Механизм государственно- правового регулирования: понятие и структура

Ответ:Механизм государственно-правового регулирования – это система юридических средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование общест­венных отношений. Понятие «механизм государственно-правового регулирования» позволяет собрать и систематизировать юридические средства правового воздействия на общественные отношения, определить место и роль того или иного юридического средства в правовой жизни общества.

Цель механизма государственно-правового регулирования заключается в обеспечении беспрепятственного движения интересов субъектов права к ценностям, т.е. гарантированность их справедливого удовлетворения. Роль механизма государственно-правового регулирования заключается в снятии возможных препятствий, стоящих на пути осуществления интересов субъектов права.

Механизм государственно-правового регулирования – это система различных по своей природе и функциям правовых средств, позволяющих достигать его целей. Данный механизм показывает, как работает то или иное звено при достижении его целей, позволяет выделить основные юридические средства. Механизм государственно-правового регулирования – это организационное воздействие правовых средств, позволяющее в той или иной степени достигать поставленных целей, т.е. результативности, эффективности правового регулирования.

К элементам или составным частям механизма государственно-правового регулирования относятся: юридические нормы, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, юридические факты, правоотношения, акты реализации права, правоприменительные акты, правосознание, режим законности. Каждый из этих элементов выполняет свои регулятивные функции, воздействует на поведение людей и общественные отношения своим способом.

Нормам права отводится важная роль: они должны указать общее правило, масштаб поведения. Правовыми нормами определяется круг субъ­ектов, их правовое положение, взаимные права и обязанности, меры ответст­венности за противоправное поведение. Правовая норма является моделью правоотношений. В гипотезе указаны юридические факты, которые необхо­димы для возникновения субъективных прав и обязанностей, содержащихся в диспозиции или санкции.

Нормативно-правовой акт как документ, содержащий нормы права, воздействует на поведение людей путем установления правового режима регламентации того или иного вида общественных отношений.

Акты официального толкования – документы, издаваемые специально уполномоченными на то органами (например, пленумом Верховного Суда РФ) и направленные на разъяснение смысла правовых норм.

Юридические факты «включают» весь механизм правового регулирования. Это предусмотренные нормами права жизненные ситуации, факты реальной жизни, влекущие юридические последствия: возникновение, изменение и прекращение правовых отношений.

Правоотношения есть средство перевода общих моделей поведения, заложенных в нормах права, в индивидуализированные акты поведения субъектов права. Через правоотношения осуществляется реализация права, это основной путь претворения предписаний норм права в акты поведения людей.

Акты реализации права – это фактическое поведение уча­стников правовых отношений в виде соблюдения, исполнения и использова­ния права.

Акты применения права – это индивидуализированные властные предписания, направленные на регламентацию общественных отношений. Наиболее ярким примером акта применения права является решение суда по конкретному юридическому делу.

В качестве элементов механизма государственно-правового регулирования выступают, также правосознание и режим законности. От уровня правосознания и режима законности зависит эффективность работы всех элементов механизма.

Эффективность механизма государственно-правового регулирования. Процесс правового воздействия начинается с постановки целей и заканчивается их выполнением, достижением определенного результата. Цели заключаются в том, чтобы субъекты права действовали в соответствии с юридическими предписаниями и моделями, чтобы социальные процессы протекали в направлениях, выгодных обществу, государству, личности. Однако цели могут достигаться либо не достигаться. Отсюда и результат может быть эффективным либо нет.

Эффективность правового регулирования – это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Интересы человека – вот главный ориентир для развития и совершенствования элементов механизма государственно-правового регулирования, повышения их эффективности.

Пути повышения эффективности правового регулирования в современных условиях следующие.

Совершенствование правотворчества, в процессе которого в нормах права наиболее полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Необходимо создавать с помощью соответствующих юридических и информационно-психологических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения.

Совершенствование правоприменения дополняет действенность нормативного регулирования. Акты правоприменения – наиболее гарантирующий элемент, который, в нужный момент, подключаясь к нормативному регулированию, содействует своими силами процессу удовлетворения интересов. Нормативное регулирование без индивидуального – превращается зачастую в формализм, а правопрменение без нормативного регулирования – в произвол. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, то правоприменение – учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации.

Повышение уровня правовой культуры субъектов права, без сомнения, повлияет на качество всего механизма государственно-правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: