Субстанции Декарта (мыслящая и протяженная) (душа, мыслящая)

Рене Декарт делает допущение, что мы не можем быть уверены в том, что Бог (который создал все в нашем мире) не устроил все так, что существование вещей нам только кажется. Поэтому следует устранить все, что вызывает в нас хотя бы малейшее сомнение, до тех пор, пока мы не найдем то, что сможем определить как достоверное.

Декарт начинает рассуждать, что именно он может считать сомнительным: «…я предполагаю никогда не существовавшим все, что являет мне обманчивая память; я полностью лишен чувств; мои тело, очертания (figura), протяженность, движения и место – химеры» и приходит к тому, что из заключения об иллюзорности всего на свете должно с необходимостью следовать, что он сам, размышляющий об этом, действительно существует. Таким образом Декарт выводит утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую». «Всякий раз, как я произношу слова Я есть, я существую или воспринимаю это изречение умом, оно по необходимости будет истинным.» Наш ум познается раньше, достовернее и с большей очевидностью, чем тело, так как все умозаключения, которые мы делаем о вещах, исследуя их с помощью ощущения, в первую очередь дают нам понятие о собственном разуме: «Ведь может статься, что я решу, будто касаюсь земли, хотя никакой земли не существует; однако я никоим образом не могу решить, что моя мысль, которая это решает, — ничто». Итак, Декарт делает вывод, что «Я» - вещь мыслящая, и это то, что мы можем заключить с очевидностью.

(тело, протяженная)

Декарт определяет понятие «тело» следующим образом: тело – это то, что ограничено очертаниями и местом, и заполняет пространство таким образом, что в нем не может находиться другое тело. Оно воспринимается всеми органами чувств, а также может быть движимо (но никак не может являться причиной движения самого себя), т.е. природе тела не свойственно иметь собственную силу движения, ощущения и мышления. Так же в «Первоначалах философии» Декарт отмечает, что природа материи (тела) состоит лишь в том, что она есть субстанция, протяженная в длину, ширину и глубину.

Мы имеем способность восприятия и познания идей чувственных вещей, но мы не могли бы использовать ее, если бы не существовало что-то, способное производить эти идеи. Эта способность не может быть присуща нам самим, следовательно, она содержится либо в отличной от нас субстанции, обладающей всей реальностью этих идей (т.е. в Боге), либо сама эта субстанция есть тело (телесная природа), которое также содержит ту же реальность. Однако нельзя утверждать, что сам Бог посылает нам эти идеи, и он так же не может пользоваться каким-либо посредником. И так как склонность верить, что данные идеи мы получаем от телесных вещей, дана нам Богом (а он никак не может быть обманщиком, ведь это означало бы наличие у

него несовершенства, а это невозможно), следовательно, сами телесные вещи производят эти идеи, тем самым доказывается само существование телесного.

душа и тело взаимосвязаны. Аргументирует это Декарт тем, что у нас могут возникать некоторые ощущения, которые не могли бы возникнуть у нас только как у вещи мыслящей. Например, боль, возникающую в нашем теле, как вещь мыслящая, мы могли бы только понимать разумом, но не ощущать. «…а когда тело нуждалось бы в пище или в питье, я ясно понимал бы это, а не испытывал бы лишь смутные ощущения голода и жажды. Ибо, конечно, ощущения жажды, голода, боли и т. п. суть не что иное, как некие смутные модусы мышления, происходящие как бы от смешения моего ума с телом». Поэтому, говорит Декарт, «Я» теснейшим образом сопряжено с телом и как бы смешано с ним, поэтому они образуют единство

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: