II. Обзор утверждённых УМК по учебному предмету «Химия»

Методические рекомендации

По преподаванию учебного предмета «Химия»

В условиях реализации ФГОС среднего общего образования

Лямин Алексей Николаевич,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры предметных

областей КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области»

I. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность учителя химии в общеобразовательных организациях

В условиях перехода на ФГОС среднего общего образования общеобразовательные организации Кировской области должны выстраивать свою деятельность на основе:

Федеральный уровень:

– Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями) www.edu.ru;

– Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования (2013-2020 г.)» 29 мая 2014 г. www.edu.ru;

– приказа Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагога (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (в ред. приказа Минтруда России от 05.08. 2016 г. № 422н) http://docs.cntd.ru/document/499053710;

– приказа Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями);

– приказа Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645; 31.12.2015 № 1578; 29.06.2017 № 613) www.edu.ru;

– приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 17.07.2015 № 734) www.edu.ru;

– приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 марта 2016 г. № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания» (Зарегистрировано в Минюсте России 7 апреля 2016 г. № 41705) www.edu.ru;

– приказа Минпросвещения России от 18 мая 2020 г. № 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 345»;

– постановления Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» (в ред. Постановления Правительства РФ от 28 марта 2018 № 337);

– постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

– примерной основной образовательной программы среднего общего образования одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. №2/16-з).

Региональный уровень:

– закона Кировской области от 14.10.2013 № 320-ЗО «Об образовании в Кировской области» https://rg.ru/2013/10/15/kirov-zakon320-reg-dok.html;

– постановления Правительства Кировской области от 10.09.2013 № 226/595 «О государственной программе Кировской области «Развитие образования» на 2014 – 2020 годы» https://base.garant.ru/17184457/;

– приказа министерства образования Кировской области от 05.12.2016 № 5-1202 «О поэтапном переходе обучающихся на уровнях основного общего образования и среднего общего образования в общеобразовательных организациях Кировской области на федеральные государственные образовательные стандарты» https://base.garant.ru/46212062/.


 


II. Обзор утверждённых УМК по учебному предмету «Химия»

Согласно статье 8, части 1, пункта 10 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», к полномочию органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ. При этом выбор учебников и учебных пособий относится к компетенции образовательного учреждения в соответствии со статьёй 18 части 4 и пункта 9, статье 28 части 3 Федерального закона. В связи со значительным сокращением количества наименований учебников в Федеральном перечне учебников, выбор учебников осуществляется с учётом информации об исключении и включении учебников в Федеральный перечень учебников, утверждённый приказом Минпросвещения России от 22 ноября 2019 г. № 632 с изменениями, утверждёнными приказом Минпросвещения России от 18 мая 2020 г. № 249. Рекомендованные Федеральным перечнем учебники по химии приведены в таблице 1.

Таблица 1

Авторы Класс, уровень Издатель Ссылка
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. 8 АО Издательство «Просвещение» https://catalog.prosv.ru/item/22928
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. 9 АО Издательство «Просвещение» https://catalog.prosv.ru/item/23540
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. 10 базовый уровень АО Издательство «Просвещение» https://catalog.prosv.ru/item/34579
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. 11 базовый уровень АО Издательство «Просвещение» https://catalog.prosv.ru/item/34576
Ерёмин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А., Лунин В.В. 8 ООО «ДРОФА» https://rosuchebnik.ru/expertise/umk-113/
Ерёмин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А., Лунин В.В. 9 ООО «ДРОФА» https://rosuchebnik.ru/expertise/umk-113/
Ерёмин В.В., Кузьменко Н.Е., Теренин В.И. 10 базовый уровень ООО «ДРОФА» https://rosuchebnik.ru/expertise/umk-180/
Ерёмин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А., Лунин В.В. 11 базовый уровень ООО «ДРОФА» https://rosuchebnik.ru/expertise/umk-180/
Журин А.А. 8 АО Издательство «Просвещение» https://catalog.prosv.ru/item/25877
Журин А.А. 9 АО Издательство «Просвещение» https://catalog.prosv.ru/item/25880
Журин А.А. 10-11 базовый уровень АО Издательство «Просвещение» https://catalog.prosv.ru/item/25874
Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. 8 Дрофа-Вентана Корпорация «Российский учебник» https://rosuchebnik.ru/expertise/umk-112/
Кузнецова Н.Е., Титова И.М., Гара Н.Н. 9 Дрофа-Вентана Корпорация «Российский учебник» https://rosuchebnik.ru/expertise/umk-112/
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. 8 АО Издательство «Просвещение» https://catalog.prosv.ru/item/25170
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. 9 АО Издательство «Просвещение» https://catalog.prosv.ru/item/25171
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. 10 базовый уровень АО Издательство «Просвещение» https://catalog.prosv.ru/item/25169
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. 11 базовый уровень АО Издательство «Просвещение» https://catalog.prosv.ru/item/25172
Ерёмин В.В., Кузьменко Н.Е., Теренин В.И. 10 углублённый уровень ООО «ДРОФА» https://rosuchebnik.ru/expertise/umk-181/
Ерёмин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А., Лунин В.В. 11 углублённый уровень ООО «ДРОФА» https://rosuchebnik.ru/expertise/umk-181/
Пузаков С. А., Машнина Н.В., Попков В.А. 10 углублённый уровень АО Издательство «Просвещение» https://catalog.prosv.ru/item/26613
Пузаков С. А., Машнина Н.В., Попков В.А. 11 углублённый уровень АО Издательство «Просвещение» https://catalog.prosv.ru/item/26618
Нифантьев Э.Е., Оржековский П.А. 10 базовый уровень ООО «ИОЦ Мнемозина» http://www.mnemozina.ru/katalog-knig/srednee-obshchee-obrazovanie/himiya/detail.php?ID=1589
Минченков Е.Е., Журин А.А., Оржековский П.А. 11 базовый уровень ООО «ИОЦ Мнемозина» http://www.mnemozina.ru/katalog-knig/srednee-obshchee-obrazovanie/himiya/detail.php?ID=1592

III. Специфика преподавания учебного предмета «Химия» в школе

С целью оптимизации качества общего химического образования и эффективности обучения школьников необходимо:

– проанализировать и скорректировать учебное содержание по химии для учащихся 8-11 классов;

– скорректировать и оптимизировать рабочие программы по химии;

– разработать контрольно-измерительные материалы интегративного характера для оценки результатов обучения химии в школе;

– активизировать чувственно-наглядные методы обучения химии с использованием естественного природного, демонстрационного и ученического эксперимента проблемного характера и практической направленности;

– разрабатывать и внедрять информационные технологии обучения химии;

– проанализировать информационные ресурсы и создавать собственную базу цифровых материалов обучения химии;

– проводить внеурочную работу по выявлению и мотивации одарённых школьников с акцентом на профориентацию выпускников.

В 2020/2021 учебном году на изучение предмета «Химия» в 8 –11 классах общеобразовательных учреждений РФ в соответствии с нормативными федеральными документами предусмотрено количество часов в неделю по классам отражённое в таблице 2.

На этапе основного общего образования учебный предмет «Химия» как обязательный изучается в 8 и 9 классах с линейной системой изложения материала по 2 ч. в неделю в соответствии с Федеральным компонентом и до 4 ч. за счёт школьного компонента. Ряд образовательных организаций предваряют изучение систематического курса учебного предмета «Химия» пропедевтическим курсом «Химия», рассчитанным на обучающихся 7 классов. Такой курс наиболее эффективно позволяет сформировать устойчивый интерес и мотивацию к изучению химии, поскольку начинается до момента, когда у обучающихся наступает снижение общего интереса к учебной деятельности. Кроме того, пропедевтический курс позволяет разгрузить содержание курсов химии 8-9 классов, увеличить объем химического эксперимента, сформировать у учащихся элементарные навыки работы с веществами и химическим оборудованием. На этом этапе обучения возможно также дальнейшее формирование экологической культуры обучающихся, осознания ими правил экологически грамотного поведения в окружающей среде. В связи с этим представляется целесообразным перенесение начала изучения систематического курса химии в 7 класс. В 7 классе за счёт школьного компонента возможно преподавание пропедевтического курса химии по учебно-методическому комплексу под редакцией Габриеляна, О. С. Химия. 7 класс. — М.: Просвещение, 2018 – 143 с. Содержание учебного предмета «Химия» на уровне основного общего образования включает в себя основы неорганической и органической химии.

Таблица 2

Ступень обучения (уровень изучения предмета)

Количество часов в неделю по классам

8 9 10 11
II ступень (основное общее образование), общеобразовательный уровень 2 2
II ступень (основное общее образование), углублённый уровень 3(4) 3(4)
III ступень (среднее (полное) общее образование), базовый уровень 1 1
III ступень (среднее (полное) общее образование), профильный уровень 3(5) 3(5)

 

В системе среднего общего образования учебный предмет «Химия» как обязательный изучается в 10 и 11 классах на базовом и углублённом уровнях и строится по линейной системе изложения материала. На базовом уровне среднего общего образования учебный предмет «Химия» изучается в 10 и 11 классах по 1 ч. В соответствии с Федеральным компонентом или 2 ч. за счёт школьного компонента. Изучение учебного предмета «Химия» на базовом уровне ориентировано на обеспечение общеобразовательной и общекультурной подготовки выпускников. Его содержание позволяет раскрыть ведущие идеи и отдельные положения, важные в познавательном и мировоззренческом отношении: зависимость свойств веществ от состава и строения; обусловленность применения веществ их свойствами; материальное единство неорганических и органических веществ; возрастающая роль химии в создании новых лекарств и материалов, в экономии сырья, охране окружающей среды.

На углублённом уровне среднего общего образования учебный предмет «Химия» изучается в 10-11 классах по 3 ч. в неделю. Образовательные организации за счёт части, формируемой участниками образовательных отношений, могут увеличить время на изучение курса до 4-5 ч. в неделю, а также использовать модульный принцип построения учебного материала.

Учебно-методическое обеспечение предмета «Химия» в зависимости от выбранного профиля в старшей школе представлено в таблице 3.


Таблица 3

Профиль

Количество часов в неделю

Рекомендуемый УМК
Универсальный (непрофильный) класс 1(2) 1(2) Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 10 класс базовый уровень; Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 11 класс базовый уровень
социально-экономический, социально-гуманитарный, филологический, художественно-эстетический, оборонно-спортивный 1 1 Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Химия 10 класс базовый уровень; Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А. Химия 11 класс базовый уровень;
биолого-географический, физико-математический, информационно-технологический, информационно-математический, индустриальный, агротехнологический, строительно-технологический, технико-технологический 1(2) 1(2) Ерёмин В.В., Кузьменко Н.Е., Теренин В.И. Химия 10 класс базовый уровень; Ерёмин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А. Химия 11 класс базовый уровень
биолого-химический, физико-химический, химико-математический 3(5) 3(5) Ерёмин В.В., Кузьменко Н.Е., Теренин В.И. Химия 10 класс углублённый уровень; Ерёмин В.В., Кузьменко Н.Е., Дроздов А.А. Химия 11 класс углублённый уровень; Пузаков С. А., Машнина Н.В., Попков В.А. 10 класс углублённый уровень; Пузаков С. А., Машнина Н.В., Попков В.А. 11 класс углублённый уровень

 

Во время проведения практических занятий по химии на основании приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (ред. от 01.02.2012) «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» [https://minobr.gov-murman.ru/files/Pr_1312.pdf с. 4] осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости 25 и более человек, в сельских — 20 и более человек.

В последнее время изучение химии в школе стало терять свою привлекательность, стало формально-бумажным: используя символы, ученик составляет по равенству элементов произвольное уравнение, или просто запоминает правильно составленные уравнения, т.к. зачастую от него требуется именно такого воспроизведения материала. Поэтому школьники, чаще всего, прибегают к механическому запоминанию определённых алгоритмов или штампов, мнемонических правил и т.д., позволяющих, в определённых случаях (тех же штампах), получить удовлетворяющий контролёра ответ, к сожалению, не всегда разумный. Большинство выпускников школ не умеют прогнозировать свойства веществ, а, следовательно, и не понимают их значение, что, в свою очередь, ведёт к неумелому и неправильному пользованию. Всё явственнее стала вырисовываться проблема безграмотного обращения людей с веществами в быту и на производстве, что часто приводит к катастрофическим ситуациям разного уровня и масштаба.

Важнейшим условием профессиональной успешности учителя химии становится понимание, что изучение в школе химии как науки не самоцель ради самой химической науки, а важность, прежде всего, как составной части целого – культуры [http://e-koncept.ru/2012/12081.htm].

Сегодня проблемы культуры, культурной технологии, культурного обеспечения социального развития стали первостепенными в решении многих задач и выдвигаются новые требования к научной и мировоззренческой подготовке учащихся, в т.ч. новое понимание качества общего химического образования. Ведущая тенденция развития современной цивилизации – интеграция разнообразных научных и философских воззрений на основе идеи гуманитаризации, т.е. обращения к человеку, для человека, связанного с человеком, с его интересами, культурой, историей, ценностными смыслами и другими духовными, и душевными аспектами жизнедеятельности. Любое знание, входящее в структуру мировоззрения, вначале осмысливается, очеловечивается, т.е. становится гуманитарным. Кроме того, дробное (не интегративное) восприятие мира в годы учёбы в школе накладывает отпечаток на всю жизнь и может навсегда лишить человека как реальной оценки своего места в обществе, так и перспективы развития самого общества.

В современных условиях обучения школьников химии в соответствии с ФГОС особое значение приобретает совместная деятельность педагога и учащихся, направленная на развитие у школьников устойчивых мотивов освоения химических знаний, умений, овладения учебными действиями через осознание личностно-значимых смыслов химического образования как культурной ценности. Корчак писал, что ребёнок не готовится к жизни, а живёт, соответственно и целевой смысл гуманитарного обновления школьного химического образования заключается в актуальности и востребованности полученных школьником знаний и умений сегодня, а не потом в будущем, потому что сиюминутно подросток познаёт мир, учится, развивается, а это составляет основу не только индивидуализации, профилизации, но и формирования активной жизненной позиции, свободы выбора, стержнем которого сегодня непременно должны быть образованность и осведомлённость.

С изложенных позиций в таблице 4 отражено традиционное (экстенсивное) и инновационное (интенсивное) обучение школьников.


Таблица 4

Традиционное и инновационное обучение химии в школе

Ключевые признаки Традиционное обучение Ключевые признаки
идея предметные знания и умения, потенциальная возможность успешного выполнения КИМов ГИА индивидуально-ценностные смыслы познания и понимания природы, оптимальное сосуществование в социальной и природной средах, профессиональное самоопределение
цель специальные, формальные знания и умения, выполнение заданий КИМов ГИА, определяющий вопрос «Как?» системные знания, метапредметные умения, универсальные учебные действия, интегральный стиль мышления, определяющий вопрос «Зачем?»
методология формально-логические методы познания, фактологическое изложение учебного материала интегративно-гуманитарные методы познания, ценностно-смысловое проблемное изложение материала посредством создания образов
задачи однозначность решения вариативность решений
критерии качества однозначность, отметка вариативность, оценка, самооценка

Гуманитарное обновление обучения химии в современной школе – процесс и результат, синтеза специфического «химического» содержания с содержанием наук о человеке, его истории, культуре, ценностных смыслах и др., способствующий развитию индивидуальных качеств школьника посредством использования «человеческого фактора», без понимания которого теряется глубинный смысл учения.

Гуманитарное обновление обучения химии невозможно без интеграции, а процесс интеграции без гуманитарного компонента не имеет смысла.

При организации процесса обучения школьный курс химии предполагает использование педагогических технологий проблемного обучения, развития критического мышления, интегративно-гуманитарного обучения и информационно-коммуникационных технологий.

Современное общее химическое образование наполняется личностными смыслами и общечеловеческими ценностями посредством функционирования: аксиологического подхода (Г. Н. Фадеев); ноксологического подхода (М. С. Пак); интегративно-гуманитарного подхода (А. Н. Лямин); принципа цикличности (Ю. А. Сауров); синергетического принципа (Герман Хакен); биоэтического принципа (В. Р. Поттер) и др…

Ведущая идея современного школьного химического образования заключается в фундаментализации обучения химии (формировании научного миропонимания учащихся, базирующегося на основе целостной научной картины Мира) посредством интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний, обеспечивающей оптимизацию и качество допрофессионального естественнонаучного образования.

Интеграция естественнонаучных и гуманитарных знаний при обучении химии – это процесс и результат синтеза естественнонаучных и гуманитарных компонентов (содержания, понятий, форм, методических средств, теории и практики, ценностных отношений и смыслов), стимулирующий развитие культуры учащихся, понимание ими природы и значения человеческих ценностей в современном мире, формирующих допрофессиональную компетентность как интегральное выражение образовательных компетенций (структурированные системные знания, метапредметные умения, универсальные учебные действия, индивидуально ценностные смыслы, мотивы учения и опыт творческой деятельности, ценность самообразования, отношения и эмоции, и другие качества культурного человека).

В процессе обучения химии школьники активно включаются в проектную и учебно-исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие формы учебных действий, как умение наблюдать, видеть и формулировать проблему, ставить вопросы, проводить эксперимент, классифицировать, делать умозаключения, давать определения понятиям, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, комфортно общаться. Сюда же относятся приёмы, сходные с определением понятий: описание, характеристика, разъяснение, сравнение, различение, классификация, наблюдение, умения и навыки проведения эксперимента, умения делать выводы и заключения, структурировать материал и др. Эти умения ведут к развитию познавательных мотивов и совершенствованию важнейших форм универсальных учебных действий: действия ценностной ориентации, мотивации и смыслообразования, действия учебного труда и познания; действия осознанного выбора; действия целеполагания и планирования; действия отбора и конструирования учебного содержания; действия контроля и самоконтроля; действия оценки и самооценки; действия рефлексии и саморефлексии; действия самообразования. Особое внимание следует уделять учебным действиям контроля и учебным действиям оценки.

Универсальные учебные действия, УУД — разносторонние и многофункциональные учебные действия интегративного характера, пригодные для достижения образовательных, а также социально значимых и жизненно важных целей.

Матрица универсальных учебных действий школьника представлена таблицей 5.

Таблица 5

Матрица универсальных учебных действий

УУД Личностные Познавательные Регулятивные Коммуникативные
Номенклатура личностное, жизненное самоопределение; нравственно-этическая ориентация; смыслообразование информация; проблема; причинно-следственные связи; анализ; синтез; интуиция; обобщение; гипотеза; модель; доказательство, выводы целеполагание; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка выражение своих мыслей; владение монологической и диалогической речью
Умение самостоятельный и ответственный выбор в мире мыслей, чувств и ценностей результативно мыслить, выдвигая гипотезы и делая верные выводы, качественно работать с информацией генерировать идеи и средства их достижения, прогнозировать результат толерантность и аргументированная дискуссия с людьми...
Показатель «Какое значение имеет для меня учение»; «Что такое хорошо и что такое плохо» логическое изложение решения проблемы с помощью речи и с использованием знаково-символических средств планирование, контроль и выполнение действий по решению проблемы интеграция в группе для решения задачи; реакция на аргументы собеседника; «Я знаю! Я умею! Я хочу!»

Предметом контроля является не столько конечный результат деятельности, сколько способы его получения. Психологи Давыдов, Эльконин и др. рекомендуют учитывать упреждающий характер контроля, опирающийся на развитый внутренний план действий и их рефлексию. Положительная оценка учебных действий санкционирует переход к новым учебным задачам, отрицательная оценка учебных действий побуждает вернуться к поставленным задачам и их контролю. Справедливо утверждение Вяземского, что УУД не формируются вне предметного содержания. Знание и учёт групп и форм УУД сопряжены с формированием образовательных компетенций школьника.

Образовательная компетентность (по М. Пак) — интегральное качество человека, характеризующее его готовность решать различные образовательные задачи в постоянно изменяющихся условиях, используя свои знания, опыт и духовные ценности.

Овладение образовательными компетенциями — основная цель и результат процесса обучения. Основные компетенции отражены в требованиях Федерального государственного образовательного стандарта.

Структура допрофессиональной компетентности выпускника средней школы как интегральное выражение специальных, базовых и ключевых образовательных компетенций обучения химии представлена схемой 1.

Школьный курс обучения химии обеспечивается учебным материалом, позволяющим оптимально реализовать интеграцию естественнонаучных и гуманитарных знаний на всех функциональных уровнях. Значительное число химических фактов позволяет мотивировать учащихся к совершению учебных действий по их систематизации и специфическим предметным обобщениям — внутрипредметный уровень интеграции. Включение в учебный курс общенаучной теории строения вещества и всеобщего закона сохранения материи способствуют формированию и развитию у школьников учебных действий междисциплинарного обобщения — межпредметный уровень интеграции. Осмысление учащимися материальности мира и духовности познания позволяют перейти на философский уровень обобщений: единство и борьба противоположностей, спиралеобразность развития, переход количества в качество, вечность мира и движения, — уровень методологического синтеза. В результате изучения курса химии школьник освоит содержание, способствующее формированию познавательной, нравственной и эстетической культуры и овладеет системой химических знаний — понятиями, законами, теориями и языком химии как компонентами естественнонаучной картины мира. Это позволит: сформировать мировоззрение выпускника школы как фундамент ценностного, нравственного отношения к окружающему миру, жизни и здоровью; осознать роль химической науки в познании и преобразовании окружающего мира; выработать ценностное отношение к химическим знаниям как уровню культуры каждого цивилизованного человека и как возможной области будущей практической деятельности. Теоретические научные знания по химии, позволят учащимся прогнозировать свойства веществ, в т.ч. тех, которые не изучались в соответствии с конкретной рабочей программой курса химии, что обеспечит грамотное и безопасное пользование веществами и материалами в быту и на производстве.


 

Схема 1

Структура допрофессиональной компетентности химического образования выпускника средней (полной) школы

Интеграция естественнонаучных и гуманитарных знаний при обучении школьников химии предусматривает:

– изучение основных положений и закономерностей химии на свойствах реальных веществ, активно используемых в производстве и в повседневной жизни человека;

– использование при обучении химии примеров из жизни общества и взаимодействий в окружающей среде;

– интерактивные формы обучения химии с широким использованием практических занятий, внекабинетных урочных занятий и внеурочных занятий.

Интеграция естественнонаучных и гуманитарных знаний при обучении школьников химии обеспечивает:

– понимание роли химии в развитии цивилизации и повседневной жизни каждого человека, и соответствующий мировоззренческий уровень как неотъемлемую интеллектуальную составляющую культурного человека;

– осмысленный и взвешенный выбор учащимися дальнейшего образования и будущей профессии;

– востребованность результатов обучения химии в повседневной жизни учащегося и его готовность применить полученные знания на практике;

– воспитание цивилизованного пользователя продуктов природной и техногенной среды, действия которого не угрожают собственной жизни, здоровью окружающих и судьбе будущих поколений;

– осмысленный и взвешенный выбор учащимися образования и будущей профессии.

Ведущая идея допрофессионального химического образования определяет специфические цели школьного курса химии:

структурирование системных знаний о химической составляющей естественнонаучной картины природы;

формирование умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и с определённой системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию, а также, метапредметных умений, обеспечивающих универсальность учебных действий;

формирование интегрального мышления школьника посредством развития представлений о мире с материальных и духовных позиций; понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук;

формирование понимания ценностного смысла химического знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности, а также ценностного отношения к природе, человеку и жизни;

развитие познавательных интересов, духовно-нравственных потребностей и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения знаний и умений посредством использования различных источников информации, в том числе цифровых технологий;

овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных процессов окружающей: природной, социальной, культурной, техногенной среды;

формирование целостного представления о роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов без нарушения экосистем;

приобретение опыта разнообразной деятельности: анализа и обработки информации, измерений, познания и самопознания с использованием цифровых технологий и электронных образовательных ресурсов, оптимального решения жизненно-важных проблем различного уровня и характера, принятия решений, коммуникации и сотрудничества;

обеспечение личностного опыта безопасной жизнедеятельности, опыта безопасного обращения с опасными веществами, решения практических задач по предупреждению опасных явлений, защиты от разного рода опасностей, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде;

воспитание убеждённости в познаваемости мира, в химически безопасном взаимодействии со средой обитания и в необходимости здорового образа жизни;

осмысленная вера, понимание себя и реальная самооценка.

Дидактические задачи школьного курса химии:

создать гуманитарные основы химического образования современного школьника посредством интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний с учётом интересов и склонностей учащихся;

совершенствовать у школьников систему химических знаний посредством их добывания, переработки и применения;

совершенствовать универсальные учебные действия школьников;

развивать у школьников познавательный интерес и устойчивые мотивы к изучению химии как части и феномену общечеловеческой культуры;

развивать метапредметные и специфические предметные умения: наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории и в повседневной жизни; обращаться с веществами и приборами; ставить простейший химический эксперимент, использовать химическое оборудование, выполнять требования техники безопасности; интерпретировать результаты эксперимента применительно к жизненным ситуациям, и др.;

раскрывать роль химии в познании природы и жизни общества, в целостности знаний о человеке и о природе;

показывать необходимость химического образования для решения жизненно важных проблем и нравственного отношения к окружающему миру;

совершенствовать средствами предмета познавательные возможности учащихся и ориентировать их на ценности гуманистического характера;

воспитывать средствами предмета культурные и духовные потребности учащихся, их ценностное отношение к природе, родному краю, человеку и жизни; положительное отношение к учению посредством показа красоты процесса познания как ценности для каждого человека; культуру химических знаний как основу экономической и социальной сферы деятельности человека.

Основной проблемой современной химической науки является экологически чистое производство веществ с заданными свойствами — материалов и поиск новых источников энергии без нарушения экосистем. Поэтому в школьном курсе химии нашли отражение содержательные линии:

− знания о материальной основе, составе и строении веществ, и их важнейших свойствах, применении и физиологическом действии;

− система важнейших понятий химии и терминов; номенклатура веществ; химические формулы и уравнения реакций; а также действия по кодированию и декодированию информации с родного языка на язык химии и обратно;

− знания о законах и условиях, в которых проявляются химические свойства веществ, и о способах управления химическими процессами;

− знания и опыт практической деятельности с веществами, которые наиболее часто используются в повседневной жизни, в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте и др.

Практические действия в обучении школьников химии:

− действия работы с веществами и материалами, необходимыми в процессе жизнедеятельности (нагревание и обращение с открытым пламенем; приливание и насыпание; отстаивание и фильтрование; декантация и дистилляция; приготовление растворов; работа со стеклом…);

− действия универсального характера (анализ чувственных восприятий; синтез умозаключений и выводы; работа с информационным массивом; кодирование и декодирование информации; планирование и презентация результатов);

− действия безопасной работы с веществами и первой помощи при удушении, отравлениях и ожогах, обмороке, возгораниях, разливах едких и летучих веществ, травмах, связанных с использованием различных материалов и электрооборудованием.

Гуманитарное обновление содержания и результатов школьного химического образования в соответствии с требованиями ФГОС требует и нового осмысления организации учебного познавательного процесса. Центральным звеном в структуре современного учебного познавательного занятия по химии является стимуляционно-мотивирующая ситуация, ядро которой образует проблема (комплекс проблемных ситуаций), выраженная в психическом состоянии интеллектуального затруднения школьника, вызванном осознанием им противоречия между потребностью и возможностью выполнения учебного задания.

Организация интегративного учебно-познавательного занятия по химии представлена схемой 2.

Схема 2

Организация интегративного учебно-познавательного занятия по химии

Стимуляционно-мотивирующая ситуация – сознательно вызванное эмоциональное состояние ученика, актуализирующее личностно-ценностные смыслы удовлетворения собственных желаний, потребностей, стремлений, направленных на достижение образовательных целей.

Структура стимуляционно-мотивирующей ситуации представлена схемой 3.

Схема 3

Структура стимуляционно-мотивирующей ситуации

Эффективность использования стимуляционно-мотивирующих ситуаций в процессе обучения химии в отличие от информационно-словесного разъяснения учителя заключается в том, что проблема не ставится извне, а возникает у самого школьника в процессе его работы. А это ведёт к тому, что мотивы ученика совпадают с целью решения проблемы. Возникшая на основании собственной деятельности учащегося проблема обладает большой побуждающей силой, т.к. несёт на себе смыслообразующее начало что способствует «принятию» её учеником.

Проблема, сконцентрированная в ядре стимуляционно-мотивирующей ситуации, не имеет шаблона, а требует решений, в которых нужны интуиция, прикидка, догадка, ориентация на перспективы познания и углубление, совершенствование системных знаний, метапредметных умений и универсальных учебных действий, которые являются результатом интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний. Стимуляционно-мотивирующая ситуация актуализирует познание, даёт направленность мысли и создаёт внутренние (личностно-значимые) условия (смыслы) для усвоения школьниками учебного материала, обеспечив возможность учителю управлять процессом. По мере принятия учеником проблемной ситуации к решению она становится мотивом к началу мышления, т.о. проблемная ситуация трансформируется в учебную проблему.

Учебная проблема — форма практической реализации, созданной в процессе обучения проблемной ситуации, определяющей направление мыслительной деятельности школьника на интеграцию естественнонаучных и гуманитарных знаний с целью системного усвоения понятий, овладения метапредметными умениями и новыми учебными действиями.

Такие ситуации не являются типовыми в традиционном смысле этого слова, а представляют собой модель реальной жизненной ситуации, в разрешении которой ученики видят смысл, получаемого химического образования. Такие модели направлены на ознакомление учащихся с постоянно увеличивающейся техно-когнитивной и информационной экспансией человечества и пользой, которую она несёт. Важными отличительными особенностями стимуляционно-мотивирующих ситуаций являются:

− опора на жизненный опыт, представления, знания, взгляды, предпочтения школьника; минимизирует формализм знаний, который порождается несовпадением и разрывом между устойчивыми представлениями и новыми научными знаниями (личностные универсальные учебные действия ценностно-смысловой ориентации и мотивации);

− нестандартность и противоречивость содержания даёт эффект новизны (личностные мотивационные, регулятивные и познавательные универсальные учебные действия);

− стимуляционно-мотивирующая направленность, основанная на реальном сюжете с требованием использования системных знаний, метапредметных умений и универсальных учебных действий, на которые нет явного указания (универсальные учебные действия разного вида);

− проблема, заключённая в скрытом виде, в ходе решения которой ученики формулируют учебную проблему, которая становится личностно значимой (личностные, познавательные проблемно-поисковые и познавательные логические универсальные учебные действия);

− вариативная форма представления информации (эксперимент, рисунок, таблица, схема, диаграмма, график и т.д.) требует умений кодировать и декодировать информацию (регулятивные, познавательные знаково-символьные и познавательные логические универсальные учебные действия);

− указание (явное или неявное) на область применения результата обеспечивает индивидуально-ценностный смысл и внутренний мотив школьника изучения химии (личностные универсальные учебные действия);

− избыточные, недостающие или парадоксальные информационные данные приводят к формированию общелогических умений (регулятивные, познавательные логические универсальные учебные действия);

− неопределённость и открытость ситуации не предполагает эталона «правильности», напротив, стимулирует нахождение множества вариантов решений, при решении проблемы происходит подавление мотива избегания неудачи и активизируется мотив достижения, что снимает психологический барьер школьника перед выполнением задания, хотя уровень сложности его может быть достаточно высоким (личностные мотивационные, регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия).

Наиболее эффективным способом создания стимуляционно-мотивирующей ситуации на учебном познавательном занятии по химии является интегративный эксперимент проблемного характера.

Педагогически обоснованная система использования интегративного эксперимента проблемного характера на учебно-познавательных занятиях по химии позволяет реализовать все функции обучения:

ü воспитывающие (трудолюбие, эстетические чувства, экономность, здоровый образ жизни, бережное отношение к окружающей природной среде…);

ü развивающие (развитие интеллекта, памяти, мышления, воображения, эмоций, мотивов, самостоятельности…);

ü обучающие (источник познания; метод познания химических объектов, метод решения учебных проблем, метод проверки гипотез; средство иллюстрации, исследования, достижения дидактических целей, доказательства истинности знаний; форма обучения химии…).

Дидактической основой демонстрационного интегративного химического эксперимента проблемного характера является процесс и результат интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний, т.е. непосредственно интеграция химической сущности явления (естественнонаучная составляющая) с техникой проведения эксперимента со словесным сопровождением и с интегральными познавательными заданиями к нему (гуманитарная составляющая) (см. схему 4.).

Схема 4.

Модель интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний

при постановке химического эксперимента

техника эксперимента
комментарии к эксперименту
природа явления
синтез

В зависимости от соотнесения действия и слова можно выделить пять дидактических форм постановки демонстрационного интегративного химического эксперимента [25, с. 154]:

1-я форма: перед проведением эксперимента со слов учителя или ученика школьники получают информацию о процессе, а затем наблюдают признаки, подтверждающие слова экспериментатора (иллюстративный характер);

2-я форма: перед проведением эксперимента со слов демонстратора школьники получают готовую информацию о непосредственно не воспринимаемых связях и отношениях, а затем в ходе эксперимента разъясняется его сущность (иллюстративный характер);

3-я форма: учитель или ученик по ходу демонстрации словом акцентирует внимание учащихся на признаках, а они, в свою очередь, делают выводы и усваивают знания из непосредственного наблюдения (исследовательский характер);

4-я форма: учитель или ученик, акцентируя внимание учащихся на признаках, непосредственно не воспринимаемых в ходе наблюдения, ведёт их к осознанию интегративных связей и отношений (исследовательский характер);

5-я форма: демонстратор перед проведением эксперимента задаёт проблему, решение которой ученики находят в ходе проведения и анализа эксперимента и синтеза умозаключений о сущности процесса (проблемный характер).

Проблемно-исследовательская методика демонстрационного интегративного химического эксперимента предполагает следующую форму его реализации в логической цепочке познания: создание стимуляционно-мотивирующей ситуации → постановка демонстрационного эксперимента → формулирование учебной проблемы → выдвижение гипотезы → обсуждение → постановка учебного эксперимента → решение учебной проблемы → выводы.

Требования к демонстрационному интегративному химическому эксперименту проблемного характера: обозреваемость (хорошо видно всем); наглядность (правильность восприятия); выразительность (сущность при минимальных затратах); безукоризненность и простота техники выполнения; надёжность (без срывов); эстетичность оформления; экономичность и кратковременность; эмоциональность; доступность для понимания; убедительность (однозначность объяснения); оптимальность методики; безопасность для всех.

Посредством демонстрационного интегративного химического эксперимента проблемного характера учитель актуализирует противоречия, создаёт стимуляционно-мотивирующую ситуацию, инициирует учебные действия по выходу из неё, приводит в активное состояние все психологические процессы и познавательные силы учащихся. Процесс осмысления такого эксперимента и выполнение заданий к нему требует от учеников интеллектуального напряжения, а разрешение проблемы вызывает положительные эмоции у школьника и является мощным мотиватором учения, следовательно, воспитывает ценностно-смысловое отношение к образованию.

Для оптимизации результатов обучения школьников химии в соответствии требованиям ФГОС целесообразно использовать как эффективное методическое средство в педагогической практике домашний интегративный эксперимент проблемного характера. Непосредственно такая форма домашнего задания представляет собой интеграцию естественнонаучных и гуманитарных знаний и включает в себя практический химический эксперимент как таковой с инструкцией по его выполнению — естественнонаучная составляющая и дидактически обоснованный набор вопросов и заданий проблемного характера к нему — гуманитарная составляющая. Домашний химический интегративный эксперимент проблемного характера должен включать практические действия только с веществами и материалами без ограничения для использования школьниками и с использованием бытовой одноразовой посуды и бытовых измерительных инструментов, т.о. в ходе выполнения практических работ ученик приобретает навыки безопасного обращения с веществами и материалами, что минимизирует разрыв школьного курса химии с жизнью. Все действия по проведению домашнего эксперимента не должны создавать угрозу здоровью исследователя и окружающим.

Комплект заданий к домашнему эксперименту предполагает освоение школьником новых системных и жизненно востребованных знаний, метапредметных практических умений, а выдвижение гипотез и доказательства их состоятельности позволяет совершенствовать универсальные учебные действия. Задания к эксперименту могут носить как сугубо качественный, так и количественный характер, но обязательно должно присутствовать задание с прогностической составляющей, например, «Смоделируйте жизненную ситуацию с использованием изученного вами процесса или приведите пример такой ситуации из собственного жизненного опыта».

Домашний эксперимент позволяет сделать домашнюю работу ученика более увлекательной, а желание сравнить полученный результат с аналогичной работой одноклассников и получить ответы учителя мотивируют учащегося на внутренне осознанное посещение занятий по химии и получение химического образования в целом. Выполненный домашний эксперимент в любой форме должен быть оценён учителем. Практика обучения школьников химии показывает, что систематическое и грамотное использование домашнего эксперимента в значительной степени активизирует познавательную деятельность школьников, мотивирует их к изучению химии, создаёт условия позитивной коммуникации со сверстниками и с родителями, и обеспечивает:

– знакомство усвоение и неформальное понимание основных закономерностей химии на свойствах, часто используемых в жизни веществ и на реальных процессах;

– совершенствование ключевых действий во внеучебной, жизненной обстановке;

– прогнозирование последствий действий с разными веществами, используемыми в процессе жизнедеятельности;

– навыки использования подручных материалов и инструментов для решения задач;

– потребность в совместной деятельности и в обсуждении достигнутых результатов;

– навыки публичного представления результатов выполненной работы;

– готовые стимуляционно-мотивирующие ситуации на урок и мотивация учебной деятельности школьников;

– активное использование информационной среды и развитие творческого интегрального мышления;

– понимание роли химической науки в жизни каждого человека и цивилизации в целом...

Интегративный химический эксперимент несёт: уникальность, специфичность, неповторимость, имидж, обаяние химии как учебного предмета.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: