Основные смыслы понятия «философия науки»; критерии философского рассмотрения науки. Сциентизм и антисциентизм. Предмет философии науки

Основные смыслы понятия "философия науки"

Наука – важнейшая сфера человеческой жизнедеятельности, лежащая в основе развития современной цивилизации, ориентированная на получение истинного знания об окружающем мире и самом человеке, которое можно воплотить на практике.

 

Можно обнаружить по меньшей мере 3 смысла понятия "философия науки":

1. Строгий смысл научной философии науки, т.е. философии науки, которая удовлетворяет неким критериям науки. Чаще всего в философской, учебной литературе присутствует именно этот смысл. Имеет место быть одно конкретное течение философии – логический позитивизм. Представителями течения являются Людвиг Витгенштейн и Р. Карнап. Л. Витгенштейн в начале XX в. Размышлял, что пора пересматривать всю предшествующую философию. Философия д.б. анализом языка науки, чтобы понять, что в науке связано с реальностью, а что вымысел. Т.е. философия начала быть средством прояснения языка науки. С точки зрения этих мыслителей научная философия науки возможна лишь тогда, когда находится не просто разговор о сущности науки, не просто желание построить картину мира, а когда философия конструирует объект исследования науки (таким объектом является язык науки). Они пытаются через язык науки раскрыть все то, что отличает науку от других форм человеческой жизнедеятельности. Средством исследования языка науки у них становятся методы математической логики. Как правило, специалистами в области философии науки становились специалисты в области математической логики. В отечественной науке такое понимание философии науки было популярно в 60-70-е гг. 20 в. (напр. Зиновьев А.А. "Логика науки", Смирнов В.Н. и др.)

2. Второй смысл связан с размышлениями ученых, которые выходят за область своих исследований. Ставят вопросы: «Что такое наука? Добро или зло? Когда наука возникает и при каких обстоятельствах? Какова роль науки?» Исследования самих ученых, в которых они рассматривают природу и сущность науки. В.И. Вернадский в целом ряде работ размышляет о том, что такое наука. У него есть работа "Научная мысль как планетное явление", где он размышляет о том, почему наука, начиная с конца 16 в., приобрела такую силу. Он называет ее исторической силой. Науки о природе двинулись в человеческую жизнь, без них невозможно развитие человечества. Наука становится силой, которая объединит всё человечество. Ранее это пытались сделать философия и религия, но они сами разбились на множество направлений, а наука одна. Он говорил, что со временем будет создан единый мозговой центр человечества на базе научных знаний, и тогда наука станет решающим культурным фактором, объединяющим всё человечество. Н. Бор говорил о том, что события, произошедшие в физике в конце 19 - начале 20 в. требуют философского осмысления. Микромир представляет собой одновременно и частицы, и волны, а значит получаются 2 истины. Он выдвигает принцип дополнительности, пишет философскую работу "Атомная физика и человеческое познание". С.В. Вонсовский «Современная естественно-научная картина мира» - если философы считают невозможным создать картину мира, то должны работать над теоретической физикой. «Крылья Феникса. Введение в квантовую мифофизику": обсуждение природы человеческого сознания – в современной ситуации философия утратила своё значение, и теоретическая физика становится философией.

3. Смысл связан с философскими учениями, в которых наука - главный объект рассмотрения либо главный объект критики. К таким течениям можно отнести неокантианство, неорационализм, феноменология, структурализм, позитивизм. (Между представителями этих течений шли дискуссии. Позитивизм обычно оценивается как ведущее течение в области философии науки, т.к. выражает стихийные умонастроения самих представителей науки. Поэтому остальные течения как правило разрабатывались в оппозиции к позитивизму.) Пол Фейерабенд и В. Вернадский выдвигают ряд близких вопросов и диаметрально разные ответы. 1. Фейерабенд: Обладает ли наука превосходством над любыми формами жизни? Хотя бы над пожившими (религия) – не обладает. В это верят только либералы. Вернадский: Можем ли мы размышлять о приоритете? – Да! (факты – стержень науки). 2. Какую роль играет наука в жизни общества? Фейерабенд – наука несет угрозу демократии и свободе во всех смыслвх. Нужно политическое вмешательство, чтобы отстранить науку от государства. Вернадский – наука синоним свободы к демократии. Только свободная личность может творить в науке. 3. Какое влияние оказывает наука на культуру? Фейерабенд – наука-агрессор, новое средство колониализма (это система господства группы развитых государств и стран (метрополий) над остальным миром в XVI—XX веках.). Наука подчинила себе культуры, с их стороны должен быть бунт. Вернадский – считал, что будет общий мозговой центр – это культурная миссия науки.

Изъятие одного из смыслов, во-первых обедняет исследования в области философии науки, а во-вторых делает их неадекватными самому ходу развития философии науки.

Не только философия изучает собственно науку. Есть экономика науки (эффективность работы науч. учрежд., научных исследований), социометрия науки (всевозможные замеры социального статуса науки), психология научного творчества как особая область исследований, социология науки, связанная с наукой информатика, политика в сфере науки и другие. В ряду такого рода областей знания о науке надо особо отметить появившуюся в 20-30-е гг. науку "науковедение".

Каков критерий философского подхода к науке? Науковедение рассматривает все составляющие научной деятельности, тем не менее, способ изучения науки - это способ изучения с помощью конкретных методов, математических моделей, для получения максимальной отдачи от науки. Философский подход к науке напрямую связан с вопросом о том, как вписана наука в глубинные основания человеческой жизни. Все философские вопросы вращаются вокруг человека, поэтому, когда мы рассуждаем с философской точки зрения о науке, то критерием философского похода является попытка осмыслить науку с точки зрения глубинных оснований человеческого бытия, человеческой жизни.

Философия науки служит теоретическим основанием сциентизма как установки обыденного сознания и как особого рода идеологии. В качестве философского рода идеологии и в качестве философского направления она оформилась к сер. XIX в.

Сциентизм – вера во всемогущество и безграничные возможности развития науки как прогрессивной космической силы. Культ науки, поклонение ее экспериментальным и математическим методам, абсолютизация роли ученых и научных экспертов в обществе. Сциентизм складывается в Западной Европе с XVI в., достигает апогея к сер. XIX – сер. XX в.

Антисциентизм имеет множество градаций, начиная с радикального осуждения светской (немонастырской и не подвластной церкви) науки как дьявольского наущения и кончая самым либеральным антисциентизмом, который уравнивает науку в правах с искусством, религией и иными формами общественного сознания и отвергает только оценку науки как высшей формы познания.

Представителем сциентизма в умеренной форме был Вернадский (в радикальной форме сциентизм- это наука и только наука). Он рассматривал вопрос науки с разных сторон. Представителем антисциентизма (в радикальной форме) был Фейерабенд.

Объектом исследования философии науки по определению является наука. Но наука выступает объектом изучения многих конкретных научных дисциплин (науковедение, культурология, социология, история и т. п.). Место и роль науки в отношении человека к миру, в освоении человеком мира. Ведь наука – один из важнейших способов, каким человек выстраивает мир как понятную для себя, осмысленную реальность. Философия науки изучает и оценивает этот способ конструирования мира и соотношение полученной конструкции с «реальностью самой по себе». Предметом философии науки оказываются наука как познавательная деятельность, наиболее общие закономерности научного познания, а также его развитие в изменяющемся социокультурном контексте.

(м.б. предмет – это «науковедение»? – строгая область знаний)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: