Внешняя политика советского государства в 20-30 гг

Окончание Первой мировой войны (подписание Версальского мирного договора в 1919 г.), гражданской войны и иностранной интервенции на территории России создали новые условия в международных отношениях:

 – противостояние стран капиталистического мира и принципиально новой общественно-политической системы Советского государства;

– обострились противоречия между капиталистическими государствами;

– стремление «пробуждающихся» стран Востока освободиться от опеки капиталистических государств.

Внешняя политика Советского государства, сохранив преемственность политике Российской империи в реализации геополитических задач, отличалась от нее новым характером и методами проведения. Ей была присуща идеологизация внешнеполитического курса, основанная на двух положениях, сформулированных В.И. Лениным.

Первое положение - принцип пролетарского интернационализма, предусматривающий взаимную помощь в борьбе международного рабочего класса и антикапиталистических национальных движений в слаборазвитых странах. Он основывался на вере большевиков в скорую социалистическую революцию в мировом масштабе. В развитие этого принципа в 1919 г. в Москве был создан Коммунистический Интернационал (Коминтерн). В него вошли многие левосоциалистические партии Европы и Азии, перешедшие на большевистские (коммунистические) позиции. Коминтерн с момента своего основания использовался Советской Россией для вмешательства во внутренние дела многих государств мира, что обостряло ее отношения с другими странами.

Второе положение - принцип мирного сосуществования с капиталистической системой - определялось необходимостью укрепления позиций Советского государства на международной арене, выхода из политической и экономической изоляции, обеспечения безопасности его границ. Он означал признание возможности мирного сотрудничества и, в первую очередь, развития экономических связей с Западом. Противоречивость двух этих принципиальных положений вызывала непоследовательность внешнеполитических акций молодого Советского государства.

Политика Запада в отношении Советской России была не менее противоречивой:

– стремился задушить новую политическую систему, изолировать ее в политическом и экономическом плане;

– компенсировать потерю денежных средств и материальной собственности, утраченных после Октября;

– вновь "открыть" Россию для получения доступа к ее сырьевым ресурсам, проникновения в нее иностранных капиталов и товаров.

В 1921 г. советское правительство предложило западным державам созвать международную конференцию для урегулирования спорных вопросов и юридического признания Советской России. В апреле 1922 г. открылась Генуэзская конференция. В ней участвовало 29 государств. Западные державы предъявили России совместные требования компенсировать долги царского и Временного правительств (18 млрд. руб. золотом), на что советское правительство предложило компенсировать ущерб, причиненный иностранной интервенцией в годы Гражданской войны (39 млрд. руб.). Переговоры зашли в тупик из-за взаимной неготовности к политическому компромиссу. Однако в ходе конференции наметился раскол среди западных держав. Это была первая победа советской дипломатии в условиях мира.

Германия в силу своего тяжелого политического и экономического положения первой пошла на сотрудничество с Советской Россией. Обе они отказались от взаимных денежных претензий. На основе Рапалльского договора 1922 г. советско-германские отношения развивались в 20-х годах в дружественном направлении. Советская Россия открыла свой внутренний рынок для сбыта германской промышленной продукции, а Германия получила возможность в условиях секретности размещать на советских предприятиях военные заказы, создавать на территории СССР военные производства и готовить военные кадры.

В 1924 г. Англия, крайне заинтересованная в торговле с Россией, первой официально признала Советское государство. Вслед за ней оно было признано Италией, Францией и другими странами мира. В 1924-1925 гг. Советский Союз установил дипломатические отношения с государствами разных континентов, заключил ряд торговых соглашений. Из ведущих капиталистических держав только США оставались на позиции политического непризнания СССР. Выход из международной изоляции явился главным итогом внешней политики Советского Союза в первой половине 20-х годов.

Вконце 20-начале 30-х гг. расширение советской дипломатической деятельности происходило в условиях, когда Советский Союз продолжал играть на реально существующих противоречиях между великими державами, всеми способами стремясь избегать конфликтов и провокаций, поскольку страна переживала период глубочайших экономических и социальных потрясений и была ими на какое-то время ослаблена.

Международные отношения характеризовались тремя основными факторами:

– одновременно с преимущественным развитием отношений с Германией советская дипломатия направила свои усилия на расширение отношений с другими государствами, надеясь на уве­личение торгового обмена с ними, необходимого для выполнения планов экономического строительства и обеспечения безопасности страны;

– индустриальные страны, пережившие экономический кризис, про­являли все больший интерес к улучшению своих отношений с Советским Союзом, который рассматривался ими как огромный потенциальный рынок;

– рост правого экстремизма и национализма в Германии побуждали страны, подписавшие Версальский мирный договор и заинтересованные в сохранении послевоенного статус-кво, развивать дипломатические отно­шения с Советским Союзом.

Глу­бокий мировой экономический кризис, начавшийся в 1929 г., вызвал серьезные внутриполитические изменения во всех капиталистических странах. В одних (Англия, Франция и др.) он привел к власти силы, стремившиеся провести широкие внутренние преобразования демократического характера. В других (Германия, Италия) кризис способствовал формированию антидемократи­ческих (фашистских) режимов. Именно эти режимы стали за­чинщиками новых военных конфликтов (особенно после прихода Гитлера к власти в Германии в 1933 г.).

Быстрыми темпами начали формироваться очаги международной напряжен­ности. Один сложился в Европе из-за агрессивности фашистских Германии и Италии. Второй – на Дальнем Востоке из-за гегемонистских притязаний японских милитаристов.

В первой половине 30-х гг. СССР добился дальнейшего укрепления своих позиций на международной арене. В конце 1933 г. США признали Советский Союз, и между двумя странами были установлены дипломатические отноше­ния. Нормализация политических отношений между США и СССР благопри­ятно сказалась на их торгово-экономических связях. В сентябре 1934 г. Совет­ский Союз был принят в Лигу Наций и стал постоянным членом ее Совета.

Советские руководители внимательно следили за ходом развития событий в Германии. Сталин первоначально продемонстрировал достаточно спокойное отношение к приходу Гитлера к власти. Он даже симпатизировал новому немецкому фюреру. В дальнейшем, став его противником, Сталин искренне восхищался и ставил в пример своим соратникам умением немецкого лидера ловко и нагло использовать противоречия в лагере противников для достижения своих целей.

Однако сближение Германии и Польши, которое создавало угрозу Украине, серьезно встревожило советское руководство. Тревожила и активная милитаризация Германии:

– 16 марта 1935 г. подписан декрет о введении всеобщей воинской повин­ности в Германии;

– 7 марта 1936 г. Германия заявила об отказе от Локарнских соглашений и ввела войска в демилитаризованную Рейнскую зону (вплотную к границам Франции);

– сентябрь 1936 г. – в Германии введен «четырехлетний план», главная цель которого – перевод всей экономики на военные рельсы;

– в 1936-1937 гг. происходит создание Антикоминтерновского пакта (Гер­мания, Япония, Италия).

Гражданская война в Испании сильно осложнила политическую обстановку в Европе. Генералу Франко оказывали широкую политическую и во­енную поддержку Германия и Италия. Франция и Англия придерживались нейтралитета (ту же позицию разделяли и США).

Советский Союз в начале объявил о политике невмешательства, на которой особен­но настаивали Франция и Великобритания, но уже в октябре СССР открыто заявил о своей поддержке Испанской республике. В обмен на золото Совет­ский Союз предоставил республиканскому правительству военную технику и три тысячи «советни­ков».

Таким образом, на земле Испании произошло первое столкновение фашистских и антифашистских сил. Бывшие «друзья», хоть и тайно скрестили оружие. Помимо политических, правительства и военные штабы разрабатывали стратегию и тактику будущей мировой войны, испытывали в боевых условиях современные образцы боевой техники и определяли пути их дальнейшего совершенствования.

Гражданская война в Испа­нии закончилась в 1939 г. победой франкистов.

Особенно опасными для сохранения мира и безопасности в Европе были территориальные притязания гитлеровской Германии. В марте 1938 г. Герма­ния осуществила аншлюс (присоединение) Австрии. Гитлеровская агрессия угрожала и Чехословакии. Поэтому СССР выступил в защиту ее территори­альной целостности. Опираясь на договор 1935 г., советское правительство предложило свою помощь и двинуло к западной границе 30 дивизий, авиа­цию и танки. Однако правительство Бенеша от помощи отказалось и выпол­нило требование Гитлера передать Германии Судетскую область, населенную, в основном, немцами.

17 марта 1938 г. советское правительство предложило созвать международ­ную конференцию для рассмотрения «практических мер против развития агрессии и опасности новой мировой бойни». Это предложение было отвергнуто Лондоном как «усиливающее тенденцию к образованию блоков и под­рывающее перспективы установления мира в Европе». Западные державы проводили политику уступок фашистской Германии, надеясь создать из нее надежный противовес против СССР и направить ее агрессию на Восток. Кульминацией этой политики стало Мюнхенское соглашение (сентябрь 1938 г.) между Германией, Италией, Англией и Францией. Оно юридически оформи­ло расчленение Чехословакии.

В середине 30-х гг. осложняется положение СССР на Дальнем Востоке. К 1938 г. значительные силы японцев сконцентрировались в Маньчжурии, их секретные агенты активно действовали в Монголии, Синьцзяне и в самом Советском Союзе. Японцы несколько раз пытались проверить мощь россий­ской обороны, провоцируя на разных участках границы вооруженные столк­новения, но на полномасштабные военные акции не решались. Летом 1938 г. произошел вооруженный конфликт на территории СССР в районе озера Хасан. Японская группировка была отброшена. В мае 1939 г. японские войска вторглись в Монголию. Во второй половине августа части Красной Армии и монгольских войск под командованием Г. К. Жу­кова разгромили их в районе реки Халхин-Гол. Хорошо обученная и вооружённая, обладающая трёхлетним опытом войны в Китае, 6-я отдельная японская армия за считанные дни в буквальном смысле слова перестала существовать. Потери японских войск, вторгшихся на территорию МНР, составили около 61 тыс. человек убитыми, ранеными и пленными, т.е. 73% от общего числа участвовавших в боевых действиях японских войск. Потери советско-монгольских войск – свыше 18,5 тыс. человек.

15 сентября 1939 г. было заклю­чено перемирие. Поражение вызвало полную растерянность и панику в Токио, больно ударило по самолюбию. В дальнейшем японское руководство будет проводить более осторожную политику в отношениях с Советским Союзом. Во многом благодаря отрезвляющему душу на Халхин-Голе, Япония не решится напасть на СССР в ходе Второй мировой войны.

Таким образом, в конце 20-начале 30-х гг. дипломатическая активность Советской России была направлена на раскол враждебных ей коалиций и утверждение своего внешнеполитического статуса. В 30-е гг. СССР стал ба­лансировать в политической борьбе между Германией и западными держава­ми, выбирая подходящий блок.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: