Вербальные (словесные) и невербальные средства, позволяющие эффективно воздействовать на окружающих

- техника речи – ее эмоциональность, образность, интонационная выразительность, ритм и темп, точность и языковая грамотность, четкость, дикция

- невербальные средства – владение мимикой, жестами, движениями, способствующими адекватной передаче мыслей и чувств

Владение основами педагогической техники ― необходимое условие овладения технологией общения. А.С.Макаренко писал: «Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15 ― 20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдет и не почувствует того, что нужно». Из этого признания А. С. Макаренко очевидно, что особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи учителя как одного из важнейших воспитательных средств.

Необходимая в деятельности учителя культура речи ― это правильная дикция, поставленный голос, правильное дыхание и ра­зумное присоединение к речи мимики и жестикуляции. «Не может быть хорошим воспитатель, ― писал А. С. Макаренко, ― который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Вос­питатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое его движение воспитывало, и всегда должен знать, что он хочет в данный момент и чего не хочет»

       Особенности умений и навыков педагогической техники состоят в том, что они проявляются только при непосредственном взаимодействии с детьми. Они всегда носят ярко выраженный индивидуальный характер и существенно зависят от возраста, пола, темперамента и характера педагога, его здоровья и анатомо- физиологических особенностей.

Через эти умения в педагогическом взаимодействии наиболее полно раскрываются воспитанникам нравственные и эстетические позиции педагога.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Последовательная взаимосвязанная система действий педагога, направленная на решение педагогических задач.

Планомерное и последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса

Строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

       Совершенное владение педагогической технологией и есть мастерство. Но педагогическая технология, которой можно овладеть не только опосредуется, но и определяется личностными параметрами педагога. Одна и та же технология может осуществляться разными учителями, где и будет проявляться их профессионализм и педагогическое мастерство.

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА.

это - обусловленная природными особенностями человека система задач, способов и тактик деятельности, обеспечивающих эффективность его труда. (Е.А.Климов, А.К.Маркова)

зависит от природно обусловленных типологических особенностей и др. качеств личности.

Педагоги, обладающие сильной и подвижной нервной системой, добиваются успехов за счет быстроты, оригинальности и неожиданности решений. Они артистичны, экспрессивны, им присущ высокий уровень готовности к импровизации, непосредственность и выразительность эмоциональных реакций.

       Учителя, наделенные сильной, но инертной и уравновешенной нервной системой, тщательно готовят и взвешивают свои решения, действуют неторопливо, основательно, обладают большой выдержкой, сдержанны в эмоциональных проявлениях, последовательны и настойчивы.

       Педагогическое мастерство педагогов, наделенных от природы слабым типом нервной системы, проявляется прежде всего в особой чуткости, вдумчивости в возникающих педагогических ситуациях, способности понять внутренний мир учащихся.

Существуют различные типологии стилей индивидуальной деятельности педагога в зависимости от оснований, по которым они выделяются.

 Учитывая вид педагогической деятельности, выделяют стиль:

обучающей деятельности,

 воспитательной деятельности и

педагогического общения.

По мнению А.К.Марковой, стили деятельности различаются прежде всего по соотношению требований, предъявляемых к педагогическому труду, и возможностей человека. Наиболее оптимальным является стиль, который выбирается в соответствии со склонностями педагога и в то же время не противоречит требованиям профессии.

Стили обучающей деятельности (А. К. Маркова и А. Я. Никонова)

на основе:

содержательных характеристик стиля (преимущественная ориентация педагога на процесс или результат своего труда);

динамичности (гибкость, устойчивость, переключаемость и др.); результативности (уровень знаний и навыков учения и учащихся, а также их интерес к предмету).

Эмоциональность - рассудительность методичность - импровизация

 На основе этого выделены четыре стиля:

Эмоционально-импровизационный,

Эмоционально-методичный,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: