Политический режим - это динамическая, функциональная характеристика политической системы.
Политическая обстановка в России неустойчива, социальная напряженность в обществе сохраняется. Иными словами, условий для стабильного политического режима в стране пока нет. Коль скоро политическая ситуация в стране изменчива, подвижна, то и политический режим может развиваться по одному из нескольких вариантов. В последние годы политическим ориентиром реформаторов первой волны был праволиберальный (буржуазно-демократический)
Социальной опорой политического режима обычно служит обширный средний класс, который в России пока находится в зачаточном состоянии, а потому шансов у этого режима, похоже, немного.
Весьма перспективен в нашей стране социал-демократический вариант политического режима скандинавского образа. В политической сфере для него характерны широкая политическая демократия, демократические и правовые методы осуществления власти, умеренные реформы и эволюционный путь развития общества. В социально-экономическом плане - это многоукладная экономика, первоочередное поощрение малого и среднего бизнеса, прогрессивное налогообложение, препятствующее резкому социальному расслоению, весьма привлекательные социальные программы, социально ориентированный рынок.
|
|
Предпосылками для перехода к социал-демократическому режиму служат коллективно-общинные традиции России, приверженность широких народных масс идеалам социальной справедливости, высокая приспособленность экономики к государственно-правовому регулированию.
Этот режим мог бы иметь прочную социальную базу. Вместе с тем социал-демократические партии и движения в России пока явно разрознены, у них нет ясных и понятных народу программ, объединяющих идей и концепций, поэтому их возможности пока слабо реализуются. На основе взаимодействия социал-демократических и национально-патриотических движений могут возникнуть смешанные политические режимы. Их социальной базой могут стать не только широкие слои населения, но и военнослужащие, предприниматели.
Однако стремление национал-патриотов (в случае прихода их к власти) решать сложные проблемы простыми способами (например, попытки возродить административно-территориальное государственное устройство) может ускорить процесс отсоединения от России многих национально-государственных образований, что приведет к неизбежному ее распаду.
Не исключена в России и жесткая диктатура мафиозно-криминального капитала. Это, разумеется, один из самых наихудших вариантов. Какой из названных вариантов политических режимов станет реальностью в Российском государстве, покажут время и степень мудрости россиян.
|
|
Политический режим современного Российского государства - это либерально-демократический режим, который, конечно же, еще несет на себе груз реликтов тоталитарного режима (элементы всеобщего контроля государственных органов за жизнью граждан, сохранение властных структур чиновников в сфере проживания, передвижения граждан - прописка и т.д.)
Законы не стали еще повсеместной основой политического режима, недостаточна судебная защита прав и свобод граждан, ответственность за нарушение законов. Не вошло еще в практику и прямое действие Конституции, прежде всего не отработаны процедуры прямого применения Конституции правоохранительными органами - последние ждут, как правило, специальных, конкретизирующих правовые положения законов. В то же время судебные органы, становясь на позицию прямого применения Конституции, постепенно наполняют конкретным содержанием ее отдельные правовые положения, создают своеобразные судебные прецеденты.
Судебные прецеденты в условиях конкуренции архаичных и новых структур правовой системы отнюдь не противопоказаны формированию новой правовой системы, могут с лихвой заполнять вакуумы и пробелы этой системы. Политический режим имеет в настоящее время нестабильный, переходный характер. Его дальнейшая эволюция в либерально-демократическую сторону подвергается критике со стороны сторонников тоталитарного режима, так и одобрению со стороны приверженцев демократических реформ.
Вопрос 28 отрасли права: особенности, причины многообразия
Отрасль права – автономная совокупность действующих правовых норм, входящих в структуру его системы, которая регулирует качественно однородный образ социальных отношений.
Один из критериев разделения системы на отрасли – отличительные признаки одних социальных отношений от других (содержание, цели, задачи).
Отрасль характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования.
Прежде всего, все отрасли российского права различают по предмету регулирования (правового).
Предмет правового регулирования — это совокупность общественных отношений, которые регулируются нормами соответствующей отрасли.
Он - главное объективное основание для распределения соответствующих норм по конкретным отраслям. К примеру, нормы права, предмет которых – отношение сотрудника и работодателя, составляют отдельную отрасль, а те, которые регулируют социальные отношения в имущественной сфере, формируют совсем иную отрасль и т. п.
Метод правового регулирования — это приемы и способы, с помощью которых нормы, образующие отрасль, воздействует на ее предмет.
Также они имеют отличительные признаки:
- особый предмет, метод;
- способность равноправно взаимодействовать с другими правовыми отраслями (на одном уровне);
- количественная достаточность норм;
- специфические признаки соответствующей отрасли;
- потребность социума в регулировании соответствующей общественной сферы непосредственно на конкретном уровне;
- наличие автономного чаще всего кодифицированного законодательства.
Все отрасли права по назначению делятся на:
1. Материальные — состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения:
- конституционное,
- гражданское,
- уголовное
- финансовое
- административное
- семейное
- трудовое
2. Процессуальные — состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права:
- уголовно- процессуальное
- гражданско-процессуальное право
- административно-процессуальное право
Процессуальное право представляет собой системы норм, регламентирующих правовые процедуры при разрешении споров или при определении ответственности за правонарушения. В России признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный, конституционный.
|
|
По предметному единству отрасли делятся на:
1. Основные (называют еще первичными или фундаментальными) — эти отрасли образуют базовую часть системы права, ее фундамент. В их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, гражданское, уголовное и др.).
2. Вторичные — складывались в разное время в рамках фундаментальных отраслей (семейное, выделившееся из гражданского права, уголовно-исполнительное, выделившееся из уголовного права).
3. Комплексные — это объединение правовых норм профильных и специальных отраслей. К комплексным отраслям права можно отнести такой вид права, как предпринимательское право.
По регулируемым отношениям (по сфере интересов) делятся на:
1. Публичное право — совокупность отраслей права, защищающих общий (публичный) интерес благо всего государства.
2. Частное право — совокупность отраслей права, которые обеспечивают частный интерес отдельной личности, коллективов людей.
Конституция РФ является исходной базой всех отраслей права.
В России система права охватывает около 30 отраслей.
Основные отрасли права РФ:
· Конституционное (государственное) право — регулирует социально-значимые общественные отношения, основной источник это Конституция РФ;
· Административное право — связано с осуществлением исполнительной власти;
· Гражданское право — регулирует имущественные и связанные с ним неимущественные отношения субъектов права;
· Земельное право — предметом регулирования являются правовые отношения, связанные с землей;
· Семейное право — посвящено рассмотрению проблем, связанных с брачно-семейными правоотношениями;
· Трудовое право — рассматривает отношения, возникающие в процессе трудовой деятельности;
· Уголовное право — предусматривает порядок отнесения деяний к правонарушениям, порядок наступления ответственности за их совершение;
|
|
· Финансовое право — регулирует отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства.
· Гражданско-процессуальное право — регулирует порядок судопроизводства по гражданским делам.
· Международное право — регулирует межгосударственные отношения, принципы поведения государств на международной арене.
В последние годы наблюдаются процессы как дифференциации, так и интеграции в системе права.
В частности, помимо традиционных процессуальных отраслей – уголовно-процессуального и гражданского процессуального права, выделяются арбитражный процесс, административный процесс, конституционный;
выделяется коллизионное право, природа и характер которого еще недостаточно исследованы;
из финансового права выделяются в качестве подотраслей налоговое, бюджетное, банковское право.
Различные отрасли права стоят на разных ступенях развития, у одних объем общественных отношений увеличивается, а у других – сужается.
Интеграционные процессы объясняются усложнением общественных отношений, возникновением, изменением и прекращением ряда правоотношений, изменением правового мышления и другими факторами.
Все российские отрасли права тесно взаимосвязаны и, более того, проникнуты особым органическим единством, однако они вовсе не равнозначны, исходя из таких критериев, как значение, объем, роль в процедуре воздействия на социальные взаимосвязи, потому что разные области данных отношений совсем не идентичны ни по широте, ни по составу.