Коррекционно-педагогическая работа по развитию музыкального восприятия детей с ОВЗ

Слушание музыки является одним из основных видов музыкальной деятельности де­тей. Яркие музыкальные впечатления, накопленные в раннем дет­стве, по значению сопоставимы с пассивным восприятием речи взрослого. Как отсутствие речевого окружения делает невозмож­ным усвоение языка, так и отсутствие музыкальных впечатлений — музыкального языка. Восприятие музыки — ведущий вид музы­кальной деятельности во всех возрастных периодах. Развитие му­зыкальной восприимчивости не следствие возрастного созревания человека, а результат целенаправленного воспитания..

В связи с недостаточно разви­тым произвольным вниманием целесообразно отбирать небольшие по объему музыкальные произведения (от одного до трех) или наиболее яркие фрагменты для слушания. В начале обучения - это 1 — 3 минуты. При повторных прослушиваниях можно взять более крупный фрагмент, в зависимости от желания или подготовлен­ности детей.

При начальном знакомстве с музыкальным произве­дением детям предлагается различить настроения, ритм, состояния, выраженные в музыке. Педагог сообщает название пье­сы, имя автора. После прослушивания произведения в ходе беседы он дополняет, исправляет ответы. Если у детей имеются зат­руднения, педагог сам определяет характер произведения. Детям объясняется наличие в услышанной музыке реальной жизни, рассказов о людях, их чувствах, мыслях, по­ступках. С помощью педагога у воспитанников формируется поня­тие того, что музыка обладает способностью влиять на человека. Под ее воздействием у слушателя рождаются глубокие чувства, изменяется характер и отношение к жизни, укрепляется или, на­оборот, ослабляется сила воли, появляется смелость, воспитыва­ется благородство, порядочность, гуманность, доброта.

В ходе по­вторного прослушивания произведения учащиеся должны вспом­нить его название и автора. Затем детям предлагается определить средства музыкальной выразительности, жанр произведения. Уточ­няется характеристика эмоционально-образного содержания. Вме­сте с известной детям предлагается новая музыка. Следует об­ратить внимание на источник звучания. Исполнение музыки са­мим педагогом способствует созданию на занятии теплой эмоцио­нальной атмосферы, служит положительным примером, стимули­рующим самостоятельные занятия детей.

Можно выделить три ступени формирования навыков музы­кального восприятия у умственно отсталых детей:

1-я ступень — формирование интереса к слушанию, эмоцио­нальной отзывчивости, сопереживания путем раскрытия прибли­зительного содержания музыкального произведения.

2-я ступень — знакомство с используемыми в произведениях средствами музыкальной выразительности, жанрами, названиями музыкальных инструментов.

3-я ступень — определение, как с помощью конкретных средств музыкальной выразительности создан музыкальный образ.

Перед прослушиванием с детьми проводится специальная под­готовка в виде беседы, рассказа, сюжетно-ролевой, музыкально-дидактической игры по активизации «доэмоциональной» установ­ки. Это улучшает музыкальное восприятие, настраивает на опреде­ленное эмоциональное состояние. Первоначальная установка диф­ференцируется под воздействием музыки и находит свою реализа­цию в конкретных переживаниях, которые соответствуют обоб­щенному музыкальному содержанию произведения и индивиду­альным особенностям каждого ребенка: уровню развития интел­лекта, нарушениям эмоционально-поведенческой сферы, интере­сам, жизненному и музыкальному опыту, внутреннему состоянию.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: