— изменение движения в соответствии с фразовым делением музыкального произведения, своевременная остановка в конце музыкальных фраз.
Игра на простейших музыкальных инструментах
— точность воспроизведения ритмического рисунка;
— правильность звукоизвлечения.
Особенности развития эмоциональной отзывчивости
— интерес к музыке поверхностный, кратковременный;
— имеются любимые произведения, которые они готовы слушать неоднократно;
— во время занятий музыкой наблюдаются случаи эмоционально-поведенческих отклонений; у некоторых детей часто отмечаются проявления эмоционально-поведенческих расстройств (двигательная возбужденность, гиперактивность, а также действия и поступки, неадекватные ситуации);
— элементарные высказывания о собственных переживаниях, возникающих в процессе восприятия музыкального произведения, отсутствуют, а если и появляются, то либо не соответствуют характеру услышанного, либо примитивны и бедны;
— характер рисунков и танцевальных движений не отражает реально воплощенного в музыкальном произведении содержания, носит хаотичный характер.
|
|
— наличие элементарных высказываний о характере музыки, опирающихся на эмоционально-чувственную оценку восприятия;
— яркость внемузыкальных представлений, составляющих определенный сюжет, адекватный содержанию музыки;
— соответствие характера рисунков и танцевальных движений услышанному музыкальному произведению.
Развитие музыкальных способностей
У всякого ребенка есть некоторая музыкальность, как основа развития музыкальных способностей в условиях специально организованного обучения. Следовательно, основной целью педагога является нахождение пути развития этих способностей.
Рассмотрим, в каких видах деятельности развиваются музыкальные способности.
Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкальности) может быть развита во всех видах музыкальной деятельности — восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она необходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а следовательно, и его выражения (в исполнительской и творческой деятельности). Эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется в наибольшей степени в двух способностях: ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и чувстве ритма (эмоциональная способность). Поэтому эмоциональная отзывчивость на музыку прежде всего развивается в восприятии музыки (предшествующем и сопутствующем всем видам музыкальной деятельности), а также в музыкально-ритмических движениях. Эмоциональная отзывчивость на музыку может развиваться и в других видах исполнительской и творческой деятельности детей (пение, игра на музыкальных инструментах) при условии ведущей роли выразительности в детском исполнении, творческих импровизациях.
|
|
Ладовое чувство может быть развито прежде всего в процессе восприятия музыки (ее узнавании, определении, закончилась ли мелодия). Кроме того, поскольку ладовое чувство проявляется и в чувствительности к точности интонации, оно может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, контролируют слухом правильность интонации.
Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается прежде всего в пении, а также в игре по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах. Она развивается также в процессе восприятия, предшествующего воспроизведению музыки. Чувство ритма развивается прежде всего в музыкально-ритмических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении, совершенствовать чувство ритма с помощью координации движении и музыки. Чувство ритма может формироваться не только в музыкально-ритмических движениях, но и в других видах деятельности, прежде всего в пении и игре на музыкальных инструментах.
Таким образом, три основные способности, составляющие ядро музыкальности, в большей или меньшей степени развиваются в различных видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнении, творчестве.