— Что вы повторили сегодня за урок?
— Какие выводы вы сделали для себя?
Домашнее задание: § 198—200 — повторить; упражнение 509, с. 229 «Практики».
Урок 93
КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ С ГРАММАТИЧЕСКИМ ЗАДАНИЕМ
Цель: проверить знания и умения по изученным темам.
Ход урока
Первые рассказы неизвестного тогда автора — геолога и палеонтолога Ивана Ефремова — были опубликованы незадолго до окончания войны, в сорок четвертом.
В жизни Ефремова было многое: странствия, война, работа, впечатления, размышления. К двадцати годам он открыл кладбище древних земноводных на далеком севере, в тридцать три стал доктором биологических наук. Ефремов — создатель тафономии, или науки о том, где и как искать остатки ископаемых животных. Однако известен он как писатель-фантаст.
Фантастика, как правило, повествует о мечтах и надеждах. Не каждый способен даже в мечтах увидеть мир по-новому. Ефремов обладал даром заглянуть в далекое будущее. Более того, фантастика, отзываясь на мечты и надежды, опережает свое время, а Ефремов опережал и фантастику. Роман о космическом будущем человечества, например, он создал до того, как весь мир взбудоражил первый русский спутник. «Туманность Андромеды» — книга о романтике космического, вселенского. о дружественных внеземных цивилизациях, о подробностях земной жизни через тысячелетия.
|
|
(140 слов.)
(Текст взят из журнала «Русская словесность». — № 8, 2001. — С. 55 / Г.А. Богданова «Проверьте знания своих учеников. Контрольные диктанты. III — IV четверти.)
Г р а м м а т и ч е с к о е з а д а н и е:
1. Выпишите одно предложение с уточняющими членами предложения, подчеркните их. Значком ٧ укажите уточняемый член предложения.
2. Подчеркните в тексте все вводные слова, словосочетания.
3. Выполните синтаксический разбор предложений:
1 в а р и а н т: Фантастика, как правило, повествует о мечтах и надеждах.
2 в а р и а н т: Более того, фантастика, отзываясь на мечты и надежды, опережает свое время. (Сокращаем предложение из диктанта.)
Домашнее задание: § 158—160, § 180—185 — повторить, составить по 3 карточки-задания по этим темам (по 5 предложений в карточке).
Уроки 94—95
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ. ОДНОСОСТАВНЫЕ
И НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
(Уроки-практикумы)
Цели: активизировать и закрепить знания учащихся о видах словосочетаний, способах подчинительной связи; о видах односоставных предложений, особенностях неполных предложений и знаках препинания в них; совершенствовать навык применения полученных знаний на практике.
О б о р у д о в а н и е: карточки-задания для групп, сигнальные флажки: 4 штуки красного и 4 штуки зеленого цветов.
|
|
Ход уроков
I. Организационный момент.
— С сегодняшнего урока начинается повторение учебного материала, изученного в 8 классе. Сегодняшний спаренный урок будет проходить в форме практического занятия по группам и будет посвящен повторению материала о словосочетаниях, видах связи и способах подчинительной связи, видах односоставных предложений, их особенностях и особенностях неполных предложений, их пунктуационного оформления.
Класс разделить на группы лучше до начала урока.
Урок пройдет в два этапа: I этап — теоретический; II этап — практический. На каждом этапе вы получите карточки с вопросами и заданиями, у вас будет время подготовить ответ, а затем одна из групп будет отвечать, а остальные оценивать их ответ с помощью флажков: если группа согласна — красный флажок, если не согласна — зеленый. В этом случае члены группы должны уточнить, с чем именно не согласны, и предложить свой вариант выполнения этого задания.
II. Теоретическая работа.
Карточки с заданиями для I этапа
Группа № 1
1. Расскажите об основных видах связи. Приведите примеры, объясните, какая связь в каждом из приведенном вами примере.
2. Объясните, как определить вид связи.
3. Расскажите об особенностях назывных предложений. Приведите примеры.
Группа № 2
1. Расскажите о способах подчинительной связи. Объясните, как их отличить друг от друга.
2. Приведите по три примера словосочезаний на каждый из способов подчинительной связи.
3. Расскажите об определенно-личных предложениях.
Группа № 3
1. Расскажите об основных видах словосочетаний. Приведите по два примера каждого вида словосочетаний.
2. Расскажите об особенностях безличных предложений. Приведите примеры.
3. Расскажите об особенностях неопределенно-личных предложений. Приведите примеры.
Группа № 4
1. Расскажите о цельных словосочетаниях. Приведите примеры.
2. Расскажите об особенностях безличных предложений. Приведите примеры на каждый способ выражения сказуемого в безличном предложении.
3. В чем особенность неполных предложений? Какой знак препинания употребляется в неполных предложениях?
Время на совещание и подготовку ответов — 15 минут. Группы отвечают по очереди, на оценивание каждого ответа — 1 минута, после чего остальные группы поднимают флажок определенного цвета, лучше оценивать каждое задание сразу. Учитель подытоживает общей оценкой работу каждой группы.
III. Практическая работа.
Карточки с заданиями для II этапа
— Сейчас каждая группа получит карточки с практическими заданиями. Эти задания вы выполняете коллективно, совещаясь друг с другом. Помимо этого вы сейчас обменяетесь карточками, которые вы подготовили дома, тоже по группам: I группа отдаёт свои карточки II-й группе, II-я группа — III-й группе, III-я группа — IV-й группе, IV-я группа — I-й группе. Время на выполнение всех заданий — 20 минут. Затем вы возвращаете индивидуальные карточки их авторам, подписав свою фамилию. Время на проверку карточек — 5 минут. После этого устно проверите групповую работу с помощью флажков.
Группа №1