Дополнительное образование подразделяется на: дополнительное образование детей и молодежи, дополнительное образование взрослых.
Классификация уровней образования Республики Беларусь соответствует Международной стандартной квалификации образования.
Основные ступени образования:
- дошкольное (ясли, детские сады)
- общее базовое (на базе 9 классов средней школы). Начинается с 6 лет.
- общее среднее (на базе 11 классов).
- Профессионально-техническое образование и среднее специальное образование (ПТУ, лицеи, техникумы, колледжи).
- высшее профессиональное (высшие колледжи, институты, университеты, академии).
После успешного окончания базовой школы имеется возможность продолжить обучение в:
- колледжах;
- лицеях;
- гимназиях;
- профессионально-технических училищах, где одновременно получают общее среднее образование и профессиональную подготовку.
Специальное образование
Республика Беларусь добилась неплохих результатов в организации работы с детьми с особенностями психофизического развития.
|
|
Система учреждений образования обеспечивает не только образование, но и сопровождение, реабилитацию, коррекционно-педагогическую помощь и воспитание таких детей на всех этапах их социализации и всех возрастных групп (99,2%). Более 70% детей с особенностями психофизического развития интегрированы в учреждения дошкольного и общего среднего образования.
В настоящее время функционируют 240 учреждений специального образования — они функционируют и как ресурсные центры, т.е. являются материальной, информационной, методической базой для повышения качества специального образования, квалификации педагогов, работающих с такими детьми.
Основной документ, дающий право на поступление в высшее учебное заведение — аттестат или диплом, подтверждающий получение профессионально-технического или среднего специального образования. Базовое общее образование (1—9 классы средней школы) – обязательным, бесплатным. Выпускники профессионально-технических учреждений образования, получившие образование за счёт средств бюджета, обязаны отработать по распределению один год, выпускники средних специальных и высших учреждений образования — два года.
В Болонском процессе Белоруссия участвует с 2015 года.
Правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования определяется законом Республики Беларусь «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития».
Формы получения образования в образовательном учреждении:
- Очная форма; - Очно-заочная (вечерняя); -Заочная; -Дистанционная, непрерывная; -В форме семейного образования; -Самообразование; -Экстернат; -С репетитором
|
|
Дистанционное образование в последние годы интенсивно прорабатывается. Допускается сочетание различных форм получения образования.
Проблема целеполагания в истории педагогики. Система ценностей педагога. Цель воспитания в современной школе.
Цели воспитания — это то, к чему стремится воспитание, будущее, на достижение которого направляются его усилия. Целям подчиняется все: содержание, организация, формы и методы воспитания. Формирование социально, духовно и морально зрелой, творческой личности, субъекта своей жизнедеятельности. Социально, духовно и морально зрелая творческая личность – личность с высоким уровнем культуры, обладающая творческим потенциалом, способная к саморазвитию и саморегуляции с присущими ей качествами гражданина, патриота, труженика и семьянина.
Воспитание – это целенаправленный процесс, организованный и реализуемый педагогом, сущность которого состоит в формировании и развитии личности ребенка, для его последующей социализации в обществе.
Значение:
1. Знание целей воспитания непосредственно влияет на разработку педагогической теории.
2. Целевая направленность воспитания имеет большое значение для практической работы учителя.
Задачи:
- нравственное развитие личности;
- формирование патриотизма и гражданственности;
- развитие самосознания личности;
- формирование трудовых и жизненных навыков;
- формирование ответственного поведения;
- формирование здорового образа жизни;
- развитие эмоциональной сферы личности ребенка;
- развитие чувства прекрасного;
- развитие экологического сознания.
Методологической основой содержания воспитания явл. культурологический подход.
В настоящее время документом, определяющим подходы к процессу воспитания, основные направления воспитания детей и учащейся молодежи в современных условиях является «Концепция непрерывного воспитания детей и учащееся молодежи в Республике Беларусь» (2006 г.). Данная концепция закрепляет в качестве приоритета воспитание в учреждениях образования целенаправленное и активное содействие личностному становлению профессионала-труженика, ответственного семьянина, гражданина и патриота своей страны.
Целью воспитания, согласно данному документу, является формирование разносторонне развитой, направленно зрелой, творческой личности обучающегося.
Под образовательными стандартами понимаются нормы, образцы, мерила оценки объекта стандартизации. Государственные стандарты — ГОСТы — входят в систему управления обществом и закрепляются законодательно.
В области образования действуют национальные стандарты. Многие из них согласованы с международными образовательными стандартами. В стандартах закрепляются цели воспитания и образования. Благодаря стандартам образования, общество в целом, правительство, ведомства образования, школа и педагоги, родители и сами учащиеся получают возможность оценки качества образования, его прогресса.
Цели могут быть заданы извне педагогом, а программа действий по их достижению определяется совместно. Источниками целеполагания являются:
- педагогический запрос общества;
- ребенок;
- педагог.