Содержание учебной общеобразовательной дисциплины

                                                                                                   

Введение. Основы исторических знаний. Специфика развития общества

Значение изучения истории и общества. Проблема достоверности исторических знаний. Исто­рические источники, их виды, основные методы работы с ними. Периодизация развития человеческого общества.

Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения истории и обществознания в освоении профессий СПО и специальностей СПО.

Раздел 1 Первобытность

Природа человека, врожденные и приобретенные качества

Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности.

Формирование человека и общества, характерные черты их развития. Антропогенез. Потребности, способности интересы.

Происхождение человека

 Источники знаний о древней­шем человеке. Проблемы антропогенеза. Древнейшие виды человека. Расселение древнейших людей по земному шару. Появление человека современного вида.

Условия жизни и занятия первобытных людей. Социальные отношения. Родовая община. Формы первобытного брака. Достижения людей палеолита. При­чины зарождения и особенности первобытной религии и искусства. Археологические памятники палеолита на территории России.

Первое и второе общественное разделение труда. Появление ремесла и торговли. Начало формирования народов.

Эволюция общественных отношений, усиление неравенства. Соседская община. Племена и союзы племен. Укрепление власти вождей. Возникновение элементов государственности. Древнейшие города.

Характерные черты первобытной культуры, зарождение и развитие религии и искусства.

Неолитическая революция на территории современной России.

Практическая работа Общество и природа

 Человеческое общество – это творец. Преобразователь создатель культуры.

Человек общество – Завоеватели природы? Природы и общества – неразрывная связь.

Взаимодействие природы. Человека с природой и последствия.

 

Раздел 2 Цивилизации Древнего мира

Древнейшие государства. Великие Державы Востока

 

 Понятие цивилизации. Особенности цивилизаций Древ­него мира — древневосточной и античной. Специфика древнеегипетской цивилиза­ции. Города-государства Шумера. Вавилон. Законы царя Хаммурапи. Финикийцы и их достижения. Древние евреи в Палестине. Хараппская цивилизация Индии. Индия под властью ариев. Зарождение древнекитайской цивилизации.

Предпосылки складывания великих держав, их особенности. Последствия появления великих держав. Хеттское царство. Асси­рийская военная держава. Урарту. Мидийско-Персидская держава — крупнейшее государство Древнего Востока. Государства Индии. Объединение Китая. Империи Цинь и Хань.

Античные цивилизации

Особенности географического положения и природы Греции. Минойская и микенская цивилизации. Последствия вторжения дорийцев в Грецию. Складывание полисного строя. Характерные черты полиса. Великая греческая ко­лонизация и ее последствия. Развитие демократии в Афинах. Спарта и ее роль в истории Древней Греции. Греко-персидские войны, их ход, результаты, послед­ствия. Расцвет демократии в Афинах. Причины и результаты кризиса полиса. Македонское завоевание Греции. Походы Александра Македонского и их результаты. Эллинистические государства — синтез античной и древневосточной цивилиза­ции.

Рим в период правления царей. Рождение Римской республики и особенности управления в ней. Борьба патрициев и плебеев, ее результаты. Римские завоевания. Борьба с Карфагеном. Превращение Римской республики в мировую державу. Система управления в Римской республике. Внутриполитическая борьба, гражданские войны. Рабство в Риме, восстание рабов под предводительством Спарта­ка. От республики к империи. Римская империя: территория, управление.

Особенности цивилизаций Древнего мира: древнегреческой и римской.

 

Человек как духовное существо

Образование цивилизация, как часть процесса формирования культуры. Развитие духовного мира человека. Бездуховность. Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.

Высшие человеческие ценности, ценностные ориентации осознанное стремление человека строить свою жизнь и преобразовывать действительность в соответствии с ними.

Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни.

Мировоззрение и его роль в жизни человека

 Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления.

Условия и особенности формирования мировоззрения. Типы мировоззрения.

Практическаяработа Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций

  Особенности культуры и религиозных воз­зрений Древнего Востока. Монотеизм. Иудаизм. Буддизм — древнейшая мировая религия. Зарождение конфуцианства в Китае. Достижения культуры Древней Гре­ции. Особенности древнеримской культуры. Античная философия, наука, литература, архитектура, изобразительное искусство. Античная культура как фундамент современной мировой культуры. Религиозные представления древних греков и римлян. Возникновение христианства. Особенности христианского вероучения и церковной структуры. Превращение христианства в государственную религию Римской империи. Особенности мировоззрения древних. Характерные черты и особенности научного мировоззрения.

Возникновение христианства. Особенности христианского вероучения и церковной структуры.

Раздел 3 Цивилизации Запада и Востока в Средние века


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: