- техника речи – ее эмоциональность, образность, интонационная выразительность, ритм и темп, точность и языковая грамотность, четкость, дикция
- невербальные средства – владение мимикой, жестами, движениями, способствующими адекватной передаче мыслей и чувств
Владение основами педагогической техники ― необходимое условие овладения технологией общения. А.С.Макаренко писал: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15 ― 20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдет и не почувствует того, что нужно». Из этого признания А. С. Макаренко очевидно, что особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи учителя как одного из важнейших воспитательных средств.
Необходимая в деятельности учителя культура речи ― это правильная дикция, поставленный голос, правильное дыхание и разумное присоединение к речи мимики и жестикуляции. «Не может быть хорошим воспитатель, ― писал А. С. Макаренко, ― который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое его движение воспитывало, и всегда должен знать, что он хочет в данный момент и чего не хочет»
Особенности умений и навыков педагогической техники состоят в том, что они проявляются только при непосредственном взаимодействии с детьми. Они всегда носят ярко выраженный индивидуальный характер и существенно зависят от возраста, пола, темперамента и характера педагога, его здоровья и анатомо- физиологических особенностей.
Через эти умения в педагогическом взаимодействии наиболее полно раскрываются воспитанникам нравственные и эстетические позиции педагога.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач.
Планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса
Строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.
Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Но педагогическая технология, которой можно овладеть не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными учителями, где и будет проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА.
это - обусловленная природными особенностями человека система задач, способов и тактик деятельности, обеспечивающих эффективность его труда. (Е.А.Климов, А.К.Маркова)
зависит от природно обусловленных типологических особенностей и др. качеств личности.
Педагоги, обладающие сильной и подвижной нервной системой, добиваются успехов за счет быстроты, оригинальности и неожиданности решений. Они артистичны, экспрессивны, им присущ высокий уровень готовности к импровизации, непосредственность и выразительность эмоциональных реакций.
Учителя, наделенные сильной, но инертной и уравновешенной нервной системой, тщательно готовят и взвешивают свои решения, действуют неторопливо, основательно, обладают большой выдержкой, сдержанны в эмоциональных проявлениях, последовательны и настойчивы.
Педагогическое мастерство педагогов, наделенных от природы слабым типом нервной системы, проявляется прежде всего в особой чуткости, вдумчивости в возникающих педагогических ситуациях, способности понять внутренний мир учащихся.
Существуют различные типологии стилей индивидуальной деятельности педагога в зависимости от оснований, по которым они выделяются.
Учитывая вид педагогической деятельности, выделяют стиль:
обучающей деятельности,
воспитательной деятельности и
педагогического общения.
По мнению А.К.Марковой, стили деятельности различаются прежде всего по соотношению требований, предъявляемых к педагогическому труду, и возможностей человека. Наиболее оптимальным является стиль, который выбирается в соответствии со склонностями педагога и в то же время не противоречит требованиям профессии.
Стили обучающей деятельности (А. К. Маркова и А. Я. Никонова)
на основе:
содержательных характеристик стиля (преимущественная ориентация педагога на процесс или результат своего труда);
динамичности (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.); результативности (уровень знаний и навыков учения и учащихся, а также их интерес к предмету).
Эмоциональность - рассудительность методичность - импровизация
На основе этого выделены четыре стиля:
Эмоционально-импровизационный,
Эмоционально-методичный,