Балльно-рейтинговая система измерения и оценивания достижений обучающихся (БаРС) - это комплексная система поэтапного оценивания уровня освоения образовательной программы (ОП ВО).
Балльная система оценки учебной деятельности обучающихся - инструмент управления образовательным процессом, предполагающий ранжирование обучающихся по результатам кумулятивной (накопительной) оценки их персональных достижений в учебной деятельности.
Использование учебного рейтинга направлено на решение следующих основных задач:
· повышение мотивации обучающихся к активной и систематической образовательной деятельности в течение всего семестра по усвоению фундаментальных основ научных знаний и формированию и развитию общих и профессиональных компетенций;
· совершенствование планирования и организации образовательного процесса посредством усиления роли индивидуализации обучения, мотивированной планомерной самостоятельной работы обучающихся, нацеленной на саморазвитие и самореализацию;
|
|
· выработку единых требований к оценке достижений обучающихся в рамках каждой отдельной учебной дисциплины, группы дисциплин и освоения всего объема образовательной программы (далее - ОП);
· получение разносторонней и дифференцированной информации о качестве и результативности обучения на основе упорядочения системы контроля знаний, умений и компетенций;
· выявление перспективных направлений совершенствования учебно-методической и научно-методической работы преподавателей;
· формирование образовательной среды, позволяющей осуществить переход к кредитно-модульной организации учебного процесса;
· формирование объективной информации о персональных учебных достижениях обучающихся для их морального и материального поощрения
Основные принципы реализации балльно-рейтинговой системы измерения учебных достижений и оценивания личностных качеств обучающихся заключаются в следующем:
систематичность, регулярность и объективность оценки результатов учебной работы обучающихъся путем начисления рейтинговых баллов;
взаимосвязь целей реализации основных образовательных программ, образовательных результатов и методов измерения (и/или оценки) их достижения;
обратная связь, предполагающая своевременную коррекцию содержания и методики преподавания учебной дисциплины;
устойчивость требований к правилам измерения и критериям оценивания достижений обучающихся.
Основными видами контроля уровня образовательных достижений обучающихся (знаний, умений, навыков и личностных качеств - компетенций) в рамках индивидуальной балльно-рейтинговой системы по дисциплине или практике (учебной, производственной) являются:
|
|
текущая аттестация;
рубежный контроль по дисциплинарному модулю.
Результаты аттестации по текущему контролю являются показателем учебной деятельности обучающегося в течение семестра. Минимальное и максимальное количество баллов, которое обучающийся может получить во время семестра (лекционные, семинарские, практические, лабораторные занятия и текущая аттестация с учетом выполнения заданий по самостоятельной работе), располагаются в диапазоне от 40 баллов (допуск к промежуточной аттестации) до 60 баллов.
Для получения минимального количества баллов обучающийся должен регулярно посещать занятия, выполнить задания по самостоятельной работе и выполнять рубежный контроль не менее чем на 50% от общего количества баллов, выделенных для оценки учебных результатов по рубежному контролю за пройденный модуль. Перечень заданий для самостоятельной работы и заданий для проведения рубежного контроля по каждому модулю разрабатываются и согласовываются преподавателями кафедры в первые две недели учебного семестра.
Для повышения количества баллов текущей успеваемости до максимального уровня - 60 баллов - обучающийся должен проявлять результативную активность в процессе работы на практических/семинарских занятиях и при посещениях лекций. Добор обучающимися баллов свыше 40 на консультациях преподавателей не предусмотрен.
Текущий контроль проводится преподавателем в ходе систематического наблюдения/анализа за работой академической группы (потока) в целом и каждого обучающегося в отдельности, проверки знаний и умений, приобретаемых обучающимися компетенций при изучении учебного материала, его повторении и практическом применении.
В процессе организации аудиторной и самостоятельной работы в установленные по расписанию сроки преподаватель оценивает образовательные достижения обучающихся при:
- опросе (сплошном или выборочном, письменном или устном; др.);
- тестировании (письменном или компьютерном);
- проверке выполнения индивидуальных домашних заданий;
- проведении собеседования (в том числе во время консультаций);
- организации различных видов коллоквиумов (устный, письменный, комбинированный, др.);
- подготовке эссе, рефератов, других видов письменных работ;
- других формах образовательной деятельности (по усмотрению преподавателя).
При оценке образовательных достижений преподавателем учитываются в том числе:
- активность, содержательность и результативность участия обучающегося в дискуссиях, тренингах, круглых столах, пр.;
- участие в подготовке и проведении ролевых и деловых игр, других видах активных и интерактивных занятий;
- умение работать с электронным учебно-методическим комплексом по дисциплине.
Посещение обучающимися занятий, в том числе без выступлений и других видов активной работы на них, оценивается преподавателем минимальным числом баллов (не более 25% от общего количества баллов, которые оучающийся может «заработать» в семестре по данной дисциплине, т.е. не более 15 баллов).
Минимальная (пороговая) сумма баллов, набранная обучающимся в процессе текущей аттестации и позволяющая ему быть допущенным к промежуточной аттестации, составляет 40 баллов. Она включает в себя всю совокупность баллов, полученных обучающимся в результате систематического участия в учебных занятиях по всем модулям, выделенным кафедрой по данной дисциплине.
Критерии оценки работы обучающихся очной формы обучения в ходе изучения отдельных тем курса для оценки по балльно –рейтинговой системе в 1 семестре
Номер модуля | Наименование изучаемых тем | Кол-во семин. / практ. занятий | Кол-во баллов по рез-там текущ. и рубеж. контр. | ||
1 / … | Модуль № 1 «История государства и права России с IX по XVI в» | ||||
| Тема 1. История государства и права России как наука | 2 | 5 | ||
Тема 2. Государство и право в IX-XIвв. | 4 | 5 | |||
Тема 3. Государство и право в XII- XIV вв. вв. | 4 | 5 | |||
Тема 4. Государство и право в XVв. | 2 | 5 | |||
Тема 5. Государство и право в XVI в. | 2 | 5 | |||
Рубежный контроль | 2 | 5 | |||
Итого по модулю № 1 | 30 | ||||
2 / … | Модуль № 2 «История государства и права России с XVII по XIX в.» | ||||
| Тема 6. Государство и право в XVII в. | 2 | 5 | ||
Тема 7. Государство и право в первой половине XVIII в. | 4 | 5 | |||
Тема 8. Государство и право во второй половине XVIII в. | 2 | 5 | |||
Тема 9. Государство и право в первой половине XIX в. | 2 | 5 | |||
Тема 10. Государство и право во второй половине XIX в. | 2 | 5 | |||
Рубежный контроль | 2 | 5 | |||
Итого по модулю № 2 | 30 | ||||
3. | Всего по дисциплине в 1 семестре по результатам текущего и рубежного контроля в семестре | 30 | 60 |
Критерии оценки работы обучающихся в очной формы обучения в ходе изучения отдельных тем курса для оценки по балльно–рейтинговой системе во 2 семестре
Номер модуля | Наименование изучаемых тем | Кол-во семин. / практ. занятий | Кол-во баллов по рез-там текущ. и рубеж. контр. |
1 / … | Модуль № 3 «История государства и права России в первой половине ХХ в.» | ||
| Тема 11. Государство и право в первом десятилетии XX вв. | 2 | 5 |
Тема 12. Государство и право во втором десятилетии XX вв. | 4 | 5 | |
Тема 13. Государство и право в третьем десятилетии XX вв. | 4 | 5 | |
Тема 14. Государство и право в четвертом десятилетии XX вв. | 2 | 5 | |
Тема 15. Государство и право в пятом десятилетии XX вв. | 2 | 5 | |
Рубежный контроль | 2 | 5 | |
Итого по модулю № 3 | 18 | 30 | |
2 / … | Модуль № 4 «История государства и права России во второй половине ХХ в.» | ||
| Тема 16. Государство и право в шестом десятилетии XX вв. | 2 | 5 |
Тема 17. Государство и право в седьмом десятилетии XX вв. | 4 | 5 | |
Тема 18. Государство и право в восьмом десятилетии XX вв. | 2 | 5 | |
Тема 19. Государство и право в девятом десятилетии XX вв. | 2 | 5 | |
Тема 20. Государство и право в последнем десятилетии XX вв. | 2 | 5 | |
Рубежный контроль | 2 | 5 | |
Итого по модулю № 4 | 14 | 30 | |
3. | Всего по дисциплине во 2 семестре по результатам текущего и рубежного контроля в семестре | 32 | 60 |
|
|