Теория разделения властей Шарля Луи Мотескье

Но одновременно в науке государственного управления развивается и другая концепция государственной власти, основанная на принципах гуманизма и демократии. Французские и английские философы эпохи Просвещения заложили основы конституционализма и разделения властей в государственном управлении, создав «систему сдержек и противовесов». Французский философ-энциклопедист Шарль Луи Монтескье (1698–1755) провозгласил, что свободное развитие может быть обеспечено лишь в том случае, если власть в государстве будет разделена на три обособленные ветви, каждая из которых станет сдерживать и уравновешивать другие. В книге «О духе законов» (1748) Монтескье сформулировал концепцию, вошедшую в «золотой фонд» современной политической науки как теория разделения властей: предохраняет общество от деспотизма (ограничение власти короля). 1- разделение властей закрепляет конституция; 2- носители этих вдов власти – разные люди; 3- власти равны и автономны; 4- судебная власть имеет право объявить закон недействительным, если он противоречит конституции. Это такое устройство государства, при котором исключается узурпация власти одной из ветвей власти.

Сегодня это признанный всем странам атрибут демократического государства.

Договорная теория происхождения государства или теория общественного договора

В Новое время широкое распространение получила договорная теория происхождения государства, или теория общественного договора, которую развивали Жан Жак Руссо (1712–1778) во Франции, Томас Гоббс (1588–1679) в Англии, А. Н. Радищев (1749–1802) в России. Согласно теории общественного договора люди решают сознательно создать государство (заключить договор), подчиниться общей воле, чтобы надежно обеспечить для всех основные права и свободы.

Концепция либерального государственного управления

В русле договорных теорий происхождения государства английский философ Джон Локк (1632–1704) развивает концепцию либерального государственного управления, где гражданское общество стоит впереди государства. Главный либеральный принцип государственного управления: не человек для общества, а общество для человека. Государственное управление должно контролироваться гражданским обществом, при этом абсолютной ценностью признается свободная личность, и эффективность государственного управления оценивается в соответствии с тем, насколько последовательно и эффективно оно выражает интересы личности.

Марксистская теория государственного управления

Марксистская теория происхождения государства в противовес либерализму, видевшему приоритеты государственного управления в развитии гражданского общества, рассматривала государство как политическую организацию экономически господствующего класса для подавления сопротивления его классовых противников.

Ленинская версия марксистского государства как республики Советов получила свое наиболее полное воплощение в бывшем СССР. Советы представляли собой выборные органы государственного управления, но при этом провозглашалась определяющая и направляющая роль КПСС. Советская система предполагала концентрацию всех трех ветвей власти в руках партии (КПСС), которая обладала правом распределения всех ключевых должностей в законодательном, исполнительном и судебном аппарате.

Основные положення классической теории правового государства

Основные положения классической теории правового государства, сформулированные немецким философом Иммануилом Кантом (1724–1804), сохранили свою силу и значение до наших дней. Согласно Канту, в правовом государстве только законно избранное правительство имеет право применить силу в качестве принуждения. Государство, издавшее закон, обязано уважать этот закон до тех пор, пока он существует и продолжает действовать, хотя оно вправе его пересмотреть и даже отменить. Отстаивая свои права, человек желает их признания и соблюдения со стороны других людей. Вместе с тем он вменяет и себе в обязанность признавать и соблюдать права других.

В правовом государстве законы имеют равную силу для всех членов общества без исключения. Таким образом, законодатель так же подзаконен, как и отдельный гражданин.

Защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства, однако и гражданин, в свою очередь, несет ответственность перед государством: он обязан соблюдать законы, платить налоги, сохранять природу и окружающую среду. Защита Отечества также является долгом и обязанностью гражданина. Идеи правового государства находят свое выражение в конституциях современных государств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: