Запад как социокультурный тип

         Революция эпохи «железного века» была, возможно, одним из факторов, способствовавших становлению нового общества - общества Западного социокультурного типа, общества, основанного  на  принципиально ином  типе   коллективности -   гражданской общине.

    Гражданская община - это тип коллективности, основанный на объединении лично свободных частных собственников для защиты собственности от внутренних и внешних посягательств. 

    Запад, как социокультурный тип, впервые формирующийся в Античной Греции, характеризуется частной собственностью, гражданской общиной, государственностью демократического (или авторитарно-демократического) типа и относительно свободной личностью.

    Демократия - это форма государственной власти, при которой источником власти является народ. При непосредственной (прямой) демократии народ использует своё право принимать управленческие решения на народных собраниях, на референдумах и плебисцитах. При представительной демократии суверенное право народа на самоуправление передаётся выборным органам и лицам, принимающим управленческие решения от имени народа.

    В эпоху Античности начала формироваться относительно свободная личность, поскольку наряду с коллективным, государственным интересом стал признаваться частный, личный интерес человека. Это приводило к обострению вопроса о соотношении общественных и личных интересов. И решался он путём компромисса, путём поиска оптимального сочетания этих интересов. Так римляне в нормах публичного права отразили интересы государства, а в нормах частного права - интересы личности.

    Личность на Западе ориентирована на внешний мир, а целью знания является истина, имеющая практическое значение. Основной вопрос познания:соотношение истины и заблуждения. Для Западного мышления «понять» - значит описать объективной речью экспериментально воспроизводимый результат. Идеалом такого сущностного (конструктивно - логического) описания является безличное, лишённое субъективности наблюдателя знание. 

    Античное религиозно-мифологическое мировоззрение было космологичным. Космологизм, т. е. представления о мироздании, носил антропоцентрический характер: человек рассматривался как центр Вселенной и конечная цель всего мироздания. Космос постоянно соотносился с человеком, а природные объекты - с человеческими. Так на основе мировоззренческих моделей формировался один из важных элементов Западной культуры - рациональность.

    Таким образом, общество Западного, античного типа являлось обществом частнособственническим, рыночным, персоноцентристским, с частью населения, обладающей гражданскими правами. Основу этого общества составляло инновационное развитие, т. е. постоянное наращивание нового качества. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: