IV. Подведение итогов урока

— Что вы успели сделать за урок?

— Какие цели вы поставите для себя на следующий урок по обобщению материала?

 

Домашнее задание: § 190—197 — повторить, упражнение 498— письменно.

 

 

Урок 76

ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ

«ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

 

Цель: обобщить и закрепить знания учащихся об обособлении второстепенных членов предложения, совершенствовать умение применять полученные знания на практике.

 

Ход урока

 

I. Организационный момент.

Сообщение темы и цели урока.

 

II. Обобщение изученного материала.

Проверка домашнего задания.

— Какое правило обособления вы должны были вспомнить, выполняя упражнение 498. Расскажите это правило.

— Прочитайте предложения, называя вставленные буквы и знаки препинания.

 

Работа с учебником.

— Откройте учебник «Практика» на с. 221, упражнение 493. Прочитайте задание к упражнению.

— Какое правило должны вспомнить, чтобы правильно выполнить упражнение? Расскажите. (Правило обособления согласованных определений)

 

Речевая разминка.

— По ходу чтения предложений определите тип речевой ошибки, допущенной в предложениях, и пути ее устранения.

1) Туристы делились полученными впечатлениями о Кавказе за время похода. 2) Прошу вас ответить на волнующий вопрос не только меня, но и многих других. 3) Он оглядывается и видит напряженное лицо сына, внимательно прислушивающееся к их разговору. 4) Глядя на эту картину, у нас невольно сжимается сердце. 5) На катке всегда весело и интересно, но, покатавшись, болят ноги.

 

Работа с текстом.

— Прочитайте записанный на доске текст.

Д. В одно ясное, холодное утро Иван Петрович Берестов выехал прогуляться верхом, на всякий случай взяв с собой пары три борзых, стремянного и нескольких дворовых мальчишек с трещотками. В то же самое время Григорий Иванович Муранский, соблазнясь хорошей погодой, велел оседлать куцую свою кобылку и рысью поехал около своих англизированныхвладений. Подъезжая к лесу, увидел он соседа своего, гордо сидящего верхом, в чекмене, подбитом лисьим мехом, и поджидающего зайца, которого мальчишки криком и трещотками выгоняли из кустарника.

…Муранский, как образованный европеец, подъехал к своему противнику и учтиво его приветствовал.

(А. Пушкин «Барышня-крестьянка»)

 

— Из какого произведения взят отрывок текста?

— Выполните следующее задание: выпишите под цифрой 1 предложение с обособленным приложением, подчеркните его; под цифрой 2 — предложение с обособленными определениями, подчеркните их, укажите вверху: согласованное или несогласованное.

— Какие предложения вы выписали? Прочитайте.

— Прокомментируйте знаки препинания в оставшихся предложениях текста.

 

Объяснительный диктант.

— Запишите под диктовку предложения на разные правила обособления второстепенных членов, включая и обособление обстоятельств. Расскажите, что вы знаете о них.

1) Днем Татьяна Петровна, румяная, шумная, с потемневшими от волнения глазами, привела из города старика настройщика1, обрусевшего чеха, занимавшегося починкой примусов, керосинок, кукол, гармоник и настройкой роялей. Чех, настроив рояль, сказал, что рояль старый, но очень хороший.

(К. Паустовский.)

2) Однажды летом, бродя за грибами, я увидел несколько ворон, преследовавших большого зайца. Со злым карканьем они взлетали и падали над спиной убегающего от них русака. Спасаясь, заяц повертывался иной раз на спину, отбиваясь от нападавших сильными ногами.

(И. Соколов-Микитов.)

3) Несмотря на сильное переутомление, спать не хотелось.

(А. Фадеев.)

4) Но, несмотря на грузность комплекции, человек этот был на ногу быстр и в делах дотошен. Вопреки заводским обычаям, он ко всем, даже и фабзайчатам своей группы обращался на «вы».

(Б. Полевой.)

 

III. Подведение итога урока.

— Какие правила обособления второстепенных членов предложения вы повторили на сегодняшнем уроке?

 

Домашнее задание: § 190—197 — повторить, упражнения 495 и 503.

 

Урок 77

КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ

 

Цель: проверить знания и умения по теме «Обособленные члены предложения».

 

 

Однажды, охотясь в окрестностях По, в густом сосновом лесу, простиравшемся на много десятков километров, король Генрих напал на след прекрасной горной козы и, преследуя ее, отделился понемногу от своей охотничьей свиты на очень большое расстояние. Раздраженные запахом зверя, его собаки так увлеклись погоней, что вскоре не стало слышно их лая. Между тем незаметно сгущался вечер, и наконец пала ночь. Тут король понял, что заблудился. Однако Генрих, как истинный гасконец, был решителен и настойчив.

Одолевавшая усталость, терзавший голод, жажда, неловко подвернувшаяся нога — все мешало идти, но король все-таки, прихрамывая и спотыкаясь, с трудом пробирался сквозь чащобу в надежде найти дорогу или лесную избушку.

Вдруг его ноздрей коснулся слабый сладкий запах дыма. Выйдя на поляну, он увидел четырех нищих. Вскоре король вдоволь напился холодной родниковой воды, которая ему, великолепному знатоку напитков, казалась вкуснее самого драгоценного вина. Несмотря на простой ужин, он с необыкновенным аппетитом сьел его. Туго и ловко перевязанная нога сразу же почувствовала облегчение.

Король, обычно несколько скуповатый, сердечно щедро одарил нищих.

По А. Куприну

 

Так как текст достаточно большой, задания, по усмотрению учителя, можно не предлагать, или дать одно задание, которое отдельно оцениваться не будет.

 

З а д а н и я:

1) Выпишите предложение с обособленным приложением. Подчеркните его.

 

2) Подчеркните в тексте:

I  в а р и а н т — обособленные обстоятельства;

II  в а р и а н т — обособленные определения.

 

Домашнее задание: принести учебник «Развитие речи».

 

 

Уроки 78—79

КИНОСЦЕНАРИЙ КАК ОДНА ИЗ КОМПОЗИЦИОННЫХ

ФОРМ СОЧИНЕНИЯ (сочинение)

 

Цель: показать учащимся особенности композиции сочинения в виде киносценария, совершенствовать умение анализировать творческие работы и создавать свои, а именно писать сочинения в форме киносценария.

 

Ход уроков


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: