I. Организационный момент

— Сегодня вы должны закрепить умение различать согласованные и несогласованные определения, попрактиковаться в морфологическом разборе прилагательного.

 

II. Закрепление нового материала.

IIроверка домашнего задания.

— Как вы ответили на вопрос из упражнения 150?

Морфологический и фонетический разборы из упражнения 151 двое учащихся записывают из тетради на доску. С остальными учащимися устно проверяются остальные задания к упражнению.

— Расскажите, что вы знаете о согласованных и несогласованных определениях.

 

Объяснительный диктант.

З а д а н и я:

1) Запишите предложения и определите, какие определения в них употреблены.

 

Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона, брезжит свет на заводи речные и румянит сетку небосклона. (С. Есенин.) По стенам тянулись толстые трубы парового отопления. (С. Баруздин.) У него была необыкновенная и очень своеобразная способность рассказывать. (А. Куприн.) На пустынных сжатых полях виднелись бороды пашни. (А.Н. Толстой.) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. (С. Есенин.)

— Скажите, во всех ли предложениях прямой порядок слов. Докажите свой ответ.

 

2) Выполните морфологический разбор прилагательных из 1-го предложения.

 

Работа в парах.

— У вас на партах примеры-выдержки из журнальных и газетных статей. Ваша задача — найти все встретившиеся в них определения. Выписать их вместе с определяемым словом и указать согласованные и несогласованные определения. Работайте в парах, обязанности распределите по своему усмотрению: или вы все делаете вместе, или один ищет, другой записывает и определяет вид определения, а первый его проверяет и т.д. Не забудьте на листочках указать номер газетной (журнальной) выдержки и свои фамилии.

Выдержки с примерами могут быть из любых юношеских газет или журналов, взрослых периодических изданий с подходящим для восьмиклассников содержанием. Каждая вырезка имеет свой номер, чтобы учителю было легче проверять. Желательно, если учитель заранее сделает карточки-ответы для каждой вырезки, тогда проверка может происходить прямо на уроке после выполнения заданий каждой парой учащихся. Зная содержание статей по номерам, учитель для устной проверки может выбрать одну две наиболее интересных, остальные учащиеся сдают на проверку учителю. Результаты объявляются на следующем уроке.

 

Творческое задание.

— Вы видите на доске предложения с выделенными желтым цветом словами и словами, заключенными в скобки.

Д. 1) Дорожки устилали осенние листья (золотые, из золота). 2) Тетя относилась к Наташе с любовью (материнской, матери). 3) Мы ели кисель (вишневый, из вишни). 4) Инструменты (хирурга, хирургические). 5) Одежда вся промокла. Одежда продается в универмаге (детская, ребенка).

Слова можно выделить цветом или каким-либо условным значком (х, v, • и т. п.).

 

— Подберите к выделенным словам подходящие по смыслу определения из скобок. Предложения запишите. Над согласованными определениями надпишите с.о., над несогласованными — н.с.о.

Проверка проводится по «цепочке».

 

II. Подведение итога урока.

— Проанализируйте свою работу на уроке.

 

Домашнее задание: § 175 повторить, упражнение 148, с. 68.

 

Урок 30

ПРИЛОЖЕНИЕ

Цели: дать понятие о приложении как разновидности определения, познакомить с правилами правописания приложений с определяемыми словами.

 

Ход урока

I. Организационный момент.

— Сегодня на уроке вы узнаете об особом виде определений – приложении и правилах его оформлення на письме.

 

II. Подготовка к объяснению нового материала.

Д.     громадный город                    громада-город

   боец пехоты                            боец-пехотинец

   героический народ                   герой-народ

 

Доска  разделена на две части. В обеих частях записан текст для анализа.

В начале беседы II часть закрыта листом бумаги.

 

— Прочитайте словосочетания, записанные слева на доске. Определите, где главное и зависимое слова. Каким членом предложения является зависимое слово?

— Что вы можете рассказать об определении? Скажите, в каком словосочетании употреблено согласованное определение, а в каком несогласованное.

 

III. Объяснение нового материала.

— Теперь прочитайте словосочетания, записанные справа.

Учитель открывает II часть доски.

 

— Какой частью речи выражены определения в этих примерах? В чем особенность этих определений? (Они не обозначают признака, а дают другое название, характеризующее определяемое слово.)

— Такие определения называются приложениями.

— Скажите, какую пункгограмму вы видите в этих словосоче таниях. (Дефис.) Прочитайте § 176 и ответьте, чем еще может быть выражено приложение. Когда употребляется дефис, а когда нет?

— Что следует запомнить для правильного употребления на письме дефиса?

— Какое из существительных, записанных на доске, является приложением?

Д. 1) Сестра Виктория.

2) Водопад Виктория.

— В каком роде будет употребляться сказусмое — глагол «быть» в прошедшем времени, если бы вы составили с этими словосочетаниями предложения? (В 1-м — была: Сестра Виктория была красивой девушкой. Во 2-м — был: Водопад Виктория был потрясающ по своему великолепию.)

 

IV. Закрепление нового материала.

Устное комментирование примеров.

Д. 1) Чижа захлопнула злодейка-западня.

2) Жил в хижине бедняк-сапожник. (И. Крылов.)

3) Поэт Н.А. Некрасов свое детство провел на берегу реки Волги.

4) Над Москвой-рекой ноднимались здания. (С. Васильев.)

— Найдите в записанных на доске предложениях приложения и объясните употребление дефиса или его отсутствие.

— Почему в 3-м предложении в сочетании существительных «реки Волги» нет дефиса, а в 4-м предложении в сочетании существительных «Москвой-рекой» есть дефис? Попробуйте сформулировать правило.

 

Работа с учебником.

— Выполните упражнение 158 нас. 72 учебника «Практика».

Особое внимание следует уделить заданию после упражнения, оно позволяет сделать важный вывод и плавно перейти к следуюющему заданию.

— Проанализируйте два предложения из упражнения 159. Отличаются ли они по смыслу? Как вы думаете, почему? Какими членами предложения являются слова: студенты и победители в этих предложениях? (В первом — подлежащим и сказуемым; во втором — определяемым словом и приложением.)

— Почему важно различать эти два схожих на первый взгляд явления? (Для правильной постановки дефиса и тире; для того, чтобы верно определять грамматическую основу предложения.)

 

Творческое задание.

— Перепишите предложения, записанные на доске, заменяя согласованные определения приложениями.

Д. 1) Навстречу нам вышел (старый) сторож.

2 Сразу полюбилась добру молодцу (красивая) девица.

3) Ночева тучка золотая на груди (огромного) утеса.

4) Откуда эта (громобойная) пушка?

Прочитайте, какие предложения у вас получились. Сразу же называйте, употребили ли вы дефис.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: