинизм), или существо стремящееся к удовольствию (фрейдизм).
В ХХ ВЕКЕ возникла ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.
Учение о природе и сущности человека
Синтез идей философии, религии, психологии, социологии, биологии.
Один из основоположников МАКС ШЕЛЕР (1874–1928):
«Человек столь широк и многообразен, что все его определения оказываются слишком узкими»
Основная работа – «Положение человека в космосе» (1928)
СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ:
- биологическое – изучение агрессии и полового поведения животных и перенесение выводов на человека (К. Лоренц) работа «8 смертных грехов цивилизационного человечества».
- культурное – человек как творец культуры (Э. Кассирер);
- религиозное – человек как образ и подобие Бога, без Бога его бытие невозможно, они вместе творят мир (Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк);
- символическое – человек как творец символов и смыслов (М. Элиаде);
- антропологическое – человек как творец себя (М. Шелер).
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ М. ШЕЛЕРА
1. Бытие двойственно: мощный энергетический «порыв» и бессильный «дух».
2. «Порыв» - силы природы, а также экономические, политические и демографические аспекты истории.
3. «Дух» - высшие идеальные ценностные измерения как отдельной личности, так и культуры.
4. Деятельность «духа» всегда опирается на «порыв» - энергию инстинктов. Сам по себе «дух» бессилен.
5. Человек – не творение Бога, но СОАВТОР и СО-ТВОРЕЦ. Творит сам себя.
|
|
6. Каждый человек может стать уникальным бытием. МИКРОКОСМОС.
1. Личность и индивид.
2. Любовь и Эрос.
3. Добро и зло.
4. Счастье и страдание.
5. Свобода и ответственность.
6. Жизнь и смерть.
7. Смерть и бессмертие.
БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА ОТЛИЧАЕТСЯ ДВОЙСТВЕННОСТЬЮ
Форма, содержание и сущность человека?
Форма:
● Тело
● Одежда
● Аксессуары
● Украшения
● Слова
● Эмоции
● Темперамент
● Дом
● Семья
● Профессия
Содержание:
● Мировоззрение
● Характер
● Интеллект
● Мысли
● Чувства
● Смысл жизни
Сущность:
● Любовь
● Творчество
● Свобода
● Мудрость
Единое начало для всех
МАТЕРИАЛИЗМ: форма первична. Отрицание единой сущности всех людей. У каждого свой смысл жизни. Счастье воспринимается как обладание материальными вещами.
Преобладание формы часто делает человека несчастным, т.к. он постоянно недоволен ею, не может насытиться и остановиться
СМЫСЛ ЖИЗНИ - количественное «ИМЕТЬ»
Это проблема оранжевой чакры.
Например: поскольку материя относительна, то не может быть одного идеала материальной красоты. Огромное разнообразие, фрактальность.
ИДЕАЛИЗМ: сущность первична. У всех людей единая сущность. Счастье как духовное состояние. Стремление к самосовершенствованию. Идеал один – духовный.