Слушание музыки является одним из основных видов музыкальной деятельности детей. Яркие музыкальные впечатления, накопленные в раннем детстве, по значению сопоставимы с пассивным восприятием речи взрослого. Как отсутствие речевого окружения делает невозможным усвоение языка, так и отсутствие музыкальных впечатлений — музыкального языка. Восприятие музыки — ведущий вид музыкальной деятельности во всех возрастных периодах. Развитие музыкальной восприимчивости не следствие возрастного созревания человека, а результат целенаправленного воспитания..
В связи с недостаточно развитым произвольным вниманием целесообразно отбирать небольшие по объему музыкальные произведения (от одного до трех) или наиболее яркие фрагменты для слушания. В начале обучения - это 1 — 3 минуты. При повторных прослушиваниях можно взять более крупный фрагмент, в зависимости от желания или подготовленности детей.
При начальном знакомстве с музыкальным произведением детям предлагается различить настроения, ритм, состояния, выраженные в музыке. Педагог сообщает название пьесы, имя автора. После прослушивания произведения в ходе беседы он дополняет, исправляет ответы. Если у детей имеются затруднения, педагог сам определяет характер произведения. Детям объясняется наличие в услышанной музыке реальной жизни, рассказов о людях, их чувствах, мыслях, поступках. С помощью педагога у воспитанников формируется понятие того, что музыка обладает способностью влиять на человека. Под ее воздействием у слушателя рождаются глубокие чувства, изменяется характер и отношение к жизни, укрепляется или, наоборот, ослабляется сила воли, появляется смелость, воспитывается благородство, порядочность, гуманность, доброта.
|
|
В ходе повторного прослушивания произведения учащиеся должны вспомнить его название и автора. Затем детям предлагается определить средства музыкальной выразительности, жанр произведения. Уточняется характеристика эмоционально-образного содержания. Вместе с известной детям предлагается новая музыка. Следует обратить внимание на источник звучания. Исполнение музыки самим педагогом способствует созданию на занятии теплой эмоциональной атмосферы, служит положительным примером, стимулирующим самостоятельные занятия детей.
Можно выделить три ступени формирования навыков музыкального восприятия у умственно отсталых детей:
1-я ступень — формирование интереса к слушанию, эмоциональной отзывчивости, сопереживания путем раскрытия приблизительного содержания музыкального произведения.
2-я ступень — знакомство с используемыми в произведениях средствами музыкальной выразительности, жанрами, названиями музыкальных инструментов.
|
|
3-я ступень — определение, как с помощью конкретных средств музыкальной выразительности создан музыкальный образ.
Перед прослушиванием с детьми проводится специальная подготовка в виде беседы, рассказа, сюжетно-ролевой, музыкально-дидактической игры по активизации «доэмоциональной» установки. Это улучшает музыкальное восприятие, настраивает на определенное эмоциональное состояние. Первоначальная установка дифференцируется под воздействием музыки и находит свою реализацию в конкретных переживаниях, которые соответствуют обобщенному музыкальному содержанию произведения и индивидуальным особенностям каждого ребенка: уровню развития интеллекта, нарушениям эмоционально-поведенческой сферы, интересам, жизненному и музыкальному опыту, внутреннему состоянию.