Выполнение танцевально-ритмических упражнений

— изменение движения в соответствии с фразовым делением музыкального произведения, своевременная остановка в конце музыкальных фраз.

Игра на простейших музыкальных инструментах

— точность воспроизведения ритмического рисунка;

— правильность звукоизвлечения.

Особенности развития эмоциональной отзывчивости

— интерес к музыке поверхностный, кратковременный;

— имеются любимые произведения, которые они готовы слу­шать неоднократно;

— во время занятий музыкой наблюдаются случаи эмоционально-поведенческих отклоне­ний; у некоторых детей часто отмечаются проявления эмо­ционально-поведенческих расстройств (двигательная возбужден­ность, гиперактивность, а также действия и поступки, неадекват­ные ситуации);

— элементарные высказывания о собственных переживаниях, возникающих в процессе восприятия музыкального произведения, отсутствуют, а если и появляются, то либо не соответствуют ха­рактеру услышанного, либо примитивны и бедны;

— характер рисунков и танцевальных движений не отражает реально воплощенного в музыкальном произведении содержания, носит хаотичный характер.

— наличие элементарных высказываний о характере музыки, опирающихся на эмоционально-чувственную оценку восприятия;

— яркость внемузыкальных представлений, составляющих оп­ределенный сюжет, адекватный содержанию музыки;

— соответствие характера рисунков и танцевальных движений услышанному музыкальному произведению.

 

Развитие музыкальных способностей

У всякого ребенка есть некоторая музыкальность, как основа развития музыкальных спо­собностей в условиях специально организованного обучения. Сле­довательно, основной целью педагога является нахождение пути развития этих способностей.

Рассмотрим, в каких видах деятельности развиваются музы­кальные способности.

Эмоциональная отзывчивость на музыку (основа музыкально­сти) может быть развита во всех видах музыкальной деятельно­сти — восприятии, исполнительстве, творчестве, так как она не­обходима для прочувствования и осмысления музыкального содержания, а следовательно, и его выражения (в исполнительской и творческой деятельности). Эмоциональная отзывчивость на музыку проявляется в наибольшей степени в двух способностях: ладовом чувстве (эмоциональный компонент слуха) и чувстве ритма (эмоциональная способность). Поэтому эмоциональная от­зывчивость на музыку прежде всего развивается в восприятии музыки (предшествующем и сопутствующем всем видам музы­кальной деятельности), а также в музыкально-ритмических дви­жениях. Эмоциональная отзывчивость на музыку может разви­ваться и в других видах исполнительской и творческой деятель­ности детей (пение, игра на музыкальных инструментах) при условии ведущей роли выразительности в детском исполнении, творческих импровизациях.

Ладовое чувство может быть развито прежде всего в процессе восприятия музыки (ее узнавании, определении, закончилась ли мелодия). Кроме того, поскольку ладовое чувство проявляется и в чувстви­тельности к точности интонации, оно может развиваться во время пения, когда дети прислушиваются и к себе, и друг к другу, кон­тролируют слухом правильность интонации.

Музыкально-слуховые представления развиваются в видах деятельности, которые требуют различения и воспроизведения мелодии по слуху. Эта способность развивается прежде всего в пении, а также в игре по слуху на звуковысотных музыкальных инструментах. Она развивается также в процессе восприятия, предшествующего воспроизведению музыки. Чувство ритма развивается прежде всего в музыкально-рит­мических движениях, соответствующих по характеру эмоциональной окраске музыки. Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении, со­вершенствовать чувство ритма с помощью координации движе­нии и музыки. Чувство ритма может формироваться не только в музыкально-ритмических движениях, но и в других видах деятельности, преж­де всего в пении и игре на музыкальных инструментах.

Таким образом, три основные способности, составляющие ядро музыкальности, в боль­шей или меньшей степени развиваются в различных видах музы­кальной деятельности: восприятии, исполнении, творчестве.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: