Семинарское занятие (семинар) - одна из основных форм организации учебного процесса, представляющая собой коллективное обсуждение студентами теоретических вопросов под руководством преподавателя.
Цель - развитие самостоятельности мышления и творческой активности студентов.
Задачи семинарского занятия:
• закрепление, углубление и расширение знаний студентов по соответствующей учебной дисциплине;
• формирование умения постановки и решения интеллектуальных задач и проблем;
• совершенствование способностей по аргументации студентами своей точки зрения, а также по доказательству и опровержению других суждений;
• демонстрация студентами достигнутого уровня теоретической подготовки;
• формирование навыков самостоятельной работы с литературой.
Функции семинарского занятия:
• познавательная; • развивающая; • воспитательная; • контрольная.
Формы проведения семинарских занятий:
• развернутая беседа на основании плана; • устный опрос студентов по вопросам плана семинара; • прослушивание и обсуждение докладов (рефератов) студентов; • обсуждение письменных рефератов, заранее подготовленных отдельными студентами и затем до семинара прочитанных всей группой; • теоретическая конференция; • семинар-пресс-конференция; • семинар-диспут; • семинар-дискуссия; • семинар - "круглый стол"; • семинар - "мозговой штурм"; • семинар-коллоквиум; • семинар-экскурсия; • семинар на производстве, в организации, учреждении и т.п.; • семинар - деловая игра; • комментированное чтение и анализ документов (литературы); • решение задач на самостоятельность мышления; • семинар по материалам исследования, проведенного студентами под руководством преподавателя; • смешанная форма, с элементами различных форм проведения.
Вступительное слово преподавателя кратко характеризует место темы семинарского занятия в изучаемой дисциплине, цели и задачи занятия; мобилизует, организует и активизирует внимание студентов.
Основная часть состоит из выступлений студентов и их обсуждения.
Заключительное слово преподавателя распространяется как на отдельные вопросы, так и семинарское занятие в целом; содержит выводы и оценку деятельности студентов, установку на следующее семинарское занятие.
Практическое, занятие - одна из основных форм организации учебного процесса, заключающаяся в выполнении студентами под руководством преподавателя комплекса учебных заданий с целью усвоения научно-теоретических основ учебной дисциплины, приобретения навыков и опыта творческой деятельности, овладения современными методами практической работы с применением технических средств.
Цель: организация управляемой познавательной деятельности студентов в условиях, приближенных к реальной практической деятельности.
Задачи практических занятий:
• закрепление, углубление и расширение знаний студентов при решении конкретных практических задач;
• развитие познавательных способностей, самостоятельности мышления, творческой активности студентов;
• выработка способности логического осмысления самостоятельно полученных данных;
• овладение новыми методами и методиками конкретной учебной дисциплины;
• обеспечение рационального сочетания коллективной и индивидуальной форм обучения.
Функции практических занятий:
• познавательная; • развивающая; • воспитательная.
Практические занятия по характеру выполняемых студентами заданий подразделяются на:
• ознакомительные, предпринимаемые с целью закрепления и конкретизации изученного теоретического материала;
• аналитические, ставящие своей целью получение новой информации на основе формализованных методов;
• творческие, связанные с получением новой информации путем самостоятельно выбранных подходов решения задач.
Формами организации практических занятий в соответствии со специфическими особенностями учебных дисциплин и целями обучения могут быть:
• упражнения; • тренинги; • решение типовых задач; • занятия с решением ситуационных задач; • занятия по моделированию реальных задач. • деловые игры; • ролевые игры; • игровое проектирование; • имитационные занятия; • выездные занятия (в организации, учреждения) со специальными заданиями;
• занятия-конкурсы.
СТРУКТУРА, ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
- вводная часть,
- основная часть,
- заключительная часть.
Вводная и заключительная части лабораторного (практического) занятия проводятся фронтально. Основная часть выполняется каждым студентом индивидуально.