Диагностическая методика «Существенные признаки». С.Я. Рубинштейна

Цель. Методика выявляет способность испытуемого отделять существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных. Кроме того, наличие ряда заданий, одинаковых по характеру выполнения, позволяет судить о последовательности рассуждений испытуемого.

Проверочная работа
1. Найди и зачеркни ошибку: К млекопитающим относятся медведи, зайцы, жирафы, слоны, киты, акулы.
2. Закончи предложение, выбрав правильный ответ: Львы, слоны, страусы, бобры, акулы – это…… а) млекопитающие; б) животные; в) домашние животные; г) дикие животные.
2. Какая из этих птиц зерноядная, какая хищная, а какая насекомоядная?   Вставь пропущенное слово: Скворец – это _________________________птица. Воробей — это __________________________птица. Орел – это ______________________________птица.
4. Какие растения не имеют органов? а) цветковые б) хвойные в) мхи г) водоросли.
5. Какие растения имеют все органы? Подчеркни правильный ответ: водоросли, мхи, цветковые, хвойные.

Технологические карты уроков

Что у нас над головой?»

Класс: 1.

Цель: формировать представления о дневном и ночном небе, элементарные сведения о солнце и облаках, луне и звездах.

Планируемые образовательные результаты:

П редметные: научатся наблюдать и сравнивать дневное и ночное небо, рассказывать о нем; моделировать форму солнца и форму созвездий; находить на ночном небе ковш Большой Медведицы; получат возможность научиться понимать учебную задачу урокаи стремиться ее выполнять; проводить наблюдения за созвездиями, Луной, погодой.

Метапредметные:

регулятивные – формировать умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке;

познавательные – активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения

Ход урока

Этапы Действие учителя Действие учащихся УУД
1.Орг.момент Настрой на работу Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность.  (Слайд 1)   Личностные УУД: - формирование внутренней потребности включения в учебную деятельность. - формирование положительного самоопределения ученика к деятельности на уроке.
2. Актуализация знаний. Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. (Слайд 2) Беседа по вопросам: – Утром идет Муравей Вопросик в школу и думает: «А что у меня над головой?» Ответьте ему, ребята. – А у Вопросика опять вопрос: «Небо, солнце и облака – всё это мы видим днем. А кто знает, каким становится небо поздно вечером и ночью? Что на нем можно увидеть?» – Небо, солнце, облака. – Звезды и луну. Регулятивные УУД:  формирование умения проговаривать последовательность действий на уроке Коммуникативные УУД: -формирование умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; Личностные УУД: - способствовать умению активно высказывать свою точку зрения, аргументировать её. П ознавательные УУД: -формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя
3. Постановка учебной задачи. Активизация знаний учащихся и создание проблемной ситуации – Кто догадался, о чём сегодня на уроке пойдёт разговор? - Прочитайте тему урока. (читающие ученики) (Слайд 3) - Что бы вы хотели узнать про эти небесные тела? Выдвигают гипотезы, обсуждают. Л - выдвижение гипотез и их обоснование; К- участвовать в общей беседе, соблюдать правила речевого поведения, высказывать и обосновывать свою точку зрения Р: понимать и сохранять учебную задачу; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
4.Изучение новых знаний (получение понятия о главной идее темы) 1. Загадки. - Мудрая Черепаха приготовила для вас загадки: (Слайд 4) 1) Это что за потолок?    То он низок, то высок,    То он сер, то беловат,    То чуть-чуть голубоват.    А порой такой красивый -    Кружевной и синий-синий! (Небо)   2) Пушистая лошадка,    А может бегемот,   А может просто ватка   Над нами вдаль плывет.    (Облака) - А что такое облако? Из чего оно состоит? - Вот, что удалось узнать Вопросику у Черепахи: Облако – это скопление крошечных капелек воды или кристалликов льда, поднятых в небо нагретым воздухом. Облака бывают самых разных форм и расцветок. - Посмотрите на небо. Есть ли сегодня облака? - Какой они формы? А бывают ли облака другой формы? - Предположите, от чего может зависеть форма облаков? (Слайд 5) - Посмотрите на экран, на что похожи эти облака? - Такие облака называют кучевыми. Действительно, как-будто большая куча ваты летит по небу. В очертаниях таких облаков можно разглядеть разных животных, растения или какие-нибудь предметы. Из таких облаков обычно идёт проливной дождь, но он быстро заканчивается. (Слайд 6) - Сравните облака на экране с теми, которые у нас сегодня в небе? Что вы можете про них сказать? - Эти облака называют слоистыми. Они плотным слоем закрывают небосклон. Эти облака расположены ближе всего к земле. Дождь, который идёт из слоистых облаков, самый затяжной. Может идти несколько дней без остановки. (Слайд 7) - А такие облака вы когда-нибудь видели? На что они похожи? - Их называют перистыми, ведь они напоминают перья птиц. Расположены такие облака выше всех остальных облаков. Они состоят из кристалликов льда, поэтому дождь из таких облаков не идёт. - От чего же зависит форма облаков? 3) Ты весь мир обогреваешь      Ты усталости не знаешь,      Улыбаешься в оконце,       И зовут тебя все... (солнце) - Кто знает, что такое солнце? - Об этом вам расскажет Мудрая Черепаха: Солнце – самая главная звезда в жизни каждого человека. Она находится ближе всех к Земле. Это источник света и тепла, без него жизнь на Земле невозможна. 2. Работа с геометрическим материалом (показ трёх предметов: кубик, тарелка, мяч.) - Откройте учебник на с.18. Беседа по вопросам: – Мудрая Черепаха просит посмотреть на изображение солнца и подумать, какую форму оно имеет. Хотя мы видим в небе круг, на самом деле солнце – шар. Соедините в тетради стрелкой предмет, на который похоже солнце. - Слепите из пластилина модель солнца. (проверка) - Солнышки у вас получились маленькие и яркие. На самом деле Солнце огромное, во много раз больше Земли. (Звучит фрагмент песни «Я на солнышке лежу») - Вы узнали героев и мультфильм? (Слайд 8) - Все мы любим солнечную погоду. Но мы не будем лежать на солнышке, как Львёнок, а наоборот, подвигаемся. Физминутка - Как вы думаете, а хороши ли солнечные лучи для здоровья человека? - Хоть человек не может жить без солнечного света, но долго находиться на солнце опасно. Можно получить солнечный удар. - Какие правила нужно соблюдать, чтобы Солнце не нанесло вред здоровью? 3. Работа по учебнику С. 19 (Слайд 9) - Какие небесные тела вы видите на картинках, которые можно наблюдать на ночном небе?   Отгадывают загадки.   Обсуждают (беседа), высказывают своё мнение. Познавательные УУД:  формирование умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; Регулятивные УУД:  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Коммуникативные УУД: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; -слушать и понимать речь других;
5. Первичное осмысление и закрепление 1. Беседа о Луне - Послушайте стихотворение С. Я. Маршака «Отчего у месяца нет платья». (Приложение) - О каком явлении нам рассказал поэт? 2. Беседа о созвездиях. - На ночном небе можно увидеть множество звёзд. Одни расположены поодиночке, другие – группами. Эти группы учёные называют созвездиями. - Какие созвездия вы знаете? Посмотрите на экран. (Слайд 10) - Кто-то из вас родился под созвездием Льва, Стрельца, Козерога, а кто-то – Весов, Девы или Скорпиона. - Еще в древности, много-много лет назад, люди видели на небе фигуры из звезд. Многие фигуры напоминали людям животных, и созвездия назвали их именами. Например, Большая Медведица. Посмотрите, как много звезд в этом созвездии на старинной карте звездного неба (с. 19 учебника). 3. Работа с атласом-определителем. - Посмотреть, как выглядят разные созвездия можно в атласе-определителе. (С. 210-218) (каждая группа рассматривает созвездия на одной странице) - Узнать, сколько звёзд на небе, люди пытались очень-очень давно. Тех, кто проводили бессонные ночи, подсчитывая звёзды, так и прозвали – звездочёты. Позднее появилось другое имя – астрономы. (от астра – звезда) - Сначала небо рассматривали в подзорную трубу, потом появились телескопы. Но даже самые современные аппараты не могут подсчитать точное количество звёзд. Пока их, примерно, двести миллионов. 3. 1. Беседа о созвездии «Большая медведица» - Существует легенда о том, как появилось созвездие «Большая Медведица». Если эти звезды соединить, то из них как раз и получается медведица с головой, туловищем и хвостом. Но у настоящих медведей хвост короткий, а у созвездия – длинный. Таким он стал потому, что ее тянули за хвост на небо. Об этом рассказывает одна из сказок-легенд. Оказывается, это не просто медведица, а красавица по имени Каллисто! Злая волшебница превратила ее в медведицу. Сын Каллисто, Аркас, не знал об этом и чуть было не застрелил медведицу на охоте. Но добрый волшебник спас ее: схватил за хвост, потянул на небо и превратил в созвездие. На небе обычно трудно разглядеть все звезды Большой Медведицы, зато семь звезд «ковша» всегда хорошо видны. 2. Работа в тетради С.10,№ 1, 2 1. Соедините линиями точки на рисунке так, чтобы получился ковш Большой Медведицы. Проверьте себя по учебнику.
 


- Сосчитайте, сколько звёзд образуют ковш с ручкой? Эти звёзды помогают путешественникам ориентироваться ночью.

2. Понаблюдайте и отметьте «+», какие облака сегодня  на небе.

Слушают, отвечают на вопросы, рассуждают. Каждая группа рассказывает о созвездиях, которые они рассмотрели. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; Коммуникативные УУД: - уметь оформлять свои мысли в устной форме; -слушать и понимать речь других; - умение работать в группе.
6. Рефлексия – Что нового вы узнали о Солнце? Что можно увидеть на небе ночью? С каким созвездием мы познакомились? - Оцените свою работу на уроке. Нарисуйте звёздочку в правом верхнем углу.     Делают рефлексию. Регулятивные УУД: Формирования умения осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: