Обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение школьниками знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
Зимняя И.А. дает несколько определений данному понятию: «По своему определению термин «подход к обучению» многозначен. Это а) мировоззренческая категория, в которой отражаются социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания; б) глобальная и системная организация и самоорганизация образовательного процесса, включающая все его компоненты и прежде всего самих субъектов педагогического взаимодействия: учителя (преподавателя) и ученика (студента). Подход как категория шире понятия «стратегия обучения» — он включает ее в себя, определяя методы, формы, приемы обучения».
Таким образом, современный подход к обучению – это тот, который отвечает требованиям современного общества.
Среди целей и задач образовательной политики всего мирового сообщества наиболее важной является использование интеллектуального потенциала личности, разработка стратегии интенсивного приобретения знаний.
|
|
Требования к содержанию современного обучения и образования следующие:
1. Содержание образования как один из определяющих факторов экономического и социального прогресса общества ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее развития и самореализации, развитие общества, укрепление и совершенствование правового, социального, демократического государства, эффективное развитие экономики, обеспечение национальной безопасности государства.
2. Содержание образования должно обеспечивать: высокий уровень общей и профессиональной культуры личности и общества; формирование у обучающегося соответствующей современному уровню развития науки, системы представлений о картине мира; духовно-нравственное развитие личности на основе общечеловеческих социокультурных ценностей; ее интеграцию в национальную, российскую и мировую культуру; формирование человека и гражданина, являющегося сознательным членом современного общества, ориентированным на поступательное развитие и совершенствование этого общества;
Процесс обучения имеет определенную структуру, она состоит из следующих элементов: цель, содержание, обучаемый (ученик), обучающий (учитель) и принципы, методы, средства, формы обучения. Цель обучения – это социальный заказ, т.е. объем и соответствующее качество знаний, которыми должен овладеть учащийся. В процессе обучения есть цель учителя и цель ученика. Содержание образования (обучения, учебного процесса) – конкретный ответ на вопрос чему учить подрастающие поколения. Учитель руководит процессом обучения. Ученик – лицо заинтересованное в учении. Он проявляет свою активность. В этом смысле и он, и учитель стремятся к сотрудничеству и сотворчеству. Процесс обучения рассматривается в дидактике как деятельность, и потому в нем четко просматриваются:
|
|
— анализ исходной ситуации, определение и постановка цели обучения и принятие ее учащимися;
— планирование работы, отбор содержания и средств достижения цели
— предъявление нового фрагмента учебного материала разными способами и его осознанное восприятие; — исполнение обучающих и учебных операций, организация учебной работы учителя и учеников (организация и самоорганизация учащихся при применении нового учебного материала до оптимального его уровня в данных условиях);
— организация обратной связи, контроль и корректирование работы по усвоению содержания материала и самоконтроль;
— анализ и самоанализ, оценка результатов обучения;
— подготовка и работа учащихся вне школы.
Дидактика – часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и образования. Предметом дидактики является не только процесс обучения, но и условия, необходимые для его протекания (содержание, средства, методы обучения, коммуникации между педагогом и учениками и др.) а также получаемые результаты, их диагностика и оценка.
Дидактика решает следующие задачи:
1. Отвечает на вопросы «зачем», «чему» и «как» необходимо обучать
2. Описывает и объясняет процесс и условия обучения.
3. Исследует сущность, закономерности и принципы обучения в связи с воспитанием и образованием учащихся, их творческой самореализацией и развитием способностей.
4. Определяет педагогические основы содержания образования,
5. Разрабатывает новые обучающие системы, образовательные технологии, формы, методы и приемы обучения.
6. Конструирует системы диагностики, контроля и оценки образовательных результатов.
7. Предсказывает и прогнозирует результаты обучения на основе разных концепций образования.
Проблема обучения и развития всегда была и будет в центре исследований не только педагогической психологии, но и многих других областей психологической науки.
1. Между обучением и развитием связь отсутствует. Согласно этой теории, развитие ребенка есть следствие внутреннего, спонтанного самоизменения, на которое обучение не оказывает никакого влияния. (Ж. Пиаже, А. Гезелл, З.Фрейд и др)
2. Обучение и развитие — тождественные процессы.Считается, что ребенок развивается в меру того, как он обучается, поэтому развитие есть обучение, а обучение и есть развитие. Каждый шаг обучения считался и шагом развития ученика. (У. Джеймс, Дж. Уотсон, Э. Торндайк)
3. Между обучением и развитием существует тесная связь. Третья теория пытается объединить первые две (К. Коффка). Она рассматривает само развитие как двойственный процесс: как созревание и как обучение. И отсюда следует, что созревание как-то влияет на обучение, а обучение, в свою очередь, влияет на созревание. Речь именно о стимуляции развития интеллектуального потенциала. Л. С. Выготский исходит из концепции поступательного развития личности и считает, что здесь последовательно задействованы два психических уровня: зона актуального и зона ближайшего развития. Л.С. Выготский продемонстрировал, что существует тесная корреляция развития интеллекта и потенциала обучения ребенка, степени усвоения вновь обретенных знаний: эффективное обучение обеспечено, если учитывать зону актуального развития ребенка (то, что он умеет и знает в настоящее время) и зону ближайшего развития (то, чему он может научиться сам, в ближайшее время, с минимальным участием взрослого). Под зоной ближайшего развития Л. С. Выготский понимал разницу уровня актуального развития (исходя из сложности задач, посильных для интеллектуального усилия самого ребенка) и уровня последующего развития (задачи, выполнение которых достигается с помощью старших и во взаимодействии с ровесниками).
|
|
Обучаемость (в широком смысле слова) – это способность к усвоению знаний и способов действий, готовность к переходу на новые уровни обучаемости.
Обучаемость (по Колмыковой) – совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых, при наличии и относительном равенстве других необходимых условий, зависит продуктивность учебной деятельности.
Б.Г. Ананьев понимает обучаемость как подготовленность психики человека на всем предыдущем отрезке ее формирования к быстрому ее развитию в процессе обучения в строго определенном направлении.
В психологии рассматриваются разные виды обучаемости.
Обычно различаются: а) обучаемость общая - способность усвоения любого материала; б) обучаемость специальная - способность усвоения отдельных видов материала: различных сфер науки, искусства, направлений практической деятельности.
В основе обучаемости лежат:
- уровень развития познавательных процессов субъекта - восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи;
- уровень развития его сфер - мотивационно-волевой и эмоциональной;
- развитие производных от них компонентов учебной деятельности - уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени активного применения.
Обучаемость соотносится с понятием «обученности» (А.К. Маркова) как совокупности всех характеристик психического развития, которые суть результат предыдущего обучения. В такой трактовке обученность соотносится с уровнем актуального развития, а обучаемость - с зоной ближайшего развития. Важно положение А.К. Марковой, что обучаемость - это «восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития»
|
|
Под обучаемостью З. И. Калмыкова понимает «сложную динамическую систему интеллектуальных свойств личности, формирующиеся качества ума, от которых зависит продуктивность учебной деятельности», связывая тем самым практические проблемы обучения с психологическими проблемами исследования мышления.