Св Иов как прообраз Господа Иисуса Христа

Иов является прообразом Христа Спасителя. Он, подобно Христу, -  безвинно страдающий Праведник. Вероятно, в этом и таится ответ на загадку о причине страданий Иова. Образ безвинно страдающего Иова должен был возвысить умы и сердца ветхозаветных людей до мысли о принятии безвинно Страдающего Мессии. Прообразовательное значение Иова видится и в том, что он, во время своих страданий, подобно тому, как Иисус Христос во время крестных мук, ощутил сильнейшее состояние богооставленности. Иов, прообразуя Христа Спасителя, является единственным, приемлемым для Бога ходатаем за своих друзей: «Пойдите к рабу Моему Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов помолится за вас, ибо только лице его Я приму, дабы не отвергнуть вас…» (Иов. 42, 8). Сатана, искушавший Иова, оказывается посрамленным. Хитрец перехитрил самого себя. Все его усилия привели прямо к противоположному результату. Иов воссиял как величайший праведник и послужил прообразом Спасителя. Этот просчет диавола также можно воспринимать как прообраз. История повторилась. Только вместо Иова был уже прообразуемый им Господь Иисус Христос и последствия просчета оказались для диавола несравненно более плачевны. В книге Иова усматривают также отдельные пророческие и прообразовательные места. В частности, указывают на то, что диавол искушал Иова трижды (через лишение богатства, гибель детей и болезнь). В этом видят прообраз троекратных искушений Спасителя. В 16 главе книги находятся пророческие слова, относящиеся к Спасителю: «Разинули на меня пасть свою, ругаясь, бьют меня по щекам: все сговорились против меня. Отдал меня Бог беззаконнику и в руки нечестивым бросил меня» (Иов. 16,10-11). Причем, заметьте: Иова никто не бил по щекам, как Прообразуемого им. Он произнес эти слова в пророческом вдохновении. Прообразовательное значение его жизни отразилось на практике чтения паремий из книги в первые пять дней Страстной седмицы. Книга читается в православных храмах в то время, когда перед мысленным взором верующих проходят страдания Спасителя. Многострадальный Иов был прообразом уничиженного состояния и страданий Христа Спасителя. Об этом говорит и служба праведному Иову: «Многострадального, вернии, восхвалим Иова, иже прежде закона праведника и прежде пророков пророка, вне рода и заветов Авраама веру Авраамлю добре сохраньшего, страданьми своими страсти Христовы предъизобразившаго, и ныне в вышних селениих со Христом царствующаго и молящагося о душах наших Прообразуя своими страданиями страдания Христа, Иов своим прославлением прообразовал Его Воскресение. На это указывает паремия из книги Иова (42, 12-17 и часть неканонического добавления), которая читается в Великую Пятницу перед плащаницей. В этом отрывке говорится о славе и благоденствии Иова после перенесенных им страданий: «И благословил Бог последние дни жизни Иова более, нежели прежние…

Псалом 50

Надписание псалма (стихи 1-2): «В конец, псалом Давиду, внегда внити к нему Нафану, пророку; егда вниде к Вирсавии, жене Уриеве».

Надписание указывает на повод написания Давидом данного псалма. Поводом было обличение пророком Нафаном Давида за его преступление с Вирсавией и ее мужем Урией. Псалом 50-ый - покаяние Давида в его сугубом грехе.

Во время войны с аммонитянами, царь Давид, остававшийся в Иерусалиме, прогуливался по кровле своего дома. Прогуливаясь, он увидел очень красивую женщину, которая купалась. Это была Вирсавия, жена Урии Хеттеянина. Урия был одним из наиболее выдающихся воинов царя Давида и находился в это время при осаде столицы аммонитян города Раввы, который осаждало войско под командованием полководца Иоава. Давид послал своих слуг за Вирсавией и совершил с ней прелюбодеяние. Вирсавия сделалась беременной. Давид был озабочен этим обстоятельствам и придумал хитрость. Он вызвал Урию в Иерусалим, надеясь, что тот переспит со своей женой и родившийся ребенок будет сочтен ребенком Урии. Когда Урия прибыл, Давид расспросил его о ходе войны и отпустил домой. За ним понесли и царские кушанья. Однако Урия не пошел в свой дом, а спал вместе со своими слугами у ворот царского дома. На следующий день Давид спросил его о причине такого поступка. Урия сказал Давиду: «Ковчег и Израиль и Иуда находятся в шатрах, и господин мой Иоав и рабы господина моего пребывают в поле, а я вошел бы в дом свой есть и пить и спать со своею женою! Клянусь твоею жизнию и жизнию души твоей, этого я не сделаю» (2 Цар. 11, 11). Давид оставил Урию в Иерусалиме еще на день, пригласил его на обед и напоил. Но и будучи нетрезвым Урия остался солдатом и не пошел в свой дом. Тогда Давид, видя, что его хитрость не удалась, написал письмо Иоаву и отправил его с Урией. В письме было написано: «Поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер» (2 Цар. 11, 15). Иоав выполнил беззаконное распоряжение Давида, поставив Урию в опасное место, где он был убит.

Когда окончились дни плача по Урии, Вирсавия сделалась женой царя Давида. «И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа» (2 Цар. 11, 27). Господь послал к Давиду пророка Нафана. Пророк рассказал царю следующую историю: «В одном городе было два человека, один богатый, а другой бедный. У богатого было очень много мелкого и крупного скота; а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую, и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь. И пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить обед для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему» (2 Цар. 12, 1-4). Давид, выслушав эту историю, сильно разгневался на богача и сказал: «Жив Господь! Достоин смерти человек, сделавший это. И за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что он не имел сострадания» (2 Цар. 12, 5-6). Тогда пророк Нафан сказал Давиду: «Ты – тот человек. Так говорит Господь Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем, и Я избавил тебя от руки Саула, и дал тебе дом господина твоего и жен господина твоего на лоно твое, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и, если этого для тебя мало, прибавил бы тебе еще больше. Зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав зло пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечем; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечем Аммонитян. Итак, не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтобы она была тебе женою. Так говорит Господь: вот Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жен твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему и будет он спать с женами твоими пред этим солнцем. Ты сделал тайно; а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем» (2 Цар. 12, 7-12). Выслушав, слова Господа, Давид мог только сказать: «Согрешил я пред Господом». Нафан сказал: «И Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь. Но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын» (2 Цар. 12, 13).

Действительно, ребенок, рожденный Вирсавией от прелюбодеяния с Давидом, заболел. Давид молился Богу о младенце, постился и провел ночь, лежа на земле. На седьмой день ребенок умер. Слуги Давида не решались доложить ему об этом и перешептывались между собой. Тогда Давид понял, что ребенок умер, и, получив от слуг утвердительный ответ, встал с земли, умылся, помазался, переменил одежды и пошел в скинию помолиться. Вернувшись домой, он сел обедать. В ответ на недоумение слуг Давид объяснил: «Доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо. А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратиться ко мне» (2 Цар. 12, 22-23). Впоследствии Вирсавия родила Давиду Соломона, который стал преемником Давида и мудрым царем.

Плодом покаяния Давида стал написанный им псалом, вошедший в нашу Псалтирь как 50-ый. Этот псалом является образцом силы покаяния и примером истинного покаяния

Стих 3: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое». Под беззаконием пророк Давид разумеет нарушение Закона в совершении им прелюбодеяния с Вирсавией и убийства Урии, так как и то и другое запрещено Законом. Псалмопевец за совершенное им преступление взывает к великой и беспредельной милости Божией, потому что и грех, содеянный и осознанный им, беспредельный. «Великие язвы имеют нужду в соразмерных врачевствах и кто впал в тяжкий недуг, тот требует большего о нем попечения, кто много прегрешил, для того нужно великое человеколюбие, – говорит блаженный Феодорит. – Посему-то великий Давид умоляет явить ему великую милость, весь источник щедрот излить на греховный струп, потому что иначе и не могли быть изглажены следы греха. Справедливо же прегрешение называет беззаконием, потому что в нем заключается сугубое преступление закона

Стих 4: «Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя». Бог открыл Давиду через пророка Нафана, что грех с него снят (2 Цар. 12, 13). Однако Давид не перестает молить Бога о том, чтобы Он совершенно очистил, омыл его от тех греховных нечистот, которыми он запятнал себя. Блаженный Феодорит так комментирует эти слова псалмопевца: «Ты даровал уже мне оставление грехов чрез пророка Нафана, говорит Давид, и, как бы неким прижиганиям и сечениям, подверг меня всякого рода бедствиям, но, приняв в себя великое зловоние греха, еще требую чистительных врачевств. Посему снова омой меня, Владыко, чтобы стереть всю греховную скверну

Стих 5: «Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну». Давид «всюду обносит с собою памятование о грехе прелюбодеяния, потому что не оставляет его сей грех и не отступает от него, но всегда пребывает с ним и мучит его», - говорит святитель Афанасий Великий. Давид настолько осознал свой грех, что он очами совести своей видел его и днем и ночью, то есть «всегда», «выну». Постоянное памятование греха является признаком искреннего покаяния.

Стих 6: «Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти». Блаженный Феодорит так комментирует стих 6: «Не то разумеет он, что не сделал обиды Урии (потому что причинил обиду и ему, и жене его), но что величайшее беззаконие учинено им против Самого Бога, Который избрал его, из пастыря овец соделал царем, явил победителем врагов и преизобильно наделил благами всякого рода»

Стих 7: «Се бо в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя». Блаженный Феодорит толкует: «Выставляет он (псалмопевец) на вид то беззаконие, на которое древле отважились прародители человеков…, если бы они не согрешили, то не подпали бы и смерти в наказание за грех, а не быв смертными, не подлежали бы тлению; с нетлением же, без сомнения, было соединено бесстрастие»

Стих 8: «Се бо истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси». Святитель Афанасий Великий говорит об этих словах псалмопевца: «Смысл речи таков: Ты, Господи, Ты, Который – истина, любишь истину и хочешь, чтобы мы пребывали в истине, очистишь нас от древнего греха…. Словами: безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси – дает разуметь, что Бог открыл ему Духом Святым все, что будет, и что положил Он в Своей премудрости»

Стих 9: «Окропиша мя иссопом, и очищуся. Омыеши мя, и паче снега убелюся». Иссоп – душистое растение с частыми листьями. Это растение, смачивая его в жертвенной крови, использовали как кисть или кропило. Иссоп упоминается в книге Исход, там, где речь идет о заклании пасхального агнца. «И созвал Моисей всех старейшин (сынов) Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка кровью, которая в сосуде» (Исх. 12, 21-22). В книге Левит передается установление Божие, согласно которому человека, исцелившегося от проказы, священник должен окропить кровью жертвенной птицы кропилом из кедрового дерева, иссопа и червленой нити (Лев. 14, 5-7). Псалмопевец, впавший в тяжкий грех, нуждается в очищении, подобно прокаженному. Святитель Афанасий Великий и блаженный Феодорит видят в стихе 9 также таинственное указание на крестную Жертву Спасителя и ее последствия для людей. Святитель Афанасий Великий говорит об этом так: «Поскольку воскропление крови служило охранением, чтобы живущие в доме не потерпели чего от погубляющего, то Давид справедливо, делая таинственное напоминание о той крови, говорит: окропиши мя иссопом, прикровенно разумея будущее очищение всех кровью истинного агнца Христа, вожделевая сподобиться сего очищения, которое одно может очистить совершенно и соделать белее снега

Стих 10: «Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя». Толкуя эти слова, блаженный Феодорит говорит: «Слуху моему даси радость и веселие, возрадуются кости смиренныя», то есть сего веселья исполни слух мой, обетовав совершенное очищение, чтобы радость объяла у меня все телесные члены и кости, смиренные ныне злостраданием, снова процвели и восприяли свою крепость»

Святитель Афанасий Великий помимо такого же буквального толкования, дает и иное, видя в словах пророка указание на будущее всеобщее воскресение: «Когда же возрадуются согнившие кости наши? Не по воскресении ли, когда, как говорит другой пророк, кости наши яко трава прозябнут (Ис. 66, 14)?

Стих 11: «Отврати лице Твое от грех моих, и вся беззакония моя очисти». «Воззри, говорит пророк, не на совершенные мною беззакония, но на меня оплакивающего оные»

Стих 12: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе мой». «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8), - говорил в Нагорной проповеди Господь Иисус Христос. Этой чистоты сердечной жаждет пророк Давид, просит ее у Бога, понимая, что лишился ее. В еврейском тексте употреблен глагол «бара», то есть «творение из ничего», переведенное словом «созижди» или в русском синодальном переводе «сотвори». Святитель Афанасий Великий толкует следующие слова: «И дух прав обнови – то есть, утверди во утробе моей. Это значит то же, как если бы сказать: приведи в безопасность ум мой, чтобы уже нелегко было ему впасть в грех»

Стих 13: «Не отвержи мене от лица Твоего, и Духа Твоего Святаго не отыми от мене». Святитель Афанасий Великий говорит, что здесь псалмопевец «молится, чтобы Дух пророческий сошел на него. Ибо Он оставил его по причине греха»

Блаженный Феодорит толкует несколько иначе: «Из сих слов ясно дознаем, что Давид не был лишен благодати Всесвятаго Духа, ибо не просит о том, чтобы воспринять Духа, как лишенному, но умоляет не лишать его Духа и не удалять от него Божественного о нем попечения. Ибо лицом назвал здесь промыслительность

Стих 14: «Воздаждь ми радость спасения Твоего, и Духом Владычним утверди мя». По толкованию блаженного Феодорита, псалмопевец «умоляет о том, чтобы и впредь иметь ему то, чего не утратил, то есть благодать Духа; а что утратил, о том просит, чтобы снова восприять сие; утрачено же было радование о Боге»

Стих 15: «Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивыя к тебе обратятся». Блаженный Феодорит, объясняя этот стих, говорит как бы от лица пророка Давида: «Снова пользуясь Твоим человеколюбием, буду я образцом покаяния для любящих жизнь беззаконную, буду же и провозвестником Твоей благости, людей злочестивых и беззаконных убежду прибегнуть к Тебе с молением

Стих 16: «Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего: возрадуется язык мой правде Твоей». Избави мя от кровей: «Давид непрестанно содержит в памяти убиение Урии», - поясняет блаженный Феодорит. Возрадуется язык мой правде Твоей: по толкованию этого же отца означает: «Не буду молчать, получив оставление грехов, но не престану песнословить Тебя, поведая милости твои»

Стих 17: «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвесят хвалу Твою». Объясняя эти слова, блаженный Феодорит говорит: «Грех обыкновенно связывает язык, заграждает уста, гнетет и принуждает молчать. Посему пророк умоляет, чтобы ему, получив оставление грехов, возыметь прежнее дерзновение и подвигнуть язык к песнопению

Стих 18: «Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши». Эти слова можно сопоставить со словами Господа к народу Израильскому, приведенными в псалме 49: «Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я Бог, Твой Бог. Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною; не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих, ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною. Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и все, что наполняет ее. Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов? Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои, и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя и ты прославишь Меня» (Пс. 49, 7-15). Можно вспомнить и слова пророка Самуила царю Саулу: «Неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов…» (1 Цар. 15, 22). Итак, послушание Богу, принесение хвалы Богу важнее жертвоприношений. Но что важно для человека, уже преступившего заповеди Божии? Об этом говорит псалмопевец в следующем 19 стихе.

19 стих: «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», то есть для Бога важны: дух сокрушенный и сердце сокрушенное и смиренное, сознание своих грехов и покорность суду Божию.

Стихи 20, 21: «Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския». «Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожжегаемая: тогда возложат на алтарь Твой тельцы». Два последние стиха, возможно, были присоединены к псалму во время Вавилонского плена, так как здесь говорится о восстановлении прежнего величия Иерусалимского храма и о том, что, когда евреи освободятся от чужеземного ига, тогда они будут приносить возношения и всесожжения на Иерусалимском жертвеннике. Некоторые толкователи, впрочем, полагают, что и стихи 20-21 написаны Давидом, который, как пророк, провидел вавилонский плен. Так, блаженный Феодорит говорит, что псалом «исполнен пророчества что пророк Давид «просвещаемый лучом благодати и, провидя пророческими очами, что и народ, над которым он царствует, впадет в беззакония и в наказание за оные будет порабощен и преселен в Вавилон, написал он настоящий псалом…»

Псалом 50-ый называется покаянным и чаще других употребляется за богослужением, а также в домашних, келейных молитвах, так как в нем выражена вся глубина смирения и покаяния, с которыми молящийся должен обращаться к Богу

Билет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: