Система развивающего обучения (СРО) Эльконина – Давыдова

Развивающее обучение в учебной деятельности на основе усвоения содержания учебных предметов должно разрабатываться в соответствии с ее структурой и особенностями (В.В. Давыдов). Соответственно, В.В. Давыдов формулирует основные положения, характеризующие не только содержание учебных предметов, но и те умения, которые должны быть сформулированы у учащихся при усвоении этих предметов в учебной деятельности:

· усвоение знаний, носящих общий и абстрактный характер, предшествует знакомству учащихся с более частными и конкретными знаниями;

знания, констатирующие данный учебный предмет или его основные разделы, учащиеся усваивают, анализируя условия их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми;

· при выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь, прежде всего, обнаружить в учебном материале генетически

исходное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний;

· это отношение учащиеся воспроизводят в особых предметах, графических и буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде;

· учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем в таком единстве, которое обеспечит мышление перехода от общего к частному и обратно;

· учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно.

В. В. Давыдов, рассмотрев общедидактические принципы сознательности, наглядности, преемственности, доступности, научности, предложил новую их трактовку в соответствии с идеями развивающего обучения:

– принцип преемственности трансформируется в принцип качественного различия стадий обучения, каждая из которых соотносится с разными этапами психического развития;

– принцип доступности означает собственно принцип развивающего обучения, наполненный новым содержанием;

– принцип сознательности полагается в новом значении как принцип деятельности, когда ученики получают сведения не в готовом виде, а лишь выясняя, устанавливая условия их происхождения как способов деятельности;

– принцип наглядности трактуется В. В. Давыдовым как принцип предметности.

Развивающееся в ходе такого обучения мышление ребенка было названо В. В. Давыдовым эмпирическим.

Эмпирическое знание:

- Вырабатывается в сравнении предметов, представлений о них; в результате в них выделяются общие свойства

- При сравнении выделяется некоторая совокупность предметов, относимых к определенному классу (на основе формально общего свойства, без раскрытия внутренней их связи)

- Опирается на наблюдение, отражает в представлении предмета внешние его свойства

- Формально общее свойство рядополагается с особенным и единичным

- Конкретизация состоит в подборе иллюстраций, примеров, входящих в данный класс предметов

- Средством фиксации являются слова-термины

Теоретическое знание:

- Возникает при анализе роли и функций некоторого особенного отношения внутри целостной системы, отношение является генетически исходной основой всех проявлений системы

- В процессе анализа раскрывается генетически исходное отношение, всеобщее основание, сущность целостной системы

- Возникает как мысленное преобразование предметов, отражает их внутренние отношения и связи, "выходя" за пределы представления

- Связь реально существующего всеобщего отношения целостной системы и ее различных проявлений фиксируется как связь всеобщего и единичного

- Конкретизация состоит в выведении и объяснении особенных и единичных проявлений всеобщего основания целостной системы

- Выражаются в способах умственной деятельности, а затем в символознаковых средствах.

Теоретические знания – это своего рода знания-принципы или те необходимые теоретические основания, на которых строятся способы действия.

Развивающее обучение по системе Д.Б. Эльконина — В.В. Да­выдова, внедренное в практику школьного обучения, получило всестороннюю интерпретацию в работах Л.И. Айдаровой, А.К. Марковой, В.В. Рубцова, А.З. Зака, В.В. Репкина, М.М. Ра­зумовской, Г.Г. Гранин и др. Сама идея развивающего обучения кратко воплотилась в экспериментальных системах обучения Д.Н. Богоявленского, С.Ф. Жуйкова, М.Ф. Косиловой, И.Я. Каплуновича, Б.Е. Хаева, а также в опыте рабо­ты Т.В. Некрасовой, Г.Н. Кудиной, Р.Г. Мильруда и др. В пред­ставленной Л.В. Тарасовым «Новой модели общего образования. Экология и диалектика», по сути, также используются основные положения развивающего обучения Д.В. Эльконина, В.В. Давы­дова. Все это свидетельствует о том, что развивающее обучение действительно представляет собой управление учителем психиче­ским развитием ученика, обладая потенциальными возможнос­тями и перспективами широкого внедрения в практику обучения.

Основные принципы дидактической системы Л.В. Занкова:

1. Высокий уровень трудности.

2. Ведущая роль в обучении теоретических знаний, линейное построение учебных программ.

3. Продвижение в изучении материала быстрыми темпами с непрерывным сопутствующим повторением и закреплением в новых условиях.

4. Осознание обучающимися хода умственных действий.

5. Воспитание у учащихся положительной мотивации учения и познавательных интересов, включение в процесс обучения эмоциональной сферы.

6. Гуманизация взаимоотношений учителей и учащихся в учебном процессе.

7. Развитие каждого учащегося класса.

Суть технологии:

· урок имеет гибкую структуру;

· на уроках организуются дискуссии по прочитанному и увиденному, по изобразительному искусству, музыке, труду, создаются проблемные ситуации;

· широко используются дидактические игры, интенсивная самостоятельная деятельность учащихся, коллективный поиск на основе наблюдения, сравнения, группировки, классификации, выяснения закономерностей, самостоятельной формулировки выводов;

· создаются педагогические ситуации общения на уроке, позволяющие каждому ученику проявить инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; обстановка для естественного самовыражения ученика.

Особенности экспериментальной методики обучения в начальных классах по Л.В. Занкову:

1. В учебный план включаются новые предметы: естествознание, география – с 1-го класса, история – со 2-го класса.

2. Изживается деление предметов на главные и второстепенные, поскольку все предметы одинаково важны для развития личности.

3. Основные формы организация обучения – те же, что и традиционные (урок, экскурсия, домашняя работа учащихся), но они более гибкие, динамичные, характеризуются многообразием видов деятельности.

4. Ученику предоставляются широкие возможности для индивидуальных творческих проявлений (например, дети занимаются литературным творчеством).

5. Особая доверительная атмосфера на уроке, использование в учебном процессе личного опыта самих детей, их собственных оценок, взглядов на изучаемые явления.

6. Систематическая работа над развитием всех учащихся – сильных, средних, слабых (а значит, выявление и учет индивидуальных особенностей учащихся, их способностей, интересов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: