4.1. Перечень формируемых компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения дисциплины
Компетенции | Этапы формирования компетенций (наименование разделов, тем, модулей) | ||||||
Тема 1 | Тема 2 | Тема 3 | Тема 4 | Тема 5 | Тема 6 | Тема 7 | |
ОК-3 | + | + | + | + | + | + | + |
ОК-4 | + | + |
4.2. Описание показателей и критериев оценивания сформированности компетенций на этапах текущей аттестации
№ п/п | Этап формирования компетенции (тема курса) | Компетенции | Перечень планируемых результатов обучения | Способы проверки формирования компетенции |
1 | Операционная система и прикладные программы Office (Темы 1-5) | ОК-3 | В результате изучения темы обучающийся должен знает: - основные научные подходы к определению предмета и методов информационной деятельности; - основные закономерности развития информационного общества; - роль информационной деятельности в развитии информационного общества и место информационной деятельности в системе российского права; умеет: - анализировать социально значимые проблемы и процессы в информационной сфере, основные тенденции и закономерности развития информационного общества и отражать их в принципах информационной деятельности; - применять знание закономерностей развития информационного общества и информационных отношений, особенностей объектов информационных отношений в правотворческой и научно-исследовательской работе; владеет: методами информационной деятельности для изучения информационных объектов правоотношений. | Практические тренинги, тестирование, «мозговой штурм» |
2 | Локальная и глобальная сети (Тема 6) | ОК-3, ОК-4 | В результате изучения темы обучающийся должен знает: - основные научные подходы к определению предмета и методов информационной деятельности; - основные закономерности развития информационного общества; - роль информационной деятельности в развитии информационного общества и место информационной деятельности в системе российского права; умеет: - анализировать социально значимые проблемы и процессы в информационной сфере, основные тенденции и закономерности развития информационного общества и отражать их в принципах информационной деятельности; - применять знание закономерностей развития информационного общества и информационных отношений, особенностей объектов информационных отношений в правотворческой и научно-исследовательской работе; - способен обеспечивать соблюдение субъектами права информационного законодательства - способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы информационной деятельности в профессиональной деятельности - способен: различать возможности локальных и глобальных сетей, знает виды сетевого оборудования. Умеет проводить грамотный поиск информации в разных браузерах. владееть - методами информационной деятельности для изучения информационных объектов правоотношений. | Практические тренинги, тестирование, «мозговой штурм» |
3 | Справочные правовые системы КонсультантПлюс (Тема 7) | ОК-3, ОК-4 | В результате изучения темы обучающийся должен знает: - основные научные подходы к определению предмета и методов информационной деятельности; - основные закономерности развития информационного общества; - роль информационной деятельности в развитии информационного общества и место информационной деятельности в системе российского права; умеет: - анализировать социально значимые проблемы и процессы в информационной сфере, основные тенденции и закономерности развития информационного общества и отражать их в принципах информационной деятельности; - применять знание закономерностей развития информационного общества и информационных отношений, особенностей объектов информационных отношений в правотворческой и научно-исследовательской работе; - способен обеспечивать соблюдение субъектами права информационного законодательства - способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы информационной деятельности в профессиональной деятельности способен: различать возможности локальных и глобальных сетей, знает виды сетевого оборудования - умеет проводить грамотный поиск информации в разных браузерах. - способен: применять технологию поиска информации в справочных правовых системах, формировать причинно-следственные связи, объяснять применение конкретного документа к заданной ситуации. - умеет проводить грамотный поиск информации в разных браузерах. владеет: - методами информационной деятельности для изучения информационных объектов правоотношений | Практические тренинги, тестирование, «мозговой штурм», деловая игра «Своя игра» или «Брейн-ринг» |
|
|
|
|
4.2.1. Оценка работы обучающихся по балльно-рейтинговой системе БаРС
Балльно-рейтинговая система измерения и оценивания достижений обучающихся (БаРС) - это комплексная система поэтапного оценивания уровня освоения образовательной программы (ОП ВО).
Балльная система оценки учебной деятельности обучающихся - инструмент управления образовательным процессом, предполагающий ранжирование обучающихся по результатам кумулятивной (накопительной) оценки их персональных достижений в учебной деятельности.
Рейтинг обучающихся определяет уровень достижений обучающегося относительно других обучающихся в сопоставимых условиях.
Использование учебного рейтинга направлено на решение следующих основных задач:
· повышение мотивации обучающихся к активной и систематической образовательной деятельности в течение всего семестра по усвоению фундаментальных основ научных знаний и формированию и развитию общих и профессиональных компетенций;
· совершенствование планирования и организации образовательного процесса посредством усиления роли индивидуализации обучения, мотивированной планомерной самостоятельной работы обучающихся, нацеленной на саморазвитие и самореализацию;
· выработку единых требований к оценке достижений обучающихся в рамках каждой отдельной учебной дисциплины, группы дисциплин и освоения всего объема основной образовательной программы (далее - ООП);
· получение разносторонней и дифференцированной информации о качестве и результативности обучения на основе упорядочения системы контроля знаний, умений и компетенций;
|
|
· выявление перспективных направлений совершенствования учебно-методической и научно-методической работы преподавателей;
· формирование образовательной среды, позволяющей осуществить переход к кредитно-модульной организации учебного процесса;
· формирование объективной информации о персональных учебных достижениях обучающихся для их морального и материального поощрения
Основные принципы реализации балльно-рейтинговой системы измерения учебных достижений и оценивания личностных качеств обучающихся заключаются в следующем:
систематичность, регулярность и объективность оценки результатов учебной работы обучающихся путем начисления рейтинговых баллов;
кумулятивность результатов учебной работы обучающихся на протяжении всего времени обучения;
взаимосвязь целей реализации основных образовательных программ, образовательных результатов и методов измерения (и/или оценки) их достижения;
обратная связь, предполагающая своевременную коррекцию содержания и методики преподавания учебной дисциплины;
устойчивость требований к правилам измерения и критериям оценивания достижений обучающихся.
Основными видами контроля уровня образовательных достижений обучающихся (знаний, умений, навыков и личностных качеств - компетенций) в рамках индивидуальной балльно-рейтинговой системы по дисциплине или практике (учебной, производственной) являются:
текущая аттестация;
рубежный контроль по дисциплинарному модулю.
Результаты аттестации по текущему контролю являются показателем учебной деятельности обучающегося в течение семестра. Минимальное и максимальное количество баллов, которое обучающийся может получить во время семестра (лекционные, семинарские, практические, лабораторные занятия и текущая аттестация с учетом выполнения заданий по самостоятельной работе),
располагаются в диапазоне от 40 баллов (допуск к промежуточной аттестации) до 60 баллов.
Для получения минимального количества баллов обучающийся должен регулярно посещать занятия, выполнить задания по самостоятельной работе и выполнять рубежный контроль не менее чем на 50% от общего количества баллов, выделенных для оценки учебных результатов по рубежному контролю за пройденный модуль. Перечень заданий для самостоятельной работы обучающихся и заданий для проведения рубежного контроля по каждому модулю разрабатываются и согласовываются преподавателями кафедры в первые две недели учебного семестра.
|
|
Для повышения количества баллов текущей успеваемости до максимального уровня - 60 баллов - обучающийся должен проявлять результативную активность в процессе работы на практических/семинарских занятиях и при посещений лекций. Добор обучающимися баллов свыше 40 на консультациях преподавателей не предусмотрен.
Текущий контроль проводится преподавателем в ходе систематического наблюдения/анализа за работой академической группы (потока) в целом и каждого обучающегося в отдельности, проверки знаний и умений, приобретаемых обучающимися компетенций при изучении учебного материала, его повторении и практическом применении.
В процессе организации аудиторной и самостоятельной работы обучающихся в установленные по расписанию сроки преподаватель оценивает образовательные достижения обучающихся при:
- опросе (сплошном или выборочном, письменном или устном; др.);
- тестировании (письменном или компьютерном);
- проверке выполнения индивидуальных домашних заданий;
- проведении собеседования (в том числе во время консультаций);
- организации различных видов коллоквиумов (устный, письменный, комбинированный, др.);
- подготовке эссе, рефератов, других видов письменных работ;
- других формах образовательной деятельности (по усмотрению преподавателя).
При оценке образовательных достижений преподавателем учитываются в том числе:
- активность, содержательность и результативность участия обучающегося в дискуссиях, тренингах, круглых столах, пр.;
- участие в подготовке и проведении ролевых и деловых игр, других видах активных и интерактивных занятий;
- умение работать с электронным учебно-методическим комплексом по дисциплине
.
Наименование дисциплины | № модуля, период изучения и дата рубежного контроля | Наименование темы | Количество баллов по результатам текущего и рубежного контроля | Количество практических занятий |
Информационные технологии в юридической деятельности | М1 1 семестр | Модуль № 1 «Прикладные программы» | ||
Информационные технологии в современном обществе. Операционные системы | 1 | 2 | ||
Текстовый процессор Word | 5 | 8 | ||
Табличный процессор Excel | 5 | 4 | ||
СУБД Access | 2 | 0 | ||
Редактор презентаций PowerPoint | 2 | 2 | ||
Рубежный контроль | 2 | |||
Итого по модулю № 1 | 17 | 14 | ||
М2 1 семестр | Модуль № 2 «Локальные и глобальные сети» | |||
Локальная и глобальная сети | 4,5 | 6 | ||
Рубежный контроль | 2 | |||
Итого по модулю № 2 | 6,5 | 6 | ||
М3 2 семестр | Модуль № 3 «Справочная правовая система КонсультантПлюс» | |||
Справочная правовая система КонсультантПлюс | 14,5 | 18 | ||
Рубежный контроль | 2 | |||
Итого по модулю № 3 | 16,5 | 18 | ||
1 -2 семестр | ВСЕГО | 40 |
Посещение обучающимися занятий, в том числе без выступлений и других видов активной работы на них, оценивается преподавателем минимальным числом баллов (не более 25% от общего количества баллов, которые обучающийся может «заработать» в семестре по данной дисциплине, т.е. не более 15 баллов).
Минимальная (пороговая) сумма баллов, набранная обучающимся в процессе текущей аттестации и позволяющая ему быть допущенным к промежуточной аттестации, составляет 40 баллов. Она включает в себя всю совокупность баллов, полученных обучающимся в результате систематического участия в учебных занятиях по всем модулям, выделенным кафедрой по данной дисциплине.
4.2.2 Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций текущей аттестации
Текущая аттестация знаний и умений обучающихся - это форма оценивания учебных достижений обучающихся в процессе освоения учебной дисциплины в течение семестра.
Текущий контроль проводится с помощью систематического наблюдения преподавателя за работой учебной группы (потока) в целом и каждого обучающегося в отдельности, проверки знаний и умений, приобретаемых в ходе изучения нового материала, его повторения и практического применения. В рамках дисциплинарных модулей при организации аудиторной и самостоятельной работы обучающихся в установленные по расписанию сроки преподаватель оценивает образовательные достижения обучающихся при:
- опросе (сплошном или выборочном, письменном или устном и др.);
- тестировании (письменном или компьютерном);
- проверке выполнения индивидуальных домашних заданий;
- проведении собеседования (в том числе во время еженедельных консультаций);
- различных видах коллоквиумов (устный, письменный, комбинированный, экспресс и др.);
- подготовке эссе и рефератов;
- других формах (по усмотрению преподавателя).
При оценке учитываются:
- активность, содержательность и результативность участия в дискуссиях, тренингах, круглых столах и др.;
- участие в подготовке и проведении ролевых и деловых игр;
Возможны и другие формы текущей учебной аттестации, которые определяются преподавателями кафедры.
4.3. Описание показателей и критериев оценивания сформированности компетенций на этапе промежуточной аттестации, описание шкал оценивания.
Код компетенции | Уровень сформиро-ванности компетенции | Показатели оценивания компетенций (результаты обучения) | Форма промежуточной аттестации, оценочные средства | Шкала оценивания |
ОК-3 владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией | Пороговый | Знает: - сущность и значение информации в развитие современного информационного общества Умеет: - сознавать опасности угрозы, возникающие в этом процессе, - соблюдать основные требования информационной безопасности Владеет: - навыками сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности | Практические задания Вопросы для собеседования (экзамен) | Удовлетвори-тельно / низкий уровень освоения компетенции |
Достаточный | Знает: - сущность и значение информации в развитие современного информационного общества, - основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере, - методы и средства поиска и обработки правовой информации, основы государственной политики в области информатики. Умеет: - сознавать опасности угрозы, возникающие в этом процессе, - соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны, - ориентироваться в теоретических и прикладных аспектах работы с ПК Владеет: - навыками сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности, - основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации | Практические задания Вопросы для собеседования (экзамен) | Хорошо / повышенный уровень освоения компетенции | |
Повышенный | Знает: - сущность и значение информации в развитие современного информационного общества, - основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере, - методы и средства поиска и обработки правовой информации, основы государственной политики в области информатики. Умеет: - сознавать опасности угрозы, возникающие в этом процессе, - соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны, - ориентироваться в теоретических и прикладных аспектах работы с ПК, - применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа информации, - работать с информацией в глобальных компьютерных сетях Владеет: - навыками сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности, - основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, - навыками работы с компьютером как средством управления информацией. | Практические задания, творческие задания. Вопросы для собеседования (экзамен) | Отлично / высокий уровень освоения компетенции | |
ОК-4 способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях | Пороговый | Знает: - сущность и значение информации в развитие современного информационного общества Умеет: - сознавать опасности угрозы, возникающие в этом процессе, - соблюдать основные требования информационной безопасности Владеет: - навыками сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности | Практические задания Вопросы для собеседования (экзамен) | Удовлетворительно низкий уровень освоения компетенции |
Достаточный | Знает: - сущность и значение информации в развитие современного информационного общества, - основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере, - методы и средства поиска и обработки правовой информации, основы государственной политики в области информатики. Умеет: - сознавать опасности угрозы, возникающие в этом процессе, - соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны, - ориентироваться в теоретических и прикладных аспектах работы с ПК Владеет: - навыками сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности, - основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации | Практические задания Вопросы для собеседования (экзамен) | Хорошо / повышенный уровень освоения компетенции | |
Повышенный | Знает: - сущность и значение информации в развитие современного информационного общества, - основные закономерности создания и функционирования информационных процессов в правовой сфере, - методы и средства поиска и обработки правовой информации, основы государственной политики в области информатики. Умеет: - сознавать опасности угрозы, возникающие в этом процессе, - соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны, - ориентироваться в теоретических и прикладных аспектах работы с ПК, - применять современные информационные технологии для поиска и обработки правовой информации, оформления юридических документов и проведения статистического анализа информации, - работать с информацией в глобальных компьютерных сетях Владеет: - навыками сбора и обработки информации, имеющей значение для реализации правовых норм в соответствующих сферах профессиональной деятельности, - основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, - навыками работы с компьютером как средством управления информацией. | Практические задания, творческие задания. Вопросы для собеседования (экзамен) | Отлично / высокий уровень освоения компетенции |
Перечень критериев для оценки учебных достижений обучающегося
при проведении промежуточной аттестации:
Критерий оценки | Оценка |
· отсутствует понимание вопросов экзаменационного билета; · имеются минимальные, поверхностные знания по вопросам экзаменационного билета; · допущены принципиальные ошибки при ответе на вопросы экзаменационного билета. · обучающийся не дал ответ ни на один вопрос в билете. · обучающийся, показал знание учебного материала по программе, но не дал ответ на один из вопросов экзаменационного билета | Неудовлетворительно/ не зачтено |
· заслуживает обучающийся, показавший знание учебного материала по программе, но давший неполный ответ на один из вопросов экзаменационного билета; · заслуживает обучающийся, показавший знание учебного материала по программе, давший полный ответ на вопрос экзаменационного билета, но допустивший принципиальные ошибки при ответе на дополнительные вопросы экзаменатора | Удовлетворительно/ зачтено |
· Заслуживает обучающийся, показавший теоретическое знание и практические навыки, давший ответ на вопросы экзаменационного билета, но имеющий пробелы в знаниях при ответе | Хорошо/зачтено |
· На устном собеседовании обучающийся демонстрирует всестороннее, систематическое и глубокое знание учебного материала по каждому вопросу экзаменационного билета, дает полные безошибочные ответы на все дополнительные вопросы экзаменатора, последовательно, грамотно и исчерпывающе излагает учебный материал, свободно справляется с задачами и практическими заданиями; | Отлично/зачтено |
4.3.1. Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
Процедура промежуточной аттестации проходит в соответствии с Положением о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
Экзамен является заключительным этапом изучения дисциплины и имеет целью проверить теоретические знания обучающихся, их навыки и умения применять полученные знания при решении практических задач, навыки самостоятельной работы с учебной и научной литературой, уровень формирования компетенций.
Экзамены проводятся в объеме рабочей программы учебной дисциплины. Форма проведения – устный экзамен по билетам, включающим два теоретических вопроса из разных разделов программы и практическое задание (задачу).
Перед началом устного экзамена учебная группа представляется экзаменатору. Обучающийся после доклада о прибытии для сдачи экзамена предъявляет экзаменатору свою зачетную книжку, после чего лично берет билет, называет его номер, получает чистые промаркированные листы бумаги для записей ответов и решения задач и приступает к подготовке ответа. В аудитории могут одновременно находиться не более шести экзаменующихся.
При сдаче устного экзамена обучающийся берет, как правило, только 1 билет. В случаях, когда обучающийся берет второй билет, оценка его ответа, как правило, снижается на один балл. На подготовку к ответу обучающемуся отводится не менее 30 минут.
После подготовки к ответу или по истечении отведенного для этого времени обучающийся докладывает преподавателю о готовности и с его разрешения или по вызову отвечает на поставленные в билете вопросы.
По окончании ответа на вопросы билета экзаменатор может задать обучающемуся дополнительные и уточняющие вопросы в пределах учебного материала, вынесенного на экзамен. Прерывать экзаменующегося не рекомендуется, исключение – ответ не по существу вопроса.
После ответа на все вопросы обучающийся докладывает об этом преподавателю, принимающему экзамен, сдает билет и конспект (тезисы) ответа.
Если обучающийся отказался от ответа на вопрос, ему выставляется неудовлетворительная оценка.
Оценка по результатам экзамена объявляется обучающемуся сразу после ответа, заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку. Неудовлетворительные оценки проставляются только в экзаменационной ведомости (в зачетные книжки не заносятся).
Контрольные вопросы для подготовки к экзамену