Цель. Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.
Проверочная работа |
1. Найди и зачеркни ошибку: К млекопитающим относятся медведи, зайцы, жирафы, слоны, киты, акулы. |
2. Закончи предложение, выбрав правильный ответ: Львы, слоны, страусы, бобры, акулы – это…… а) млекопитающие; б) животные; в) домашние животные; г) дикие животные. |
2. Какая из этих птиц зерноядная, какая хищная, а какая насекомоядная? Вставь пропущенное слово: Скворец – это _________________________птица. Воробей — это __________________________птица. Орел – это ______________________________птица. |
4. Какие растения не имеют органов? а) цветковые б) хвойные в) мхи г) водоросли. |
5. Какие растения имеют все органы? Подчеркни правильный ответ: водоросли, мхи, цветковые, хвойные. |
Технологические карты уроков
|
|
Что у нас над головой?»
Класс: 1.
Цель: формировать представления о дневном и ночном небе, элементарные сведения о солнце и облаках, луне и звездах.
Планируемые образовательные результаты:
П редметные: научатся наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нем; моделировать форму солнца и форму созвездий; находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; получат возможность научиться понимать учебную задачу урокаи стремиться ее выполнять; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой.
Метапредметные:
регулятивные – формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;
познавательные – активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения
Ход урока
Этапы | Действие учителя | Действие учащихся | УУД | |||||||||
1.Орг.момент | Настрой на работу Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность. (Слайд 1) | Личностные УУД: - формирование внутренней потребности включения в учебную деятельность. - формирование положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке. | ||||||||||
2. Актуализация знаний. | Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. (Слайд 2) Беседа по вопросам: – Утром идет Муравей Вопросик в школу и думает: «А что у меня над головой?» Ответьте ему, ребята. – А у Вопросика опять вопрос: «Небо, солнце и облака – всё это мы видим днем. А кто знает, каким становится небо поздно вечером и ночью? Что на нем можно увидеть?» | – Небо, солнце, облака. – Звезды и луну. | Регулятивные УУД: формирование умения проговаривать последовательность действий на уроке Коммуникативные УУД: -формирование умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; Личностные УУД: - способствовать умению активно высказывать свою точку зрения, аргументировать её. П ознавательные УУД: -формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя | |||||||||
3. Постановка учебной задачи. | Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации – Кто догадался, о чём сегодня на уроке пойдёт разговор? - Прочитайте тему урока. (читающие ученики) (Слайд 3) - Что бы вы хотели узнать про эти небесные тела? | Выдвигают гипотезы, обсуждают. | Л - выдвижение гипотез и их обоснование; К- участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения, высказывать и обосновывать свою точку зрения Р: понимать и сохранять учебную задачу; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |||||||||
4.Изучение новых знаний (получение понятия о главной идее темы) | 1. Загадки. - Мудрая Черепаха приготовила для вас загадки: (Слайд 4) 1) Это что за потолок? То он низок, то высок, То он сер, то беловат, То чуть-чуть голубоват. А порой такой красивый - Кружевной и синий-синий! (Небо) 2) Пушистая лошадка, А может бегемот, А может просто ватка Над нами вдаль плывет. (Облака) - А что такое облако? Из чего оно состоит? - Вот, что удалось узнать Вопросику у Черепахи: Облако – это скопление крошечных капелек воды или кристалликов льда, поднятых в небо нагретым воздухом. Облака бывают самых разных форм и расцветок. - Посмотрите на небо. Есть ли сегодня облака? - Какой они формы? А бывают ли облака другой формы? - Предположите, от чего может зависеть форма облаков? (Слайд 5) - Посмотрите на экран, на что похожи эти облака? - Такие облака называют кучевыми. Действительно, как-будто большая куча ваты летит по небу. В очертаниях таких облаков можно разглядеть разных животных, растения или какие-нибудь предметы. Из таких облаков обычно идёт проливной дождь, но он быстро заканчивается. (Слайд 6) - Сравните облака на экране с теми, которые у нас сегодня в небе? Что вы можете про них сказать? - Эти облака называют слоистыми. Они плотным слоем закрывают небосклон. Эти облака расположены ближе всего к земле. Дождь, который идёт из слоистых облаков, самый затяжной. Может идти несколько дней без остановки. (Слайд 7) - А такие облака вы когда-нибудь видели? На что они похожи? - Их называют перистыми, ведь они напоминают перья птиц. Расположены такие облака выше всех остальных облаков. Они состоят из кристалликов льда, поэтому дождь из таких облаков не идёт. - От чего же зависит форма облаков? 3) Ты весь мир обогреваешь Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все... (солнце) - Кто знает, что такое солнце? - Об этом вам расскажет Мудрая Черепаха: Солнце – самая главная звезда в жизни каждого человека. Она находится ближе всех к Земле. Это источник света и тепла, без него жизнь на Земле невозможна. 2. Работа с геометрическим материалом (показ трёх предметов: кубик, тарелка, мяч.) - Откройте учебник на с.18. Беседа по вопросам: – Мудрая Черепаха просит посмотреть на изображение солнца и подумать, какую форму оно имеет. Хотя мы видим в небе круг, на самом деле солнце – шар. Соедините в тетради стрелкой предмет, на который похоже солнце. - Слепите из пластилина модель солнца. (проверка) - Солнышки у вас получились маленькие и яркие. На самом деле Солнце огромное, во много раз больше Земли. (Звучит фрагмент песни «Я на солнышке лежу») - Вы узнали героев и мультфильм? (Слайд 8) - Все мы любим солнечную погоду. Но мы не будем лежать на солнышке, как Львёнок, а наоборот, подвигаемся. Физминутка - Как вы думаете, а хороши ли солнечные лучи для здоровья человека? - Хоть человек не может жить без солнечного света, но долго находиться на солнце опасно. Можно получить солнечный удар. - Какие правила нужно соблюдать, чтобы Солнце не нанесло вред здоровью? 3. Работа по учебнику С. 19 (Слайд 9) - Какие небесные тела вы видите на картинках, которые можно наблюдать на ночном небе? | Отгадывают загадки. Обсуждают (беседа), высказывают своё мнение. | Познавательные УУД: формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Регулятивные УУД: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные УУД: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; -слушать и понимать речь других; | |||||||||
5. Первичное осмысление и закрепление | 1. Беседа о Луне
- Послушайте стихотворение С. Я. Маршака «Отчего у месяца нет платья». (Приложение)
- О каком явлении нам рассказал поэт?
2. Беседа о созвездиях.
- На ночном небе можно увидеть множество звёзд. Одни расположены поодиночке, другие – группами. Эти группы учёные называют созвездиями.
- Какие созвездия вы знаете? Посмотрите на экран.
(Слайд 10)
- Кто-то из вас родился под созвездием Льва, Стрельца, Козерога, а кто-то – Весов, Девы или Скорпиона.
- Еще в древности, много-много лет назад, люди видели на небе фигуры из звезд. Многие фигуры напоминали людям животных, и созвездия назвали их именами. Например, Большая Медведица. Посмотрите, как много звезд в этом созвездии на старинной карте звездного неба (с. 19 учебника).
3. Работа с атласом-определителем.
- Посмотреть, как выглядят разные созвездия можно в атласе-определителе. (С. 210-218)
(каждая группа рассматривает созвездия на одной странице)
- Узнать, сколько звёзд на небе, люди пытались очень-очень давно. Тех, кто проводили бессонные ночи, подсчитывая звёзды, так и прозвали – звездочёты. Позднее появилось другое имя – астрономы. (от астра – звезда)
- Сначала небо рассматривали в подзорную трубу, потом появились телескопы. Но даже самые современные аппараты не могут подсчитать точное количество звёзд. Пока их, примерно, двести миллионов.
3. 1. Беседа о созвездии «Большая медведица»
- Существует легенда о том, как появилось созвездие «Большая Медведица».
Если эти звезды соединить, то из них как раз и получается медведица с головой, туловищем и хвостом. Но у настоящих медведей хвост короткий, а у созвездия – длинный. Таким он стал потому, что ее тянули за хвост на небо. Об этом рассказывает одна из сказок-легенд. Оказывается, это не просто медведица, а красавица по имени Каллисто! Злая волшебница превратила ее в медведицу. Сын Каллисто, Аркас, не знал об этом и чуть было не застрелил медведицу на охоте. Но добрый волшебник спас ее: схватил за хвост, потянул на небо и превратил в созвездие.
На небе обычно трудно разглядеть все звезды Большой Медведицы, зато семь звезд «ковша» всегда хорошо видны.
2. Работа в тетради С.10,№ 1, 2
1. Соедините линиями точки на рисунке так, чтобы получился ковш Большой Медведицы. Проверьте себя по учебнику.
- Сосчитайте, сколько звёзд образуют ковш с ручкой? Эти звёзды помогают путешественникам ориентироваться ночью. 2. Понаблюдайте и отметьте «+», какие облака сегодня на небе. | Слушают, отвечают на вопросы, рассуждают. Каждая группа рассказывает о созвездиях, которые они рассмотрели. | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные УУД: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; -слушать и понимать речь других; - умение работать в группе. | |||||||||
6. Рефлексия | – Что нового вы узнали о Солнце? Что можно увидеть на небе ночью? С каким созвездием мы познакомились? - Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте звёздочку в правом верхнем углу. | Делают рефлексию. | Регулятивные УУД: Формирования умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию. |