Содержание, методы и формы организации воспитательной работы с учащимися

Важной проблемой педагогики является разработка и опреде­ление целей воспитания. Под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке под­растающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формирова­нии, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной рабо­ты.

Выделяются общие и индивидуальные цели воспитания. Цель воспитания выступает как общая, когда она выражает качества, которые должны быть сформированы у всех людей, и как ин­дивидуальная, когда предполагается воспитание определенного (отдельного) человека. Прогрессивная педагогика выступает за единство и совмещение общих и индивидуальных целей.

Формирование всесторонне и гармонично развитой личности выступает не только как объективная потребность, но и становится основной целью, т.е. идеалом современного воспитания.

Все это позволяет сделать вывод об основных структурных компо­нентах всестороннего развития личности и указать на его важнейшие составные части. В качестве таких составных частей выступают: умст­венное воспитание, техническое (или политехническое) обучение, физи­ческое воспитание, нравственное и эстетическое воспитание, которые должны сочетаться с развитием творческих склонностей, задатков и способностей личности и включением ее в производительный труд.

Концепция воспитания — совокупность идей и принципов, определяющих подходы к процессу воспитания, цель и основные направления воспитания детей и учащейся молодежи, а также содержание, способы взаимодействия воспитателей и воспитанников в педагогическом процессе.

В этом нормативном документе приводится характеристика основных составляющих воспитания. К ним относятся: идеологическое воспитание, гражданское и патриотическое воспитание, нравственное воспитание, гендерное воспитание, семейное воспитание, трудовое и профессиональное воспитание, экологическое воспитание, воспитание культуры здорового образа жизни и другие. В соответствии с Концепцией, указанные направления воспитания должны реализоваться с учетом особенностей развития личности воспитанников в учреждениях дошкольного образования, обучающихся на разных ступенях общего среднего образования, в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования всех уровней системы образования.

Основная задача, которую решает Кодекс, – обеспечение стабильности системы образования. Его правовые нормы направлены на повышение качества образования, укрепление престижа белорусского образования на мировом уровне.

Кодекс состоит из: Общей и Особенной частей. В Общей части раскрыты права и обязанности обучающихся, их законных представителей, педагогических работников; дан полный перечень договоров в системе образования; приведены требования к образовательному процессу и обеспечению его качества; введена дисциплинарная ответственность обучающихся; показаны способы финансирования и материально-технического обеспечения системы образования. Содержание Особенной части включает разделы, обеспечивающие правовое регулирование систем дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, высшего, послевузовского образования, дополнительного образования детей и молодежи, взрослых, специального образования, поддержки отдельных категорий детей.

Ведущие современные зарубежные концепции воспитания и развития детей:

- Компенсаторное воспитания – предусматривает разработку и внедрение в процесс воспитания и развития детей интеграционных программ, которые будут учитывать особенности развития детей, их возрастные возможности и потребности. Данные программы позволят всем детям, вне зависимости от их развития принять участие в организованном воспитательно-образовательном процессе. Компенсаторное воспитания предполагает деление детей на группы и классы, в зависимости от уровня их развития (одаренные дети; дети с нормальным и средним развитием; дети, имеющие определенные проблемы в развитии и т.д.).

- Воспитание, направленное на развитие самостоятельной познавательной активности – предусматривает смещение акцента на «обучении обучению». Основной задачей педагога является формирование у детей навыков самообучения, самовоспитания и саморазвития. Перед детьми стоит цель не просто овладеть конкретными знаниями, умениями и навыками, а научиться получать их самостоятельно.

- Активное сотрудничество с родителями воспитанников, по вопросам, связанных с воспитанием и развитием детей, на всех этапах образования. С этой целью все чаще в странах Европы и США организуются специальные центры, задачей которых является максимальное раскрытие и развитие воспитательного потенциала родителей, а также успешная интеграция семьи и самого ребенка в современное общество.

- Активное использование инновационного метода «Хай скоуп», разработанного в 90-е годы в США. Данный метод ориентирован на воспитание у детей чувства ответственности и свободы, посредством организации разнообразных видов деятельности и сотрудничества со взрослыми. В процессе воспитания недопустимо критиковать ребенка, тем самым формируя у него комплексы, необходимо ему доверять и хвалить.

- Использование метода проектирования в рамках самообучения – предусматривает самостоятельную работу детей над конкретной темой или проблемой. Задача педагога оказывать необходимую посильную помощь, направлять детей и руководить процессом.

- Теория свободного воспитания – является распространенной концепцией воспитания во Франции. Данная концепция предполагает спонтанное (природное) развитие ребенка. Задача взрослого ненавязчиво создавать ситуации, которые будут позволять ребенку развиваться в соответствии с его возможностями и потребностями, без применения «насилия» и насаждения каких-либо идей, программ и рамок (шаблонов).

- Разновозрастное воспитание и развитие – концепция является наиболее популярной в Германии. В основе концепции заложено то, что дети разных возрастов объединяются в группы по интересам и способностям. Тем самым воспитания разновозрастных детей с общими интересами способствует тому, что у них развиваются определенные способности и предрасположенности, а также дети учатся друг от друга в процессе взаимодействия.

Методы обучения - способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учащихся, направленной на достижение целей образования, воспитания и развития школьников (Бабанский Ю.К.).

Классификация методов обучения в педагогике:

– По источникам знаний (словесные, наглядные, практические методы).

– По дидактическим целям (методы изучения теоретических знаний; формирова­ния умений и навыков; осмысления, углубления и обобщения знаний; контроля и коррекции).

– По логической основе (методы индуктивные, дедуктивные, индуктивно-дедуктивные, аналитические, синтетические).

– По уровню познавательной активности и самостоятельности слушателей (репродуктивные, эвристические, исследовательские методы).

 В настоящее время используются формы воспитательной работы, классифицированные по количеству участников.

• Массовые: тематические вечера, утренники, вечера вопросов и ответов, устные журналы, смотры, конкурсы, фестивали, турниры, аукционы, выставки, походы, экспедиции, митинги, собрания, клубная работа, ярмарки, театр и др.

• Групповые: кружки, студии, ансамбли, секции, классные часы, КТД, гостиные: музыкальные, литературные, поэтические и др.; круглые столы, конференции, народные посиделки, "капустники", КВН, стенная печать, психоигры и психотренинги общения и др.

• Индивидуальные: поручения, коллекционирование, внеклассное чтение, физическое совершенствование, компьютерные игры и занятия и др.

Классификация форм воспитательной работы по Е. В. Титовой:

• Мероприятие — любая форма работы, если она организуется кем-то для воспитанников, а они участвуют, исполняют, воспринимают и т.п.

• Дело — общая работа, важное событие, организуемое и осуществляемое членами коллектива на пользу и радость другим и себе.

• Игра — воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Функции форм воспитательной работы:

• организаторская — отражает определенную логику действий и взаимодействия участников дела, является совокупностью организаторских приемов и средств, используемых воспитателем и воспитанниками;

• регулирующая — та или иная форма определяет характер отношений между воспитателем и воспитанниками, между воспитанниками;

• информативная — сообщение определенной суммы знаний, углубление и уточнение имеющейся информации, организация опыта жизнедеятельности.

Формы воспитательной работы, как и формы обучения, могут дополнять друг друга, переходить одна в другую. Включением воспитанников во все многообразие перечисленных форм решаются такие задачи во внеклассной воспитательной работе:

• осуществлять всестороннее воспитание учащихся;

• способствовать проявлению их общественной и познавательной активности;

• пробуждать и углублять интерес учащихся к различным областям знаний и видам деятельности;

• выявлять и развивать способности и наклонности детей;

• осуществлять профессиональную ориентацию школьников;

• культурно организовывать досуг.

Воспитательная работа школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, занятия в объединениях дополнительного образования, экскурсионную деятельность, внеклассные и внешкольные мероприятия.

Цель воспитательной работы: Создание условий для формирования гражданских качеств и патриотических чувств обучающихся, развития социально зрелой, творческой личности, усвоения обучающимися гуманистических ценностей, идеологии белорусского государства, культурных и духовных традиций белорусского народа.

Воспитательная работа в школе ведется по следующим направлениям:
- гражданско-патриотическое и идейно-нравственное воспитание;
- формирование здорового образа жизни;
- работа с семьей. Социальная защита детства;
- профилактика правонарушений и преступлений;
- профориентационная работа;
- деятельность детских общественных организаций.

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: