Жития Китайских мучеников

Священник МИТРОФАН. Священник Митрофан, по китайскому имени Цзи Чун, родился в 1855 году 10 числа 12 месяца. Еще не достигши двадцатилетнего возраста, был назначен на должность катехизатора. В 25 лет принял посвящение в сан священника от рук Японского Епископа Николая. Отца он лишился еще в малолетстве и воспитывался под попечением своей бабушки Екатерины и матери Марины; мать его была учительницей в женской школе. В то время испытал он много горя. Когда архимандрит Палладий во второй раз был начальником Миссии, он поручил своему учителю, цзюй-жэню, Лун Юаню с особенным вниманием воспитывать Митрофана, чтобы приготовить его впоследствии к принятию священства. Митрофан был человек смирного характера, очень осторожный и молчаливый, миролюбивый и незадорный, когда случалась хотя бы и очень тяжелая обида, он не старался оправдывать себя. Преемником архимандрита Палладия был архимандрит Флавиан, впоследствии бывший Киевским митрополитом. С самого приезда его в Пекин архимандрит Палладий поручил ему, как и учителю Лун Юаню, постараться, чтобы Митрофан достиг своего предназначения (то есть священного сана). Митрофан не хотел принимать священного сана и постоянно отказывался, говоря: «малоспособный и малодобродетельный человек как осмелится принять этот великий сан?» Но, понуждаемый архимандритом Флавианом и убеждаемый учителем, повиновался, хотя и знал, что с принятием священства конец его не будет благоприятен. При архимандрите Флавиане священник Митрофан был ему помощником в переводе и проверке книг. В продолжение пятнадцати лет он неутомимо служил Богу, терпя и от своих и от внешних много обид и оскорблений, и наконец впал в тихое помешательство. После этого он более трех лет жил вне ограды Миссии, получая половину прежнего жалования. Во всю жизнь священник Митрофан не был любостяжательным и многие злоупотребляли этим.

В 1900 году 1 июня (по китайскому календарю 17 числа 5 месяца) вечером здания Миссии были сожжены боксерами. Многие христиане, укрываясь от опасности, собрались в доме священника Митрофана. Среди собравшихся были и прежние недоброжелатели о. Митрофана, но он не гнал их. Видя, что некоторые малодушествуют, он укреплял их, говоря, что наступило время (бедствий) и трудно избежать. Сам он каждый день по нескольку раз ходил смотреть на сожженную церковь; 10 июня вечером часу в десятом солдаты и боксеры окружили жилище о. Митрофана. В это время там было человек до семидесяти христиан; более сильные из них убежали, а о. Митрофан и многие другие, преимущественно женщины и дети, остались и были замучены. О. Митрофан сидел во дворе пред домом, боксеры искололи ему грудь, как соты, и он упал под финиковым деревом. Соседи оттащили его тело на место, где была богодельня Миссии. Потом о. иеромонах Авраамий подобрал тело о. Митрофана, и в 1903 году, когда в первый раз совершался праздник в честь мучеников, оно вместе с другими положено было в храме мучеников под алтарем. На месте, где был замучен о. Митрофан были: жена Татиана, из фамилии Ли, и три сына, - старший Исаия, второй Сергий - теперь он священник, - и третий Иоанн.

ТАТИАНА, 44 лет. 10 июня вечером Татиана спаслась от боксеров при помощи невесты своего сына Исаии, но на другой день, 11 числа, утром была схвачена и вместе с другими, всего 19 человек, отправлена за ворота Ан-дин-мынь в Сяо-ин-фан в боксерский стан и затем казнена была через отсечение головы на месте, где теперь «Треугольник» - богодельня для нищих.

ИСАИЯ, 23 лет служил в артиллерии. 7 июня боксеры казнили его через отсечение головы на большой улице около ворот «Пин-цэ-мынь», так как раньше известно было, что он христианин.

ИОАНН. Ему было тогда 8 лет. 10 июня вечером, когда убили о. Митрофана, боксеры разрубили Иоанну плечи и отрубили пальцы на ногах. Невесте брата его Исаии удалось спасти Иоанна от смерти и она спрятала его в отхожем месте. На утро он без одежды и обуви сидел у входа и на вопрос людей: «больно ли ему», отвечал: «не больно». Мальчишки издевались над ним, называя его «эр-мао-цза», но он отвечал: «Я - верующий в Бога, а не эр-мао-цза». Он привык так отвечать, так как язычники постоянно называли христиан дьявольскими последователями (слово «эр-мао-цза» имеет этот смысл). Иоанн просил у соседей воды, но они не только не дали ему, но и прогнали. Протасий Чан и Иродион Сюй, тогда еще некрещенные, свидетельствуют, что они видели этого мальчика с израненными плечами и ногами; раны были в вершок глубины, но он не чувствовал боли и, будучи опять взят боксерами, не обнаруживал страха и спокойно шел. Один старик выражал о нем сожаление, говоря: «Чем виноват этот мальчик? Вина родителей, что он стал дьявольским последователем». Другие поднимали его на смех и поносили или просто бросали на него презрительные усмешки. Так он был веден, как агнец на заклание.

МАРИЯ, 19 лет - невеста Исаии, сына о. Митрофана. За два дня до боксерского погрома она пришла в дом о. Митрофана, желая умереть в семье своего жениха. Когда боксеры окружили дом отца Митрофана 10 июня, она с большим мужеством помогала другим спасаться, поддерживая при перелазании через стену. Когда боксеры и солдаты, разбив двери, вошли во двор, Мария смело обличала их за беззаконное избиение людей без всякого разбора, и они не осмелились убить ее, только ранили ей руку и прокололи ногу. Вообще она обнаружила необыкновенное мужество и разум. Сергий, сын отца Митрофана, трижды пытался убедить ее уйти и скрыться, но она отвечала: «Я родилась около церкви Пресвятой Богородицы, здесь и умру», и осталась там, где была церковь. Вскоре пришли туда солдаты и боксеры, и мужественная женщина мученически скончалась, почитая смерть отшествием в место блаженного упокоения.

Упокой, Господи, души рабов Твоих - иерея Митрофана и иже с ним - и сотвори им вечную память. Аминь.

ПАВЕЛ Ван Вэнь-хэн, лет 36-ти. Не достигши еще двадцатилетнего возраста, он был назначен на должность катехизатора, как человек честный, покорный, послушный и обладавший даром слова. С о. Митрофаном он особенно был единодушен. Своим словом он многих подготовил к предстоящим бедствиям, но некоторые скептически относились к его словам и говорили, что он сам первый отречется. 2 июня его имущество было разграблено и дом разрушен. Захватив серебро, какое удалось спасти, Павел искал пристанища у своих родственников-язычников. Но те поступили с ним лукаво: сначала приняли его, потом, завладев его серебром, самого его прогнали. Павел был человек трудолюбивый, бережливый и добрый, но в дни бедствия не имел и пищи. Таково воздаяние праведнику от людей. Мученически пострадал Павел 10 июня вечером. С ним вместе пострадали: его мать Екатерина, 62 лет, жена Сарра, 37 лет, сын Иоанн, лет 11-ти, дочь Александра, 9 лет. О Павле передают, что он перед смертью молился Богу, преклонив колена и скрестив руки на груди. О матери его передают, что когда она, скрываясь от боксеров, в дни перед мученической кончиной блуждала по городу и по причине слабости зрения потеряла дорогу, ее приняли за отравительницу колодцев, раздели и втолкнули в болото.

ИОАКИМ, 19 лет, племянник Павла, был схвачен боксерами 4 июня и убит около северо-восточной башни городской стены. Это первый по времени мученик из православных христиан.

ИННОКЕНТИЙ, Фан Чжи-хай. Родился в 1852 году, 24 числа 5 месяца, крещен в младенчестве. Он обладал хорошей способностью к пению и долгое время был школьным учителем при Миссии. Человек он был честный и искренний. Архимандрит Иннокентий (ныне епископ) очень ценил его, назначил на должность эконома и готовил к принятию диаконского сана. Жена Иннокентия Елена (из фамилии Ши), 49 лет, их дети: старший сын Евмений, 17 лет, второй сын Иван (пережил боксерское восстание), старшая дочь София, 9 лет, младшая Надежда, 9 лет. 1 июня, когда боксеры сожгли церковь, дом Иннокентия также был разграблен и сожжен. Иннокентий на другой день укрывался в доме священника Митрофана, а жена его с двумя дочерьми укрылась у родственников, но те 2 июня вечером предали их боксерам. Боксеры девочек возвратили, а Елену повели в кумирню и заставляли кланяться идолам, но она усиленно противилась. После этого на улице, ведущей к воротам Ан-дин-мынь, ее поставили на колени и два раза ударили мечем по шее. Елена лишилась чувств, и боксеры, считая ее умершею, велели караульному прибрать ее к стороне. На утро Елена очнулась. Караульный, заметив это, освободил ее из рогожки, в которую она была завернута, отряхнул с нее землю и отпустил. Христиане, услышав о случившемся с Еленой, привели ее в дом священника Митрофана. Видя Елену окровавленную и слыша ее рассказ, как она пострадала за Христа, все плакали и выражали надежду, что Господь сохранит ей жизнь. Но когда она стала поправляться от ран, 10 июня ей пришлось мученически скончаться вместе с другими. Такова была воля Божия. В этот день, 10 июня, Иннокентий, спасаясь от боксеров через стену двора, разбил себе лицо. На другой день утром он сидел у колодца на миссийском участке, держа на руках свою дочь Надежду. Эта девочка была спасена из огня, волосы ее были опалены, на ней была белая рубашка, запачканная кровью, - вероятно, она была ранена боксерами. Сергий, сын отца Митрофана, дважды убеждал Иннокентия скрыться. Но он отвечал: «Я и дочь ранены, нам трудно укрываться, лучше умереть около церкви». Вскоре пришли боксеры. Иннокентий, как передают, спрыгнул в колодец, — воды там было немного, — и боксеры забросали его камнями. Когда в 1903 году откопали этот колодец, то там оказалось четыре трупа, все почти целые. Они были погребены в храме мучеников под алтарем.

Старший сын Иннокентия Евмений, вместе с братом своим Иваном 10 июня днем, раньше избиения христан в доме о. Митрофана, был взят одним офицером из войска, охранявшего Пекин от насилия боксеров, и уведен в Нань-юань (южный около Пекина военный стан). И осталось неизвестным, где скончался Евмений. Дочь Иннокентия София, вероятно, сгорела в доме о. Митрофана вместе с другими девочками, которых там было более 10.

Албазинец КЛИМЕНТ, Куй Лин, лет 36, - пономарь. Его жена (из фамилии Чжунь) Варвара, лет 35. Их дети: Мария, 14 лет, Ольга, 11 лет, Ия, 9 лет, и Ирина, 4 лет. В тот день, когда сожжены были здания Миссии, Климент со своим семейством укрылся на своем кладбище за городом. Потом они были казнены на Треугольнике вместе с другими 11 июня. Климент был пономарем с юных лет и служил очень усердно. Мать Климента Ия, лет 56, вдова с молодых лет, была главной учительницей в женской школе при Миссии и заведовала рукодельями на украшение храма. Она скончалась мученически в доме отца Митрофана 10 июня. Боксеры отрубили ей ногу перед смертью.

МАТФЕЙ Хай Цюань, года 31-го, помощник пономаря, его жена (из фамилии Жуй) Матрона, лет 32. 11 июня, то есть на другой день после избиения христиан в доме о. Митрофана, утром часов в 7 Матфей и Матрона с 5-летним младенцем своим Агафиею бежали около северной городской стены по направлению к участку Миссии, преследуемые солдатом с мечем в руке. В это время участок Миссии наполнен был боксерами. Матфей и Матрона были схвачены и казнены на Треугольнике.

ВИТТ Хай, брат Матфея, лет 29, 11 июня днем был убит в кумирне Чэн-энь-сы и сожжен. Витт хорошо читал по-славянски. Перед началом боксерского восстания он был с начальником Миссии в Пэйтахо, и возвратился в Пекин уже по разрушении железной дороги. О жене Витта Марфе, с которой он незадолго перед тем вступил в брак, сведений не сохранилось. Второй брат Матфея Никифор Хай (лет 27), сестры: Васса Чжун (лет 25) и Елена Чжун (19 лет), третий брат Кирилл Хай (15 лет), их мать Екатерина Чжун, вдова (лет 55), и бабушка Надежда Чан, вдова (года 81), мученически скончались 11 июня. Надежда убита была в доме, а остальные ведены были вместе с Виттом боксерами в кумирню Чэн-энь-сы, но по дороге были убиты на принадлежащей теперь миссии соборной площади. Их дядя Алексей Мин (года 51) убит 11 июня в кумирне Чэн-энь-сы; их двоюродный брат Вонифатий (лет 25), сын Таисии, убит за воротами Дун-чжи-мынь в Хуа-цзяо-ди, младший брат его Стефан (19 лет) взят был боксерами в рабство и был при их стане в кумирне Чэн-энь-сы, потом убит.

Албазинец СИМЕОН Си Линь-а (лет 50), прежний пономарь и звонарь, последнее время занимался печением просфор. 10 июня он был в числе окруженных боксерами, скончался, вероятно, в кумирне Чэн-энь-сы.

Албазинки ЕКАТЕРИНА (лет 24) и МУЗА (17 лет) — девицы, дочери Александра Ай, мученически скончались в доме Витта Хай, бывшем на участке, где теперь женский монастырь. Говорят, что они пытались через стену спастись из горящего дома, но боксеры искололи их копьями и сбросили обратно во двор горящего дома.

МАРИНА Сюй, лет 44, много лет вдовствовавшая, была учительницей при женской школе Миссии. 2 июня, то есть на другой день по сожжении зданий Миссии, Марина с женой брата своего Кассиана Лин Людмилой и с ее детьми: Владимиром, Никитой и Георгием пришла к Александру Чэн. Она говорила, что убежала только ради детей, а если бы была одна, то принесла бы себя в жертву Богу, когда горела церковь. Брат жены Александра боялся принять в дом Марину и Людмилу с детьми. Там был Хрисанф Ин, он тоже говорил, что христианам собираться в одном месте опасно. Поэтому Марина и Людмила, умывшись и попивши чаю, возвратились на Ши-цзы-цзе (близ Миссии) и жили там до 10 июня. Когда вечером 10 июня боксеры начали избивать христиан, Марина и Людмила с детьми спрятались в доме, укрываемые темнотой. Боксеры, проходя около того дома, открыли заднее окно и, бросивши факел внутрь дома, смотрели, но не заметили Марины и Людмилы с детьми. А они в это время стояли на коленях молились. 11 июня Марина отделилась от Людмилы и ушла к родственникам своего мужа в юго-восточную часть города, но там была схвачена боксерами и убита. А Людмила с детьми скиталась по городу как нищая, и наконец ей удалось выбраться за город и она спаслась. Сын Людмилы Владимир теперь служит в сане диакона.

Албазинка АННА Жуй, лет 57, вдова. Две замужние дочери ее находятся в числе мученически скончавшихся; третья дочь, теперь монахиня Фива, и сын, теперь священник Михаил Мин, были в руках боксеров, но спаслись. Сама Анна скончалась 10 июня вечером. Когда боксеры вломились в дом, Анна сильно обличала их. Рассвирепевшие боксеры изрубили ее мечами и потом сожгли ее тело дотла.

ПЕТР Ли Юн-ань, лет 27, певчий, вел метеорологические наблюдения. На другой день после разрушения зданий миссии, то есть 2 июня, был ограблен и дом Петра. Это была большая неразделившаяся семья, преимущественно женщины и дети. Лишившись своего крова, они укрывались в доме о. Митрофана и в других местах. Петр убит был боксерами 10 июня в доме Михаила Вэнь. Его труп видели придавленным брошенной балкой. Жена Петра Евфимия, лет 22, и дочь Артемия, 4 лет, мученически скончались за воротами Дун-чжи-мынь около северных кирпичных заводов. А сын его Филимон, младенец 1 года, брошен был боксерами там на дороге и, вероятно, подобран кем-нибудь из местных жителей. Мария, лет 37, жена старшего Петрова брата Матфея Ли, с несколькими детьми, в числе которых был Иоанн, сын о. Митрофана, укрылась было в доме своей матери за воротами Дун-чжи-мынь в деревне Дун-ба-хэ. Но тамошние поселяне выгнали их. Это было 2 июня вечером. 3 июня после полудня за воротами Ань-дин-мынь боксеры схватили их и хотели посадить в котел с горячей водой. Но в то время не было еще объявлено покровительства боксерам со стороны правительства, и они не смели убивать христиан; к тому же и многие хорошие люди выражали сострадание к детям; поэтому боксеры отпустили Марию с детьми. 10 июня вечером она была в числе окруженных боксерами около участка миссии. На утро, 11 числа, Сергий, сын о. Митрофана, видел ее на миссийском участке у колодца под деревом и убеждал скрыться. Но она не обнаруживала страха и спокойно разговаривала с Иннокентием Фан. Тут она и приняла мученическую смерть. Ее тело оказалось потом в колодце вместе с телом Иннокентия, - неизвестно, в колодце ли она была побита камнями, или брошена по убиении. Две дочери Марии - Анисия (14 лет) и Мелания (лет 3), вероятно, сгорели в доме о. Митрофана.

АЛЕКСАНДРА Ли, лет 32, вдова, сестра катехизатора Павла; умерший муж ее Евмений, брат Петра Ли, был помощником архимандрита Флавиана в переводах. Александра почитала мужа своего, как Сарра Авраама. 10 июня вечером она была в числе окруженных боксерами в доме о. Митрофана и не хотела спасаться бегством. Когда боксеры вломились в дверь, то одной из первых, вероятно, была убита она. Боксеры факелами обожгли ее, так что все тело ее расселось. Тело ее лежало с правой стороны тела отца Митрофана. Две дочери Александры - Артемия 15 лет и Евдокия, 12 лет, вероятно, сгорели в доме о. Митрофана.

Албазинец АЛЕКСЕЙ Ин, лет 27, - певчий с малолетства. В день убиения христиан, 10 июня, Алексей избежал смерти, но потом через несколько дней возвратился к своему знакомому Жун, чтобы занять денег, - он у этого человека и прежде часто занимал деньги. В это время один из соседей - по прозванию Ни-жэнь Хуан - схватил его и, накинув ему на шею веревку, отвел его в боксерский стан - в кумирню Чэн-энь-сы, там Алексей и принял мученическую смерть. Его мать Сусанна А, вдова, лет 59, мученически скончалась 11 июня на Треугольнике. Старший брат Алексея Давид, лет 37, неизвестно где скончался. Другой его старший брат Евфимий, лет 35, хромой, 11 июня шел около юго-западного угла Сы-е-фу (теперешнего участка Миссии); тут некто Юй-сан начал поносить его за то, что он христианин. Евфимий отвечал ему резкими словами. Тогда Юй-сан, вбежав в свой дом, выскочил оттуда с мечем и много раз ударил им Евфимия. Евфимий упал на землю, но вскоре очнулся и пошел было к своему дому. Юй-сан, узнав, что Евфимий не умер, погнался за ним со многими другими и сначала побивали его камнями, потом убили мечем на месте, называемом У-юе-гуань. Этот боксер Юй-сан остался жив после войны, но понес тяжкое наказание: у него отнялась нижняя часть тела, так что он совершенно не мог двигаться.

АФАНАСИЙ Юй, 21 года, с малых лет учился в миссийской школе и был певчим. В мае месяце, когда начиналось народное волнение, он с архимандритом Иннокентием (ныне епископ) приехал в Дундинань. Успокоив христиан, архимандрит Иннокентий возвратился в Пекин, а Афанасий остался в Дундинани с Сергием, сыном о. Митрофана, который жил там при церкви. Но 25 мая вечером Дундинаньская церковь была сожжена боксерами, и Афанасий с Сергием прибежали в Пекин. Затем 10 июня Афанасий принял мученическую смерть в доме отца своего (около юго-западного угла женского монастыря). Кроме Афанасия, там скончались: его бабушка Ольга А, вдова, лет 75, его тетка Агафия Хэ, дочь Ольги, лет 50, его отец Сергий Шуан, сын Ольги, лет 47, его мать Анна, лет 40, его братья: Павел, лет 17, Евгений, лет 8, и Кир, лет 4. (А сестра его Мария была невестой сына о. Митрофана Исаии и скончалась на участке Миссии, - о ней сказано выше).

Албазинец АФАНАСИЙ А, лет 58-59, калека. Он с малых лет учился в миссийской школе и был мальчик очень резвый. В возрасте около шестнадцати лет он упал с городской стены и с тех пор сделался калекой: его ноги были скорчены, и он ходил при помощи рук. Избежав смерти от боксеров, когда они начали избивать христиан около участка Миссии, Афанасий скрывался в пустых развалившихся зданиях Сы-е-фу (теперь участок Миссии). 11 июня вечером один знавший Афанасия боксер по фамилии Ван, угрожая копьем, прогнал его к Бэй-гуаню, то есть к тогдашнему участку миссии. Когда боксеры, захвативши многих христан, вели за ворота Ань-дин-мынь, тогда был взят и Афанасий; но так как он не мог скоро идти, то его убили там же, где схватили, и сожгли его тело. Об этом свидетельствует Протасий Чан, бывший очевидцем. По его словам, Афанасий молча принял смерть. Жена Афанасия Варвара, лет 45, их дети: Пелагия, лет 17, Мария, 9 лет, Савва, 6 лет, скончались, вероятно, на участке миссии 11 июня.

Албазинец МИРОН Жуй, лет 49. Его жена Мария, лет 43. Их дети: Марфа, 21 года, Анастасия, 19 лет, Евдокия, 16 лет, Иннокентий, 14 лет, Савва, 12 лет, Нил, 10 лет, Мария, 7 лет, Елена, лет 4. Они приняли мученическую смерть в своей квартире близ Миссии 10 июня. Впрочем о Мироне известно, что он, будучи изранен боксерами, не умер, но не мог двигаться: на утро 11 июня, часов в шесть соседи добивали его кирпичами, потом пришли боксеры и убили его. Сергий, сын о. Митрофана, в это время в последний раз заходил на участок Миссии и слышал предсмертные крики Мирона.

ЛЮБОВЬ Чан, девица лет 32. Она с малых лет училась в школе при Миссии, потом была учительницей и жила при школе. Когда сожжены были здания Миссии, она укрылась в доме священника Митрофана. Спасшись из дома о. Митрофана, когда там избивали христиан (10 июня), Любовь с братом своим Иосифом и еще с одной старушкой-вдовой (67 лет) Анной Сэ укрылись в доме некоего Сун, впоследствии крестившегося; дом его был на месте, называемом Бэй-тин (около северо-западной части стены теперешнего участка Миссии). Здесь Любовь и Анна, спрятавшиеся в шкафу, выданы были боксерам, затем и убиты. Мать Любови Мария Чан, лет 65, неизвестно где скончалась. Племянница Любови, дочь Иосифа, Сира, 6 лет, сгорела в доме о. Митрофана. Брат Любови Иосиф Жун, лет 37, 11 июня опять был около участка Миссии, и, будучи со всех сторон окружен подходившими в то время боксерами, забежал во двор отца Митрофана и повесился на поясе. По словам одного солдата, боксеры, преследовавшие Иосифа, отрубили ему голову, лишь только он успел повеситься на дереве.

Христиане, избиенные в деревне Дундинань:

АЛЕКСЕЙ Чжан, лет 48. Он по преемству от своего отца - Даниила, при котором была построена церковь в Дундинани, - жил при церкви в качестве охранителя церковных зданий. Когда в 5 месяце начались боксерские волнения, он обнаружил мужество и не спешил укрываться. Когда же 11 числа 6 месяца церковь была сожжена, Алексей со всем своим семейством отправился в Пекин. Семейство его составляли: жена Евфимия, лет 44, и дети: Евдокия, 11 лет, Никита, лет 10, Михаил, 6 лет, Мария, 1 года. Прибыв в Пекин и увидев пепелище разрушенной Миссии, Алексей удалился в северные горы; но тамошние жители не приняли его, только в одном семействе приютили его старшую дочь в качестве будущей невесты для сына. С остальными членами своего семейства Алексей возвратился в Дундинань, где вскоре был схвачен боксерами и с двумя своими мальчиками убит на месте, называемом «Сань-цзяо-кэн» (треугольная яма) близ дороги к западу от миссийского участка. А жена Алексия с младшей дочерью мученически скончалась на поле с северной стороны деревни Мао-чжуан.

СТЕФАН Ван Юй-гуан, 61 года. По сожжении боксерами церкви, Стефан недели две скрывался на полях, потом выдан был боксерам злыми людьми и скончался вместе с Алексеем.

КИР Чжин Фу-чэн, лет 60. Дом Кира сожжен был одновременно с церковью. Тогда Кир со своим семейством укрылся в деревне Мао-чжуан. Когда боксеры нашли там Кира, с ним были его сыновья. Старший - Василий убежал через стену, а младший Иоанн был болен лихорадкой и был убит боксерами вместе со своим отцом. Жена Кира Параскева с внуком Германом, сыном Иоанна, была на поле и спаслась от смерти. Жена Василия с тремя детьми, - сама и дети - все некрещенные, - по сожжении церкви убежала в Бай-чжуан и скрывалась в болоте, и на другой день была убита там. Ее с детьми можно считать принявшими крещение кровью. Впоследствии тело ее и ее детей было вынуто из болота и погребено родственниками.

ИРИНА, 55 лет, мачеха Павла Чжан Юй-сян. В тот год - боксерского восстания - Ирина только что была крещена - в 4 месяце. В то время уже начинались волнения, и многие тогда еще поносили Ирину за то, что она крестилась. Потом она была убита боксерами около деревни Дундинань.


ПОСЛЕСЛОВИЕ

 

Приложение со службой и житиями Китайских мучеников, пострадавших в 1900 году во время Боксерского восстания, как нам думается, необходимо присоединить к повести, основанной на книге Откровения апостола Иоанна Богослова, о новомучениках и исповедниках Российских и вообще об истории Русской Православной Церкви в ХХ веке.

Объединяет две эти части общее понимание жизни Церкви, которая показана Спасителем в притчах о сеятеле и о жатве. Церковь собирает урожай человеческих душ в небесные житницы. Поколение за поколением повторяется один и тот же круг духовного земледелия: сеяние, рост, жатва. Отборные семена из каждого «урожая» ложатся в землю и порождают новые колосья.

Эти отборные семена – мученики. Их подвиг служит сильнейшей проповедью и всегда привлекает многих людей к вере во Христа.

Начало этому «духовному земледелию» положил Сам Христос. После Креста и Воскресения Он послал апостолов на проповедь. И подавляющее большинство из них закончили свою проповедь мученичеством. Они стали семенами, из которых выросли первые христианские общины. Многие первые христиане также были мучениками, и стали семенем для первых Поместных Церквей.

Так поколение за поколением, народ за народом узнавали о Христе через посредничество лучших, «отборных» христиан-мучеников, или проповедников, готовых к мученичеству.

Наше время – особенное. Огромные народы Востока, раньше бывшие в стороне от христианской проповеди, сейчас как бы пробудились и готовы принять семена веры. Их будущее обращение ко Христу можно рассматривать, как «последний год», «последний урожай», «последнюю жатву» человечества.

Семенами этой жатвы, как и всегда, являются мученики. Первые мученики Китайские и новомученики Российские, во главе которых стоят Царственные мученики. Ведь именно Царская Россия положила начало православной проповеди в Китае. Неслучайно тела Алапаевских мучеников, членов Царской фамилии, во время Гражданской войны были положены в храме Всех святых мучеников в Пекине, где находились и мощи Китайских мучеников. Неслучайно и почитание Царственных мучеников началось среди рассеянных по миру русских людей именно в Китае.

Не только жившие в ХХ веке русские святые пророчествовали, что Китай и вообще Восток будет креститься в России. Но и древнее пророчество о пришествии Дня Господня и предшествующих ему событиях говорит о многочисленном, величайшем за всю историю человечества народе (Иоиль 1, 2,5-6): «Слушайте это, старцы, и внимайте, все жители земли сей: бывало ли такое во дни ваши, или во дни отцов ваших?.. Пробудитесь, пьяницы, и плачьте и рыдайте, все пьющие вино, о виноградном соке, ибо он отнят от уст ваших! Ибо пришел на землю Мою НАРОД СИЛЬНЫЙ И БЕСЧИСЛЕННЫЙ; зубы у него - зубы львиные, и челюсти у него - как у львицы».

И еще (Иоиль 2, 1-2): «Трубите трубою на Сионе и бейте тревогу на святой горе Моей; да трепещут все жители земли, ибо наступает день Господень, ибо он близок - день тьмы и мрака, день облачный и туманный: как утренняя заря распространяется по горам НАРОД МНОГОЧИСЛЕННЫЙ И СИЛЬНЫЙ, КАКОГО НЕ БЫВАЛО от века И ПОСЛЕ ТОГО НЕ БУДЕТ в роды родов».

Придет в землю Господню (можно понимать здесь и Палестину, и Россию) народ сильный и бесчисленный, многочисленный и сильный, какого не бывало от века и после не будет в роды родов. Что же это за народ, многочисленнее которого не было и уже не будет? Который распространяется, как утренняя заря, с востока?

Не Китай ли это? И не последняя ли жатва нам предстоит?..

Конец XIX – начало ХХ века были во множестве отношений особым временем. Последовавший затем ХХ век был временем особым в еще гораздо большей степени. Ход человеческой истории чрезвычайно ускорился, в десятки, а может, и в сотни раз. Жизнь людей так изменилась, что людям ХХ-го века, особенно тем, кто родился ближе к его середине и концу, стало даже трудно представить себе, как жили люди прошлых веков. Буквально на глазах одного поколения мир стал совсем иным; человек, родившийся в начале ХХ века, к концу жизни с изумлением видит его изменившимся до неузнаваемости. Это касается и быта, и нравов, и культурной, и политической жизни. И главное - религиозных основ человеческого общества.

Приведем письмо к С. А. Нилусу игумена Глинской пустыни Иассона (в схиме Иоанна; жил на покое в Белгородской Пустыне Курской епархии, отошел ко Господу в начале 1917 г.), ученика Глинского великого старца схиархимандрита Илиодора (в миру Иоанн Голованицкий; 1795-1879; ему было пророческое видение с именами будущих Императоров, написанными звездами), из книги С. А. Нилуса «Близ есть, при дверех»:

«Глубокоуважаемый Сергей Александрович!

Получил Вашу книгу "О пришествии антихриста и царство диавола на земле". Книга Ваша страшная. Ясные доказательства из иного мира свидетельствуют, что время действительно близ есть. Мир в своих злодеяниях почти готов к тому, что подходит к последней черте, за которой уже пропасть. Понятно, что предел последний ведом только одному Господу.

Признаюсь Вам, что у меня в душе давно засела такая мысль. Благоутробный Господь, по беспредельному Своему милосердию, поступит и теперь так же как пред потопом, определив 120 лет на покаяние ожесточенным тогда противникам Божию долготерпению. Если потоп не на всю вечность решал участь несчастных погибших от воды - впереди еще предполагалось пришествие Спасителя во плоти, Который в крестной смерти с душею сходил во ад, где проповедь Его простиралась духом до ожесточенных противников Божию долготерпению при Ное. Но напрасно, вероятно, некоторые из них не воспользовались этой проповедью. То таковое страшное событие - Второе Пришествие Спасителя на Суд, решающее участь на всю вечность несчастных отверженников, должно быть предварено так же как и всемирный потоп. Пришествие антихриста, по Писанию, имеет тесную связь с концом мира. То если действительно явление сына погибели близ, то, надо думать, что мы переживаем таковое время, которое дано уже на покаяние. Мысль моя основания не имеет, кроме внутреннего чувства. Я решился высказать ее Вам потому, что она всегда присуща мне.

Почтительнейше Вам кланяюсь,

уважающий Вас грешный И. Иассон. Сентября 5-го 1911 года».

ХХ век действительно похож на времена предпотопные. И потому, что в течение его люди привыкли к ожиданию грядущих бедствий вселенского масштаба; и потому, что в течение его человечество привыкло жить по принципу «после нас хоть потоп».

Люди и народы, составляющие человечество, могут быть разделены по религиозному признаку (по отношению к спасительному сеянию Христа, Евангелию) на четыре группы. Первая - «незасеянная земля»: не слышавшие о Христе (языческие народы, например, Востока). Вторая и третья - «негодная земля, недавшая плода»: слышавшие о Нем (и даже видевшие Его), но с самого начала не принявшие Его (иудеи); и слышавшие, принявшие, но впоследствии отвергшиеся Его (нынешние европейские народы). Четвертая - «добрая земля, дающая плод в тридцать, в шестьдесят или во сто крат»: слышавшие о Христе, принявшие Его, и в терпении хранящие Его слово (православные). В ХХ веке каждая из этих групп прошла знаменательный путь.

«Непросвещенные народы», особенно огромные Китай и Индия, раньше долго бывшие как бы в стороне от «столбовой дороги цивилизации», прошли от приниженности, порабощения, пренебрежения, - к живому участию в судьбах всего человечества, к независимости, к необходимости осознать стоящий перед ними выбор.

Иудеи - от первого сионистского конгресса в 1897 г. к созданию государства Израиль и к подготовке строительства «третьего храма», вплоть до пошива «первосвященнических» одежд.

«Бывшие христианские народы» - от лицемерного христианства к отвержению Христа, содомским «бракам» и «священнослужителям»-содомитам; к готовности принять того, кому иудеи стараются построить «третий храм».

Православные народы прошли почти буквально через огонь и воду. Произошло разделение: Господь как в щелочи отделял примесь (Ис. 1, 25). Как сказано: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин. 15, 1,2).

Все же человечество вцелом прошло от разрозненности к очевидному объединению, к взаимной зависимости и связи, когда дела каждого происходят на глазах у всех остальных и у всех вызывают живой отклик и реакцию. Последний, решительный кризис, - и человечество может собраться в единое всемирное государство, управляемое мировым правительством (и мировым «правителем») по единым «законам».

Но не могут объединиться правда и ложь, Христос и антихрист. Перед каждым народом, каждым человеком встанет выбор.

Каким он будет? Приведем в заключение пророчество святителя Николая Сербского (Велемировича) из книги «Жатвы Господни» (Жатва седьмая – «Грядущие ураганы»):

- Давайте еще немного побеседуем, собратья мои любезные, покуда есть еще возможность поговорить брату с братом и боголюбу с боголюбом. Ведь еще не наступило время, когда лишь злодеи кричат, а братья шепчутся.

- Силы, которые борются за власть над миром, представляют в розовом свете свой идеал - единое всемирное общество, утверждая, что лишь так можно обеспечить всеобщее благосостояние и мир.

- Эх, собратья мои, не давайте себя обманывать. Огромная разница заключена между Миром, что дает Христос, и миром светским, которого желают люди. Первый Мир хранит человека от коррупции, а второй производит коррупцию, которая приводит к новым мятежам и войнам. Плохой мир есть отец войны.

Вспомните: Содом был уничтожен не во время войны, но среди мира и материального благополучия. Именно во время мира, внешнего благосостояния и мощи Римской империи продажность друзей доводила до отчаяния императора Марка Аврелия.

Господь, может быть, и попустит, чтобы мечта о едином сообществе людей осуществилась. Но и тогда Он все же ни за что не останется без Своей жатвы.

Только то будет жатва во время бури, ибо той глобальной державой завладеет порча, какую не знает история, - та порча и морали, и менталитета, которую еще апостол Павел из глубины веков ясно увидел и описал. Апостол, правда, говорил о последних временах, но обратите внимание на то, что новые архитекторы глобального мира считают этот свой идеал последней фазой человеческой истории.

Граждане того предполагаемого всемирного государства будут хуже граждан Римской империи, гораздо хуже. Провозглашенного мира, спокойствия и благополучия не будет; наоборот, люди почувствуют себя более неспокойными и более несчастными, чем когда-либо, ибо они не смогли отстоять свои малые державы, данные им на счастье.

И тогда вместо покоя, счастья и всеобщего благосостояния настанут невзгоды, каких еще не было от сотворения мира. Из-за тех невзгод и бед многие люди раскаются и возвратятся к Спасителю. И в них Господь будет иметь Свою последнюю жатву.

Всемирное государство вступит в жесточайшую битву против Христа и Его Церкви. Между мучениками за Христа в те последние времена будет много евреев, согласно предсказанию святого апостола Павла, ибо с евреев Церковь Христова и началась.

Блаженны, кто в те последние дни не устрашится врагов Иисусовых, в которых нет жизни.

Они будут вечными участниками славы и радости Господа своего.

 


СЛАВА БОГУ

Дивеево - Боголюбово - Москва – Королёв - Псков-Печоры - станция Дно - Даневский Свято-Георгиевский монастырь – Чернигов - Киев - Москва – Чебоксары. 3 сентября, прп. Марфы Дивеевской, - 16 октября, сщмч. Дионисия Ареопагита; 2005 год от Рождества Христова.

Окончательная правка: Королёв, 21 мая 2020 г. от Р. Х., св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.

раб Божий Михаил


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: