Морфологический разбор причастия

— Повторите порядок морфологического разбора причастий;

I  в а р и а н т — падающей 3 и исполняемая 3.

II в а р и а н т — проходившая 3 и развешенные 3.

— Обменяйтесь тетрадями, проверьте друг друга. Кто справился на «отлично»?

 

Работа с учебником.

1) Самостоятельное выполнение упражнения 319, с. 139 учебника «Практика».

Двух учащихся учитель вызывает к доске. Один работает с 1—3 предложениями, другой — с 4—6 предложениями.

 

— Проверьте себя и своих товарищей, работавших у доски.

2) Выполнение упражнения 318 устно.

 

Работа с сигнальными карточками.

— Поднимите вверх карточку со знаком «+», если услышите предложения с обособленными определениями, со знаком «—», если определения не обособляются.

1) Лаборант геологической экспедицни прятал от дождя образцы минералов, а мы, покрытые брезентом, укладывали инструменты и приборы в длинные легкие ящики. (И. Соколов-Микитов.)   «+»

2) Мы до леса дошли без труда и остановились на опушке, обращённой к солнцу, изумлённые и обрадованные. (М. Пришвин.) «+»

3) Осыпавшиеся с деревьев лепестки душистой черемухи уплывают по тихой воде. «—»

4) Ветер шевелил молодые листочки, яркие, душистые и клейкие.  «+»

5) Наш берег стал островом спасения и новой родиной для всяких зверей, больших и маленьких. (М. Пришвин.) «+»

6) Поднимавшийся от реки туман постепенно исчезал под лучами солнца.  «—»

7) Пламя перебегало на хвою и, раздуваемое ветром, разгоралось со стонами и свистом. (Б. Полевой.) «+»

 

V. Подведение итога.

— Перечислите все условия обособления согласованных определений. Приведите примеры.

 

Домашнее задание: § 192 — учить; упражнения 321 и 322 выполнить письменно.

 

 

Урок 61

ОБОСОБЛЕНИЕ СОГЛАСОВАННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЙ

 

Цель: закрепить знания об обособлении согласованных определений на письме.

О б о р у д о в а н и е: репродукция картины А.Е. Мартынова «Павловск. Вид на Большой дворец».

 

Ход урока

I. Организационный момент.

— Сегодня вы продолжите изучение темы «Обособление согласованных определений».

 

II. Закрепление изученного материала.

Проверка домашнего задания.

— Расскажите, что вы знаете об обособлении согласованных определений.

Пока одно из упражнений проверяют устно, другое один из учащихся может записать на доске.

 

Объяснительный диктант.

— Запишите под диктовку предложения, затем подчеркните обособленные согласованные определения и устно объясните условия их обособления.

1) Рожденный в далекие годы под смутною сельской звездой, я русскую нашу природу не хуже люблю, чем другой. (А. Сурков.)

2) Печальный я вернулся домой и засунул браунинг на прежнее место. (А. Гайдар.)

3) В раскрытое окно, выходившее в сторону шахты, видно было движение воинских частей, грузовых машин, покидавших город, колонны эвакуируемых жителей. (А. Фадеев.)

4) По небу плыли табунки круглых облаков, изумительно белых, похожих на комочки пены. (С. Сартаков.)

5) Без людей нашего времени, полного побед и человеческой теплоты, нет прекрасного ни в цвете морей, ни в ветрах, ни в облаках, ни в полете птиц… (К. Паустовский.)

6) Снег, сухой и сыпучий, несся по высветленным стылым рельсам меж вокзальных платформ и, вздымаясь ввысь, дымился над крышами вагонов. (Л. Андреев.)

7) Прогретые солнцем, тронулись в лагунах медлительные черепахи. (И. Соколов-Микитов.)

8) Обессиленный навязчивой мыслью о парусе, дедушка впадал в забытье. (В. Катаев.)

— Какие пунктограммы встретились в диктанте?

— Составьте схему 5-го предложения.

Один из учащихся выполняет это задание на доске.

 

Работа с учебником.

1) Анализ схемы в вунктограмме «Обособление согласованных определений с добавочным обстоятельственным значением».

— Откройте учебник «Практика» на с. 141. Опираясь на данные в пунктограмме схемы, расскажите правило обособления определений.

2) Выполнение упражнения 324 устно.

Грамматический разбор (размываемая2 недоступны6) выполняется письменно в тетрадях, а один учащийся работает у доски.

3) Выполнение упражнений во вариантам с взаимопроверкой:

I  в а р и а н т — упражнение 325 (1—4 предложения);

II в а р и а н т — упражнение 326.

Двое учащихся работают у доски с этими же упражнениями, чтобы легче было проверить себя остальным учащимся. Один учащийся тоже у доски выполняет упражнение 328 (1—5 предложения).

— Сверьтесь с доской, верно ли вы сами и ваши товарищи выполнили задание. Проверьте ученика, работавшего с упражнением 328.

— Какие дополнительные значения имеют обособленные определения, выраженные причастными оборотами? (Обстоятельственные значения причичины.)

 

Творческое задание.

— Рассмотрите репродукцию картины (литографии) Андрея Ефимовича Мартынова «Павловск. Вид на Большой дворец (1821— 1822)».

Павловск, его красота привлекали внимание многих художников и поэтов. В 1777 году было решено построить загородную резиденцию для князя Павла Петровича, сына Екатерины I впоследствии императора Павла I. В строительстве огромного парка (около 600 га), парковых сооружений и дворца приняли участие художники, мастера-садоводы. Формирование паркового ансамбля продолжалось почти 50 лет (до 1824 г.).

«Вид на Большой дворец» — одно из лучших произведений А.Е. Мартынова. Обратите внимание; дворец отодвинут на задний план, зато перед нами парк, остров Уединения, река Славянка, в которой, как в зеркале отражаются деревья, фигуры людей.

Славянка тихая, сколь ток приятен твой,

Когда, в осенний день, в твои глядятся воды

Холмы, одетые последнею красой

Полуотцветшия природы.

Это начальные строки элегии Василия Андреевича Жуковского «Славянка» (1815), который тоже вдохновился этим прекрасным уголком природы.

— Ваша задача — составить небольшое описание картины (5—6 предложений), но с обязательным использованием в них обособленных согласованных определений. Подчеркните их в своих работах, умейте объяснить условия их обособления.

— Прочитайте свои тексты-описания.

Обязательно выслушивается несколько вариантов работ.

 

III. Подведение итога урока.

— Назовите все условия обособления согласованных определений.

 

Домашнее задание: § 192 — повторить; упражнения 335, 336 — выполнить письменно; упражнение 334 (устно), подготовиться к предупредительному диктанту.

 

Урок 62


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: