I. Нормативно-правовые аспекты проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования»

Региональный модельный центр дополнительного образования Рязанской области

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ

ПРОГРАММ

Рязань 2018

 

Печатается по решению экспертного совета Регионального модельного центра Рязанской области

 

 

Составитель: Кувшинкова Ирина Анатольевна - доцент кафедры технологий обучения, воспитания и дополнительного образования ОГПУ ДПО «Рязанский институт развития образования», кандидат педагогических наук.

Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих  программ.

 

 

В предлагаемом методическом материале представлены современные требования к проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ с учетом актуальной нормативно-правовой базы.

Адресовано руководителям, методистам, педагогам учреждений дополнительного образования.

 _______________________________________________________________              

     _____________

ОГЛАВЛЕНИЕ

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ   ПРОГРАММ ……………………………..стр.4

Общие положения

Характеристика дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Требования к условиям реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Рекомендуемый режим занятий детей в организациях дополнительного образования.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ……………………………….стр. 12

Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ С ПРИМЕНЕНИЕМ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ, ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ…..стр.29

СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………..стр.34

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ

ПРОГРАММ

I. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ ПРОГРАММ

1. Общие положения

1.1. Назначение и область применения методических рекомендаций.

1.1.1. Методические рекомендации адресованы педагогам-разработчикам дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ; руководителям образовательных организаций, утверждающим данные программы; экспертам, определяющим их качество.

1.1.2. Методические рекомендации не являются нормативным актом, но рекомендуются к использованию при разработке и независимой оценке качества дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

1.2. Нормативно-правовые основания проектирования дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

В настоящее время цели, содержание и условия реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ представлены в следующих нормативных документах:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Далее – ФЗ № 273).

2. Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р (Далее – Концепция).

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Далее – Приказ № 1008)

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9 января 2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (Далее – Приказ № 2)

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

6. Приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей», утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 30 ноября 2016 г. № 11).

2. Характеристика дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

2.1. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа представляет собой «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» (ФЗ № 273, гл.1, ст.2, п.9).

2.2. Лица, осваивающие дополнительные общеобразовательные программы, называются «учащимися» (ФЗ ст.33, п.2).

2.3. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если настоящим Федеральным законом не установлено иное (ФЗ № 273, гл.1, ст.12, п.5).

2.4. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы имеют право реализовывать образовательные организации любых типов: дошкольные образовательные организации; общеобразовательные организации; профессиональные образовательные организации; образовательные организации высшего образования; организации дополнительного образования; организации дополнительного профессионального образования (ФЗ № 273, ст.23, п.3,4); а также организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, включая организации для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иные юридические лица (ФЗ № 273, ст.31); нетиповые образовательные организации (ФЗ № 273, ст.77).

2.5. Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на следующих основаниях (Концепция, гл.IV):

 свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;

 соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;

 вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;

 разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;

 модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;

 ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;

 творческий и продуктивный характер образовательных программ;

 открытый и сетевой характер реализации.

2.6. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей (ФЗ № 273, ст.75, п.1), но при этом к освоению образовательного содержания допускаются любые лица без предъявления требований к уровню образования, если иное не обусловлено спецификой реализуемой образовательной программы (ФЗ № 273, ст.75, п.3); в работе объединений при наличии условий и согласия руководителя объединения могут участвовать совместно с несовершеннолетними учащимися их родители (законные представители) без включения в основной состав (Приказ № 1008, п.15).

2.7. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы реализуются в пространстве, не ограниченном образовательными стандартами: в дополнительном образовании федеральные государственные образовательные стандарты не предусматриваются (ФЗ № 273, ст.2, п. 14), а только федеральные государственные требования и то, исключительно по отношению к дополнительным предпрофессиональным программам.

3. Классификация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

3.1. Общеобразовательные программы делятся на общеразвивающие и предпрофессиональные программы (ФЗ № 273, гл. 10, ст. 75, п. 2)

3.2. Выделяется особая группа дополнительных общеразвивающих программ, имеющих целью подготовку несовершеннолетних учащихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества (ФЗ № 273, ст.86).

3.3. В организациях дополнительного образования возможна реализация и образовательных программы дошкольного образования, которые направлены «на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижения детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими программ начального общего образования» (ФЗ № 273, ст.86).

3.4. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы по целевому ориентиру и уровню сложности делятся на три уровня: ознакомительный, базовый и углубленный.

4. Содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

4.1. Дополнительная общеразвивающая программа является нормативным документом, содержащим максимально полную информацию о дополнительном образовании, предлагаемом детям преимущественно в возрасте от 5 до 18 лет; имеющим конкретизированные образовательные цель и задачи, а также фиксируемые, диагностируемые и оцениваемые образовательные результаты.

4.2. Содержание дополнительных общеобразовательных программ определяется в рамках следующих направленностей: техническая, естественно-научная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая и социально-педагогическая.

4.3. Содержание и сроки обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются и утверждаются организацией, осуществляющей по ним образовательную деятельность (ФЗ № 273, гл.2, ст.12, п.5; гл. 10, ст.75, п.4).

4.4. Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы предназначены для детей и взрослых (ФЗ № 273, ст.75, п.2), и их содержание должно быть ориентировано на:

 создание необходимых условий для личностного развития детей, позитивной социализации и профессионального самоопределения (Концепция, гл.2), адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации и творческого труда обучающихся (Приказ № 1008);

удовлетворение индивидуальных потребностей детей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством (Концепция, гл.2; Приказ № 1008);

формирование и развитие творческих способностей детей, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся (Концепция, гл.2; Приказ № 1008), а также лиц, проявивших выдающиеся способности (Приказ № 1008);

обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания детей (Концепция, гл.2; Приказ № 1008);

формирование общей культуры (Приказ № 1008), культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья (Концепция, гл.2; Приказ № 1008);

подготовку спортивного резерва и спортсменов высокого класса в соответствии с федеральными стандартами спортивной подготовки, в том числе из числа обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов (Концепция, гл.2; Приказ № 1008);

удовлетворение иных образовательных потребностей и интересов обучающихся, не противоречащих законодательству Российской Федерации, осуществляемых за пределами ФГОС и федеральных государственных требований (Приказ № 1008).

4.5. Содержание программы оформляется в учебном плане. Учебный план - это документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), тем, практики, иных видов учебной деятельности и формы аттестации обучающихся (ФЗ № 273, ст.2, п. 22; ст. 47, п. 5).

5. Требования к условиям реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

5.1. Общие требования к условиям реализации образовательных программ зафиксированы в ФЗ № 273, п.п. 13-19, где определен язык образования, формы реализации образовательных программ, формы получения образования и обучения, печатные и электронные образовательные ресурсы, информационные ресурсы.

5.2. Содержание и сроки обучения по дополнительным общеобразовательным программам определяются и утверждаются организацией, осуществляющей по ним образовательную деятельность (ФЗ № 273, гл.2, ст.12, п.5; гл. 10, ст.75, п.4).

5.3. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, реализуют дополнительные общеобразовательные программы в течение всего календарного года, включая каникулярное время (Приказ № 1008, п.6).

5.4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, организуют образовательный процесс в соответствии индивидуальными учебными планами в объединениях по интересам, сформированных в группы учащихся одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), являющиеся основным составом объединения (например, клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры), а также индивидуально (Приказ № 1008, п.7).

5.5. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность

5.6. Согласно Закону № 273-ФЗ образовательные программы:

 могут реализовываться как самостоятельно, так и в формате сетевого взаимодействия (ФЗ № 273, гл. 2, ст. 13, п. 1; гл. 2, ст. 15);

 могут осуществляться на основе использования различных образовательных технологий, в том числе дистанционных и электронного обучения (ФЗ № 273, гл. 2, ст. 13, п. 2; гл. 2, ст. 16);

 могут использовать форму организации образовательной деятельности, основанную на «модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов» (ФЗ

№ 273, гл.2, ст. 13, п. 3);

 посредством разработки индивидуальных учебных планов могут обеспечивать «освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося» (ФЗ № 273, гл. 1, ст. 2, п. 23);

 могут обеспечивать обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы, что осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность (гл.1, ст. 34, п. 3);

 могут способствовать решению задач инклюзивного образования, направленного на «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (ФЗ № 273, гл. 1, ст. 2, п. 27) при создании специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (Далее - ОВЗ), «без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ» (ФЗ № 273, гл. 11, ст. 79, п. 3-4);

 с учетом особенностей обучающихся могут осуществляться в очной, очно-заочной или заочной форме (ФЗ № 273, гл. 2, ст. 17, п. 2), а также «допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения» (гл. 2, ст. 17, п. 4).

5.7. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (раздел 8) нормируют требования организации образовательного процесса:

 особенности зачисления (п. 8.10);

 занятия в объединениях проводятся по группам, подгруппам, индивидуально или всем составом объединения» (п. 8.2);

 продолжительность занятий и их кратность в неделю в объединениях устанавливаются локальным нормативным актом организации (п. 8.2), но рекомендуемая продолжительность занятий детей в учебные дни - не более 3-х академических часов в день, в выходные и каникулярные дни - не более 4 академических часов в день, после 30-45 минут теоретических занятий рекомендуется организовывать перерыв длительностью не менее 10 мин;

 режим занятий (п.п. 8.3, 8.4), в т.ч. с использованием информационных средств (п.п. 8.7, 8.8) и их продолжительность (п. 8.5): продолжительность непрерывного использования на занятиях интерактивной доски для детей 7-9 лет составляет не более 20 минут, старше 9 лет - не более 30 минут;

 максимальный объем нагрузки (п. 8.6).

При определении предельной наполняемости групп рекомендуется руководствоваться Приложением №1 «Рекомендуемые состав и площади помещений в организациях дополнительного образования» к Сан ПиН 2.4.4.3172-14.

6. Рекомендуемый режим занятий детей в организациях дополнительного образования.

6.1. Продолжительность занятий в объединениях устанавливается локальным нормативным актом организации дополнительного образования детей, реализующей дополнительные общеобразовательные программы различной направленности, тем не менее, рекомендуемый режим занятий детей представлен в таблице 1.

 

 

Таблица 1

Рекомендуемый режим занятий детей в ОДО различной направленности

 

№ п/п Направленность объединения Число занятий в неделю Число и продолжительность занятий в день
1. Техническая 2 - 3 2 по 45 мин.;
1.1. Объединения с использованием компьютерной техники 1 - 3 2 по 30 мин. для детей в возрасте до 10 лет; 2 по 45 мин. для остальных обучающихся;
2. Художественная 2 - 3 2 - 3 по 45 мин.;
2.1. Объединения изобразительного и декоративно-прикладного искусства 2 - 3 2 - 4 по 45 мин.;
2.2. Музыкальные и вокальные объединения 2 - 3 2 - 3 по 45 мин. (групповые занятия); 30 - 45 мин. (индивидуальные занятия);
2.3. Хоровые объединения 2 - 4 2 - 3 по 45 мин.
2.4. Оркестровые объединения 2 - 3 30 - 45 мин. (индивидуальные занятия); репетиция до 4-х часов с внутренним перерывом 20 - 25 мин.;
2.5. Хореографические объединения 2 - 4 2 по 30 мин. для детей в возрасте до 8 лет; 2 по 45 мин. - для остальных обучающихся;
3. Туристско-краеведческая 2 - 4; 1 - 2 похода или занятия на местности в месяц 2 - 4 по 45 мин.; занятия на местности или поход - до 8 часов;
4. Естественнонаучная 1 - 3 2 - 3 по 45 мин.; занятия на местности до 8 час.
5. Физкультурно-спортивная    
5.1. Занятия по дополнительным общеразвивающим программам в области физической культуры и спорта 2 - 3 1 до 45 мин. для детей в возрасте до 8 лет; 2 по 45 мин. - для остальных обучающихся;
5.2. Спортивно-оздоровительные группы (кроме командных игровых и технических видов спорта) 2 - 3 1 до 45 мин. для детей в возрасте до 8 лет; 2 по 45 мин. - для остальных обучающихся;
5.3. Спортивно-оздоровительные группы в командно-игровых видах спорта 2 - 3 2 по 45 мин.;
5.4. Спортивно-оздоровительные группы в технических видах спорта 2 - 3 2 по 45 мин.
6. Культурологическая 1 - 2 1 - 2 по 45 мин.
6.1. Тележурналистика 2 2 - 3 по 45 мин.
7. Военно-патриотическая 2 - 4 1 - 3 по 45 мин.; занятия на местности - до 8 часов
8. Социально-педагогическая 1 - 2 1 - 3 по 45 мин.
8.1. Предшкольное развитие 2 - 3 1 - 4 по 30 мин.
8.2. Дети с оппозиционно вызывающим расстройством (ОВР) 2 - 4 1 - 2 по 45 мин.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: