История развития учения об афазии. Классификация афазий

 

Афазия – системное нарушение речи, которое возникает при органических поражениях мозга, охватывает разные уровни организации речи, влияет на ее связи с другими психическими процессами и приводит к дезинтеграции всей психической сферы человека,

нарушая, прежде всего, коммуникативную функцию речи.

При афазии проявляются системные нарушения речевой функции, охватывающие все

языковые уровни фонологии: фонетику, лексику, грамматику.

Афазия  включает четыре составляющие:

1) нарушение собственно речи и вербального общения;

2) нарушение других психических процессов;

3) изменение личности;

4) личностную реакцию на нарушение.

Отдельные работы с описанием афазии существовали еще в клинической литературе XVII века. Однако интенсивное  изучение этого расстройства началось с конца XIX века. Термин «афазия» ввел французский врач Труссо в 1864 году. В развитии учения об афазии можно выделить три этапа. На первом этапе (вторая половина XIX века –начало XX века) классиками неврологии были выделены две главные формы афазии: моторная  (афазия П.

Брока (1861)) и сенсорная (афазия К.Вернике (1874)). Исторически учение об афазии связано с учением о локализации функций в мозге. Научное обоснование данная теория получила

в конце 19 в., когда Поль Брока выступил на конференции антропологического общества в

Париже и представил случай наблюдения за пациентом с афазией, который в

течение 17 лет жил в клинике в Саль-Петриет. Пациента звали Лебран. Он был каменщиком до болезни, а в истории остался как мсье Тан-Тан, т.к. вся его речевая продукция в течение этих 17 лет состояла из сочетания «тан-тан», которое он разнообразно интонировал. То самое сочетание «тан-тан» П. Брока назвал речевым эмболом. Этот пациент относительно понимал

обращенную к нему речь и был адекватен в поведении.

Классификация афазий  

Афферентная моторная афазия – (Обусловлена поражением нижних отделов постцентральной зоны мозга). Больные теряют способность совершать по заданию те или иные движения языком, губами и другими органами артикуляции. Непроизвольно эти движения могут быть легко выполнены ими, поскольку не имеется парезов, ограничивающих объем оральных движений. Это носит название оральной апраксии. Оральная апраксия лежит в основе артикуляционной апраксии, имеющей непосредственное от-ношение к произнесению звуков речи. Она проявляется в распаде отдельных артикуляционных поз или иначе артикулем. В устной речи больных в зависимости от степени грубости апраксии это проявляется в:

• отсутствии артикулированной речи;

• искаженном воспроизведении поз;

• поисках артикуляции.

Вторично системно нарушены другие стороны речевой функции.

Эфферентная моторная афазия – (Обусловлена поражением нижних отделов премоторной зоны)

 При очаговых поражениях премоторной зоны возникает патологическая инертность артикуляторных актов, появляются персеверации, препятствующие свободному переключению с одной артикуляционной позы на другую. В результате речь больных становится разорванной, сопровождается застреванием на отдельных фрагментах высказывания. Эти дефекты произносительной стороны речи вызывают системные расстройства и других сторон речевой функции: чтения, письма, а частично и понимания речи.

Динамическая афазия- (Обусловлена поражением мозга в заднелобных отделах левого полушария, расположенных впереди от зоны Брока). В настоящее время выделены два варианта динамической афазии: Вариант I характеризуется преимущественным нарушением функции речевого программирования, в связи с чем больные пользуются в основном готовыми речевыми штампами, не требующими специальной «деятельности программирования». Их речь отличается бедностью, односложностью ответов в диалоге. Произносительные трудности незначимы.

При варианте II преобладают нарушения функции грамматического структурирования: в речи больных данной группы выражен экспрессивный аграмматизм, который проявляется в виде ошибок «согласования», а также явлений «телеграфного стиля». Произносительные трудности незначимы.

 Сенсорная (акустико-гностическая) афазия –(Возникает при поражении верхневисочных отделов зоны Вернике). В качестве первичного дефекта рассматривается речевая слуховая агнозия, лежащая в основе нарушений фонетического слуха. Больные теряют способность дифференцировать фонемы, т.е. выделять признаки звуков речи, несущих в языке смыслоразличительные функции. Расстройства фонематического слуха, в свою очередь, обусловливают грубые нарушения импрессивной речи— понимания. Появляется феномен «отчуждения смысла слова», который характеризуется «расслоением» звуковой оболочки слова и обозначаемого им предмета. Звуки речи теряют для больного свое константное (стабильное) звучание и каждый раз воспринимаются искаженно, смешиваются между собой по тем или иным параметрам.

 Акустико-мнестическая афазия- (Обусловлена очагом поражения, расположенным в средних и задних отделах височной области). В отличие от акустико-гностической (сенсорной) афазии, акустический дефект проявляется здесь не в сфере фонематического анализа, а в сфере слуховой мнестической деятельности. Больные теряют способность к удержанию в памяти воспринятой на слух информации, проявляя тем самым слабость акустических следов. Наряду с этим у них обнаруживается сужение объема запоминания. Эти дефекты приводят к определенным трудностям понимания развернутых текстов, требующих участия слухоречевой памяти. В собственной речи больных с этой формой афазии основным симптомом афазии является словарный дефицит, связанный как с вторичным обеднением ассоциативных связей слова с другими словами данного семантического куста, так и с недостаточностью зрительных представлений о предмете.

 Семантическая афазия –(Возникает при поражении теменно-затылочных областей левого доминантного полушария). Основным проявлением речевой патологии при этом виде афазии является импрессивный аграмматизм, т.е. неспособность понимать сложные логико-грамматические обороты речи. Этот дефект является, как правило, одним из видов более общего расстройства пространственного гнозиса, а именно способности к симультанному синтезу. Поскольку во фразовой речи основными «деталями», связывающими слова в единое целое (логико-грамматическую конструкцию), служат грамматические элементы слов, основную трудность для больных представляет выделение этих элементов из текста и понимание их смысловой роли, особенно пространственной (пространственные предлоги, наречия и т.д.). При этом способность к улавливанию формально-грамматических искажений (ошибок «согласования») остается у этих больных сохранной.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: