Форма, содержание и сущность человека?

ЛЕКЦИЯ 11

БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА 

ПРОБЛЕМА АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗА

ДО СИХ ПОР НЕ РАЗРЕШЕНА

Три точки зрения:

А)Материалическая. Человек и общество – результат случайной эволюции, которая происходила путем мутаций и естественного отбора

Б)Идеалистическая. Человек и общество – результат или закономерной эволюция; или закономерной революции. Роль Духа-Творца.

В) Синергетика (концепция самоорганизации материи). Человек и общество рано или поздно, но обязательно возникают во Вселенной, однако могут существовать в разных формах, в зависимости от сложившихся условий.

                                 Закономерность и случайность.

Человек - сложное, противоречивое существо,в котором соединяются тело, душа и дух.

ЧТО ПЕРВИЧНО В ЧЕЛОВЕКЕ?

РАЗНЫЕ АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ

1. Человек – слабое и беззащитное существо, ниже животного (первобытное общество).

2. Человек – разумное животное (Древняя Греция)

3. Человек – божественный дух, заключенный в теле. Микрокосмос (веданта, йога, даосизм).

4. Человек – носитель сознания. Стремится к просветлению сознания (буддизм).

5. Человек - образ и подобие Бога (христианство).

6. Человек – образ и подобие обезьяны (дарвинизм), или существо стремящееся к удовольствию  (фрейдизм).

В ХХ ВЕКЕ возникла ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ.

Учение о природе и сущности человека

Синтез идей философии, религии, психологии, социологии, биологии.

Один из основоположников МАКС ШЕЛЕР (1874–1928):

«Человек столь широк и многообразен, что все его определения оказываются слишком узкими»

Основная работа – «Положение человека в космосе» (1928)

СОВРЕМЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ:

-  биологическое – изучение агрессии и полового поведения животных и перенесение выводов на человека (К. Лоренц) работа «8 смертных грехов цивилизационного человечества».

-  культурное – человек как творец культуры (Э. Кассирер);

- религиозное – человек как образ и подобие Бога, без Бога его бытие невозможно, они вместе творят мир (Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк);

-  символическое – человек как творец символов и смыслов (М. Элиаде);

-  антропологическое – человек как творец себя (М. Шелер).

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ М. ШЕЛЕРА

1. Бытие двойственно: мощный энергетический «порыв» и бессильный «дух».

2. «Порыв» - силы природы, а также экономические, политические и демографические аспекты истории.

3. «Дух» - высшие идеальные ценностные измерения как отдельной личности, так и культуры.

4. Деятельность «духа» всегда опирается на «порыв» - энергию инстинктов. Сам по себе «дух» бессилен.

5. Человек – не творение Бога, но СОАВТОР и СО-ТВОРЕЦ. Творит сам себя.

6. Каждый человек может стать уникальным бытием. МИКРОКОСМОС.

1. Личность и индивид.

2. Любовь и Эрос.

3. Добро и зло.

4. Счастье и страдание.

5. Свобода и ответственность.

6. Жизнь и смерть.

7. Смерть и бессмертие.

БЫТИЕ ЧЕЛОВЕКА ОТЛИЧАЕТСЯ ДВОЙСТВЕННОСТЬЮ

Форма, содержание и сущность человека?

Форма:

● Тело

● Одежда

● Аксессуары

● Украшения

● Слова

● Эмоции

● Темперамент

● Дом

● Семья

● Профессия

 

Содержание:

● Мировоззрение

● Характер

● Интеллект

● Мысли

● Чувства

● Смысл жизни

Сущность:

● Любовь

● Творчество

● Свобода

● Мудрость

 


Единое начало для всех

     МАТЕРИАЛИЗМ: форма первична. Отрицание единой сущности всех людей. У каждого свой смысл жизни. Счастье воспринимается как обладание материальными вещами.

     Преобладание формы часто делает человека несчастным, т.к. он постоянно недоволен ею, не может насытиться и остановиться

     СМЫСЛ ЖИЗНИ - количественное «ИМЕТЬ»

     Это проблема оранжевой чакры.

     Например: поскольку материя относительна, то не может быть одного идеала материальной красоты. Огромное разнообразие, фрактальность.

     ИДЕАЛИЗМ: сущность первична. У всех людей единая сущность. Счастье как духовное состояние. Стремление к самосовершенствованию. Идеал один – духовный.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: