Чадобский Спасский приход

 

В середине XVIII века в Чадобском действовала деревянная часовня, построенная жителями во имя нерукотворного образа Христа Спасителя. Жители деревень Чадобской, Яркиной, Заледеевой, Климиной и Пашутиной пожелали пристроить к этой часовне алтарь, чтобы иметь самостоятельный приход. На запрос с места было получено благословение митрополита Тобольского и Сибирского. В 1761 году открылся Чадобский церковный приход, выделившийся из прихода Богучанской Петропавловской церкви. Освящение произошло не ранее весны 1762 года. Первым священником в новом храме был «рукоположен» послушник Кашино-Шиверского Спасо-Преображенского мужского монастыря Феодор Страшников, в прошлом мещанин города Енисейска.

Но в  январе 1777 года церковь сгорела «по неосторожности». Прихожане обратились к митрополиту Варлааму о разрешении построить каменную церковь. Благословение было получено. Документы Енисейской епархии свидетельствуют о том, что церковь построили по инициативе ссыльных поляков,  большинство которых были православными. Сохранилось предание, что по получении архиерейской грамоты среди односельчан возникло разногласие относительно выбора места для постройки храма. Одни настаивали строить на месте сгоревшей церкви, другие – на востоке от селения, на скалистом берегу Верхней Тунгуски (Ангары), третьи – на северо-западе от селения, на месте, в то время окружённом сосновым лесом. Бросили жребий, который пал на последнее место. Здесь и был заложен однопрестольный Спасский храм. На двух других местах поставили памятники: на месте сгоревшего храма – деревянный, а на возвышенности – каменный, куда ежегодно в день храмового праздника в честь великомученика Прокопия совершался крестный ход.

Первый камень в основание нового здания церкви был заложен в 1779 году, а в декабре 1780 года, благодаря усердию и энергии священника и прихожан, была выдана «благословенная грамота» на освящение нового храма, что и произошло в 1781 году. Церковь стояла на возвышенном месте, от неё открывался обзор на 10 – 15 километров. В 1824 году енисейский купец Матвей Хорошев изъявил желание пристроить с южной стороны церкви придел во имя Покрова Пресвятые Богородицы, который был освящён в 1828 году. Это был второй по величине и один из старейших церковных ансамблей в Нижнем Приангарье.

Храм представлял собой каменное культовое строение «корабельного» типа в стиле сибирского барокко. На переднем плане выделялись колокольня, трапезная и храмовая части.

Церковь в Чадобском Богучанской волости Енисейского уезда. 1911 г. Из фонда Красноярского краеведческого музея  
Колокольня представляла собой восьмигранный завершённый шатер. На каждой грани восьмерика находился арочный проём с карнизами, через которые видны подвешенные колокола. На верхней части шатра главка с крестом. Изнутри высота храма в куполе до 8 аршин. Пол, кроме паперти, сделан из каменных плит. Церковь была обнесена забором в виде столбов прямоугольной формы с завершием в виде шаров и точёных реек разной высоты.

Причт церкви состоял из священника и псаломщика. После о. Феодора Страшникова священником был его сын Иаков, с 1787 года его место занял Даниил Максимовский из Енисейска. Брат Феодора Страшникова Пётр «за неспособностью к церковной службе» приписался к обществу крестьян села Чадобского, его потомки и сейчас находятся в этом селении. С 1801 по 1813 год священником служил Петр Стефанов Попов, затем Михаил Левитский и Матвей Лаврентьев Попов. В связи с падением Тунгусского метеорита в 1908 году упоминается Дмитрий Флигинский, в связи с разорением церкви в 30-х годах ХХ века поп Петро.

Приход объединял 7 окрестных деревень: Заледеево в 2-х верстах, Климино в 8-и верстах, Пашутино в 32-х верстах, Гольтявино в 44-х верстах, Сыромолотово в 6-и верстах, Юрохта (Юрокта) в 40 верстах и Яркино в 80-и верстах. Также некоторое время в состав Чадобского прихода входили деревни Проспихино (46 вёрст) и Кода (56 вёрст). В 1801 году в приходе было 520 душ мужского пола и 614 женского, в том числе инородцев более 200 душ обоего пола. На службы в церковь съезжались прихожане со всех окрестных деревень. Народ в Чадобце был гостеприимный, и все приезжавшие находили приют и угощение.

        В ведомости Спасской церкви за 1857 год в её приходе указаны три молитвенных дома в деревнях Пашутиной, Яркиной и Ирбинской, которые «построены недавно, когда именно и с чьего разрешения неизвестно». Сохранилось предание, согласно которому деревянную часовню в деревне Пашутиной построили в конце XVIII века иркутские купцы, проходившие с товарами на судах через Мурский порог. Сохранились краткие сведения и о часовне в деревне Яркиной, находившейся к северу от села Чадобского в 80 верстах, куда дорога пролегает через болота и речки. Часовня была построена главным образом на приношения инородцев-тунгусов, которые, приняв христианство, жертвовали на построение её звериные шкуры. Также на их пожертвования крестьяне деревни Яркиной впоследствии пристроили к часовне алтарь и купили колокола.

Церковная летопись в Чадобском велась с 1863 года. В фондах Кежемского историко-этнографического музея имени Ю. С. Кулаковой оказалась небольшая папка с документами, рассказывающими о деятельности причта церкви в селе Чадобец. Документы обнаружили случайно во время уборки на чердаке жилого дома, где они пролежали, судя по всему, более восьми десятков лет. Однако это не помешало им хорошо сохраниться. Документы показывают и внутреннюю жизнь причта Спасской церкви — отношения с прихожанами, деятельность местных священников, в том числе их обязанности. Среди последних важное место занимало представление в Енисейскую епархию метрических книг, исповедальных росписей по прихожанам, приходно-расходных книг на средства, поступающие в церковь, и тому подобное. К числу обязанностей священника, по всей видимости, относилась фиксация регулярности отправлений обрядов и соблюдения праздников, в частности Великого Поста и Причастия. К примеру, было обнаружено большое количество расписок об обязанности нести пост.

В документах содержался список с указанием числа прихожан в каждом населённом пункте, позволяющий уточнить и относительный половозрастной состав прихожан деревень, относившихся к приходу. Дополняет документы перечень всех родившихся и умерших в приходе с указанием места рождения/смерти, имени, данных родителей, причин смерти. Эти материалы позволяют реконструировать историю населения в приходе и воссоздать пофамильно состав населённых пунктов. Так, в списках за март-октябрь 1898 года указано, что основная причина смерти в деревне Яркиной – тиф, что может свидетельствовать об эпидемии. Имеется подобный список и за первую половину 1892 года. В нём фиксируется высокий уровень детской смертности. Среди причин упоминаются и такие, как «рак» и «угорел на мельнице». К числу статистических документов можно отнести и запись о результатах миссионерской деятельности причта. В ней указано, что в 1894 году было окрещено тунгусов: «январь – 8 душ мужеского пола и 5 душ женского пола, в феврале – 8 душ м. п. и 3 души ж. п., в марте – 14 душ м. п. и 12 душ ж. п., а в августе – один еврей». (Марина Иванова http://portal-kultura.ru/articles/symbol-of-faith/16071-spas-na-angare/)

Из древностей в храме имелись Евангелие 1782 года, резные иконы. Прихожанин из крестьян Иван Рукосуев пожертвовал церкви несколько новых икон в серебряных вызолоченных ризах. Бывшим церковным старостой Василием Кулаковым были пожертвованы две иконы Господа Вседержителя и Покрова Пресвятой Богородицы в серебряных ризах. При храме имелась скромная библиотека. В приходе действовала одна церковно-приходская школа, открытая в селе Чадобском в 1886 году, и две министерские в деревнях Заледеевой и Климиной. («Село Чадобское Енисейской епархии»//«Енисейские епархиальные ведомости», 1890, № 6; Краткое описание приходов Енисейской епархии», 1916 г.)

С Чадобской церковью отчасти связан рассказ Рукосуевой (Кулаковой) Евдокии Феоктистовны, видевшей воочию падение Тунгусского метеорита в 1908 году. Её воспоминания даются в пересказе В. А. Рукосуева в книге «Яркино. Кружева истории»:

«Коровы паслись на большом острове Домашний ниже деревни, который славился богатыми пастбищами. Вдали остался правый берег с деревней, со скалой, названной местными жителями Поп. Во время утренней дойки она услышала необычный звук, который стал быстро нарастать, переходя в почти нестерпимый. Звук раздавался откуда-то с неба. Высоко вверху летел к северу, оставляя дымный след, какой-то чёрный вытянутый предмет, охваченный огнём. Предмет скрылся за горизонтом, и тут же от огромной силы удара содрогнулась земля.

На севере, где-то далеко за хребтами, в стороне, где упал предмет, вспыхнуло странное свечение. Все жители деревни как один собрались в церкви. Кто-то испуганно молчал, кто-то говорил, что это конец света. Священник Дмитрий Флигинский старался ободрить, успокоить всех, отслужил службу. Говорил, что всё в руках Господа, но Бог милостив и знает, что делает. В этот день прихожане разошлись по домам далеко за полночь.

Небо по-прежнему светилось. Мало кто уснул в эту ночь… Позднее прошёл слух, что с неба упал небесный камень».

Нина Григорьевна Рукосуева, 1917 г. р., помнила, как при Советской власти рушили церковь: «Кресты в первую очередь сбили. Кресты были золотом покрыты. Хорошие были. Забрали их, увезли в Богучаны, тогда Богучанский район был. А куда они их подевали, не знаю. При нас колокола сбрасывал Серёжа Селифоновых. И когда он сбросил большой колокол, как яма была, так и счас яма там. Селифоновых-то – это прозбишше, а так-то он Кулаков Сергей, там ешшо кто-то, оне все исчахли. Бог есть, всё равно накажет, наказывает. У меня ещё из этой из церкви икона есть старинная. Какие-то иконы поп Петро раздал. Пришли, он видит по человеку. Вот мне икону и дали. Многим дали иконы. Которые если в Бога веруют, дак раздавали».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: