Бряник с 73.
Научным признают знание, получаемое и фиксируемое специфическими научными методами и средствами. Признаки научного знания: предметность, однозначность, определенность, точность, системность, логическое доказательство, проверяемость и др.
Научное знание – многоуровневое и при этом целостная система. Существует уровневая структура организации научного знания: в каждой из областей современной науки выделяют эмпирический и теоретический уровни знания. Дискуссионным является вопрос о критериях выделения данных уровней. В качестве критериев разграничения предлагают следующие:
— эмпирический уровень связывают с индуктивным методом исследования (рассуждения ведутся от частного к общему), тогда как теоретический — с дедуктивным методом (от общего — к частному);
— эмпирический уровень раскрывает сферу явлений; теоретический— сущность;
— на эмпирическом уровне обнаруживают лишь первичные, так называемые эмпирические зависимости; на теоретическом — закономерности и законы;
|
|
— на эмпирическом уровне изучаемый объект предстает непосредственно через факты и их понятийную обработку; на теоретическом — в форме идеализированных объектов, сложных мыслительных конструкций;
— на эмпирическом уровне используют слова и предложения естественного языка; на теоретическом — специализированную искусственную символику и терминологию, а также язык математики.
Эмпирический уровень преимущественно имеет дело с фактами в их первичной понятийной обработке и полагается в основном на индуктивный метод исследования, который позволяет обнаруживать эмпирические зависимости, раскрывающие сферу явлений; язык данного уровня знаний предназначен для работы с фактическими данными, но он также наполнен специфической и математической терминологией для количественных измерений исследуемого объекта. Эмпиризм предложил Махош (научная мысль – экономическое приспособление мысли к фактам – принцип верификации).
Факт является сложным объектом эмпирического уровня, структура которого трехчастна:
1) лингвистический компонент;
2) перцептивный компонент (восприятие, образ, стоящий за этим фактом);
3) инструментально-материальный компонент.
На основе фактов возникли эмпирические законы – индуктивные обобщения фактов, относящихся к однородным объектам, находящимся в аналогичных условиях. Все эмпирические законы носят вероятностный характер.
На основе эмпирических законов возникает высшее знание – феноменологическая теория – совокупность логически связанных эмпирических законов в отношении ряда объектов.
|
|
Пример, законы Кеплера.
Напротив, на теоретическом уровне научных знаний изучаемый объект предстает в качестве идеализированного объекта (но это вовсе не исключает необходимости привлекать фактический материал), что дает возможность использовать средства математического моделирования и выявлять общие и существенные зависимости, т. е. закономерности. Эйнштейн (Теоритизм) «закон м.б. открыт на кончике пера» - принцип фальсификации. Теоритизм вырастает не из эмпиризма, а помимо нее. Деятельность объекта абсолютно свободна, она не ограничена рамками схем и шаблонов, а представляет собой творческий процесс.
Есть методы научного познания (способ достижения цели, совокупность правил и последовательность действий при исследовании объектов), общие для обоих уровней научного исследования, только степени и пропорции их использования разнятся. 1. Метод абстрагирования(отвлечение от одних сторон объектов и выделение других) в разных своих модификациях сопровождает весь процесс познания и во всех областях науки. Он дополняется методом конкретизации.
2. Методы анализа (разделения целого на части) и синтеза (воссоздания целого из частей) существуют, лишь взаимно полагая друг друга.
3. Методы индукции и дедукции. Структурный и функциональный методы анализа любого объекта, с помощью которых выявляют сложность строения объекта и закономерности его функционирования (поведения). Общенаучный характер носит и метод моделирования, который позволяет переносить информацию с моделей на изучаемые объекты; разновидностями моделей являются материальные и знаковосимволические; особую роль играют математические модели и связанный с ними метод математизации.
Не менее важную роль играют исторический и логический методы: если первый предполагает исследование основных этапов развития изучаемого объекта, его начальных условий и тенденций развития, то второй на развитом состоянии объекта изучает его закономерности. Представленная система общенаучных методов познания была предложена И. Я. Лойфманом (1927-н.вр.).