Вопрос 19. Тенденции развития политической системы современного российского общества

Политический режим - это динамическая, функциональная характеристика политической системы.

Политическая обстановка в России неустойчива, социальная напряженность в обществе сохраняется. Иными словами, условий для стабильного политического режима в стране пока нет. Коль скоро политическая ситуация в стране изменчива, подвижна, то и политический режим может развиваться по одному из нескольких вариантов. В последние годы политическим ориентиром реформаторов первой волны был праволиберальный (буржуазно-демократический)

Социальной опорой политического режима обычно служит обширный средний класс, который в России пока находится в зачаточном состоянии, а потому шансов у этого режима, похоже, немного.

Весьма перспективен в нашей стране социал-демократический вариант политического режима скандинавского образа. В политической сфере для него характерны широкая политическая демократия, демократические и правовые методы осуществления власти, умеренные реформы и эволюционный путь развития общества. В социально-экономическом плане - это многоукладная экономика, первоочередное поощрение малого и среднего бизнеса, прогрессивное налогообложение, препятствующее резкому социальному расслоению, весьма привлекательные социальные программы, социально ориентированный рынок.

Предпосылками для перехода к социал-демократическому режиму служат коллективно-общинные традиции России, приверженность широких народных масс идеалам социальной справедливости, высокая приспособленность экономики к государственно-правовому регулированию.

Этот режим мог бы иметь прочную социальную базу. Вместе с тем социал-демократические партии и движения в России пока явно разрознены, у них нет ясных и понятных народу программ, объединяющих идей и концепций, поэтому их возможности пока слабо реализуются. На основе взаимодействия социал-демократических и национально-патриотических движений могут возникнуть смешанные политические режимы. Их социальной базой могут стать не только широкие слои населения, но и военнослужащие, предприниматели.

Однако стремление национал-патриотов (в случае прихода их к власти) решать сложные проблемы простыми способами (например, попытки возродить административно-территориальное государственное устройство) может ускорить процесс отсоединения от России многих национально-государственных образований, что приведет к неизбежному ее распаду.

Не исключена в России и жесткая диктатура мафиозно-криминального капитала. Это, разумеется, один из самых наихудших вариантов. Какой из названных вариантов политических режимов станет реальностью в Российском государстве, покажут время и степень мудрости россиян.

Политический режим современного Российского государства - это либерально-демократический режим, который, конечно же, еще несет на себе груз реликтов тоталитарного режима (элементы всеобщего контроля государственных органов за жизнью граждан, сохранение властных структур чиновников в сфере проживания, передвижения граждан - прописка и т.д.)

Законы не стали еще повсеместной основой политического режима, недостаточна судебная защита прав и свобод граждан, ответственность за нарушение законов. Не вошло еще в практику и прямое действие Конституции, прежде всего не отработаны процедуры прямого применения Конституции правоохранительными органами - последние ждут, как правило, специальных, конкретизирующих правовые положения законов. В то же время судебные органы, становясь на позицию прямого применения Конституции, постепенно наполняют конкретным содержанием ее отдельные правовые положения, создают своеобразные судебные прецеденты.

Судебные прецеденты в условиях конкуренции архаичных и новых структур правовой системы отнюдь не противопоказаны формированию новой правовой системы, могут с лихвой заполнять вакуумы и пробелы этой системы. Политический режим имеет в настоящее время нестабильный, переходный характер. Его дальнейшая эволюция в либерально-демократическую сторону подвергается критике со стороны сторонников тоталитарного режима, так и одобрению со стороны приверженцев демократических реформ.

 

Вопрос 28 отрасли права: особенности, причины многообразия

Отрасль права – автономная совокупность действующих правовых норм, входящих в структуру его системы, которая регулирует качественно однородный образ социальных отношений.

Один из критериев разделения системы на отрасли – отличительные признаки одних социальных отношений от других (содержание, цели, задачи).

Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования.

Прежде всего, все отрасли российского права различают по предмету регулирования (правового).

Предмет правового регулирования — это совокупность общественных отношений, которые регулируются нормами соответствующей отрасли.

Он - главное объективное основание для распределения соответствующих норм по конкретным отраслям. К примеру, нормы права, предмет которых – отношение сотрудника и работодателя, составляют отдельную отрасль, а те, которые регулируют социальные отношения в имущественной сфере, формируют совсем иную отрасль и т. п.

Метод правового регулирования — это приемы и способы, с помощью которых нормы, образующие отрасль, воздействует на ее предмет.

Также они имеют отличительные признаки:

- особый предмет, метод;

- способность равноправно взаимодействовать с другими правовыми отраслями (на одном уровне);

- количественная достаточность норм;

- специфические признаки соответствующей отрасли;

- потребность социума в регулировании соответствующей общественной сферы непосредственно на конкретном уровне;

- наличие автономного чаще всего кодифицированного законодательства.

Все отрасли права по назначению делятся на:

1. Материальные — состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения:

- конституционное,

- гражданское,

- уголовное

- финансовое

- административное

- семейное

- трудовое

2. Процессуальные — состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права:

- уголовно- процессуальное

- гражданско-процессуальное право

- административно-процессуальное право

Процессуальное право представляет собой системы норм, регламентирующих правовые процедуры при разрешении споров или при определении ответственности за правонарушения. В России признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный, конституционный.

По предметному единству отрасли делятся на:

1. Основные (называют еще первичными или фундаментальными) — эти отрасли образуют базовую часть системы права, ее фундамент. В их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, гражданское, уголовное и др.).

2. Вторичные — складывались в разное время в рамках фундаментальных отраслей (семейное, выделившееся из гражданского права, уголовно-исполнительное, выделившееся из уголовного права).

3. Комплексные — это объединение правовых норм профильных и специальных отраслей. К комплексным отраслям права можно отнести такой вид права, как предпринимательское право.

По регулируемым отношениям (по сфере интересов) делятся на:

1. Публичное право — совокупность отраслей права, защищающих общий (публичный) интерес благо всего государства.

2. Частное право — совокупность отраслей права, которые обеспечивают частный интерес отдельной личности, коллективов людей.

Конституция РФ является исходной базой всех отраслей права.

В России система права охватывает около 30 отрас­лей.

Основные отрасли права РФ:

· Конституционное (государственное) право — регулирует социально-значимые общественные отношения, основной источник это Конституция РФ;

· Административное право — связано с осуществлением исполнительной власти;

· Гражданское право — регулирует имущественные и связанные с ним неимущественные отношения субъектов права;

· Земельное право — предметом регулирования являются правовые отношения, связанные с землей;

· Семейное право — посвящено рассмотрению проблем, связанных с брачно-семейными правоотношениями;

· Трудовое право — рассматривает отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности;

· Уголовное право — предусматривает порядок отнесения деяний к правонарушениям, порядок наступления ответственности за их совершение;

· Финансовое право — регулирует отношения, складывающие­ся в процессе финансовой деятельности государства.

· Гражданско-процессуальное право — регулирует порядок судопроизводства по граж­данским делам.

· Международное право — регулирует межгосударственные отношения, принципы поведения государств на международной арене.

В последние годы наблюдаются процессы как дифференциации, так и интеграции в системе права.

В частности, помимо традиционных процессуальных отраслей – уголовно-процессуального и гражданского процессуального права, выделяются арбитражный процесс, административный процесс, конституционный;

выделяется коллизионное право, природа и характер которого еще недостаточно исследованы;

из финансового права выделяются в качестве подотраслей налоговое, бюджетное, банковское право.

Различные отрасли права стоят на разных ступенях развития, у одних объем общественных отношений увеличивается, а у других – сужается.  

Интеграционные процессы объясняются усложнением общественных отношений, возникновением, изменением и прекращением ряда правоотношений, изменением правового мышления и другими факторами.

Все российские отрасли права тесно взаимосвязаны и, более того, проникнуты особым органическим единством, однако они вовсе не равнозначны, исходя из таких критериев, как значение, объем, роль в процедуре воздействия на социальные взаимосвязи, потому что разные области данных отношений совсем не идентичны ни по широте, ни по составу.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: