Оценка сплоченности учебной группы

Цель: определение групповой сплоченности ученического коллектива.

Инструкция: в методике дается семь психологических характеристик класса. Тестируемые учителя выбирают одно из трех предлагаемых утверждений (A, B, C), которое, по их мнению, наиболее всего отражает действительное состояние изучаемого класса.

Данный тест целесообразно проводить в начале и в конце учебного года для получения сравнительных результатов. В определении сплоченности группы (класса) должно быть занято 2-3 педагога.

Тест:

1. Выберите одно утверждение, которое в наибольшей степени отражает состояние класса

1. Думаю, что всем учащимся тепло, уютно и комфортно в классе, они в кругу друзей.

2. Далеко не все чувствуют дружественную поддержку класса.

3. Есть в классе одинокие ребята.

2. Выберите одно утверждение, которое в наибольшей степени отражает состояние класса

1. В основном ребята дорожат классом.

2. Основная масса учащихся не задумывается о значении класса в своей школьной жизни.

3. Думаю, что есть такие ребята, которые хотели бы поменять класс.

3. Выберите одно утверждение, которое в наибольшей степени отражает состояние класса

1. Чувствуется, что в классе проявляется забота о каждом ученике.

2. Класс выходит в своей деятельности за рамки заботы о себе, о школе, проявляет заботу в больших масштабах.

3. Можно сказать, что класс беспокоят скорее внешние дела типа дискотек, нежели внутренние – защита каждого ученика.

4. Выберите одно утверждение, которое в наибольшей степени отражает состояние класса

1. Можно высказать удовлетворение от воспитательной работы в классе.

2. Думаю, что воспитательная работа в классе может быть дополнена некоторыми важными моментами.

3. Полагаю, что она требует коренного изменения.

5. Выберите одно утверждение, которое в наибольшей степени отражает состояние класса

1. Можно положительно оценить проводимые в классе коллективные творческие дела.

2. Надо бы чаще вводить в практику коллективные творческие дела.

3. Новые коллективные творческие дела классу не нужны.

6. Выберите одно утверждение, которое в наибольшей степени отражает состояние класса

1. Думаю, что в классе есть основа для общей дружбы.

2. В основном дружат группами, общего не получается.

3. Дружба всех в классе невозможна.

7. Выберите одно утверждение, которое в наибольшей степени отражает состояние класса

1. Думаю, что большинство ребят проявляет свои способности и интересы в классе.

2. В классе слишком ограничены возможности для проявления способностей ребят.

3. Есть много ребят в классе, способности и интересы которых еще не раскрыты.

Обработка результатов:

Полученные ответы переводятся в баллы с помощью следующей таблицы:

№ вопросов Ответы в баллах

А B C

1 10 2 -10

2 10 2 -10

3 10 20 -10

4 10 5 -10

5 20 10 -10

6 10 6 -5

7 30 20 -10

Подсчитывается общий суммарный результат в баллах. Наибольшей суммой баллов может быть 100, наименьшей – 65.

Высокий уровень групповой сплоченности – 76-100 баллов (имеется сплоченный коллектив, где среди всех ценится и уважается личность каждого ученика, учащиеся не только осуществляют активную значимую деятельность внутри класса, но и оказывают положительное воздействие на окружающих).

Средний уровень групповой сплоченности – 46 – 75 баллов (в классе отсутствует единство коллектива, наличествуют лишь отдельные группировки по симпатиям, общим интересам и т. д., позитивная деятельность учащихся ограничена только рамками своего класса).

НМПБВ   Свои слова подтверждают делом
НМПБВ   Все вопросы решают сообща
НМПБВ   Правильно понимают трудности, стоящие перед классом
НМПБВ   Радуются успехам товарищей
НМПБВ   Помогают новичкам, ребятам из младших классов
НМПБВ   Не ссорятся, когда распределяют обязанности
НМПБВ   Знают задачи, стоящие перед классом
НМПБВ   Требовательны к себе и другим
НМПБВ   Личные интересы подчиняют интересам коллектива
НМПБВ   Принципиально оценивают успехи коллектива
НМПБВ   Искренне огорчаются при неудаче товарища
НМПБВ   К своим ребятам и новичкам из других школ предъявляют одинаковые требования
НМПБВ   Самостоятельно выявляют и исправляют недостатки в работе
НМПБВ   Знают итоги работы коллектива
НМПБВ 1 Сознательно подчиняются дисциплине
НМПБВ 1 Не остаются равнодушными, если задеты интересы класса
НМПБВ 1 Одинаково оценивают общие неудачи
НМПБВ 1 Уважают друг друга
НМПБВ 1 Радуются успеху новичков и ребят из других классов
НМПБВ 2 Если нужно, принимают на себя обязанности других членов коллектива
НМПБВ 2 Хорошо знают, чем занимаются учащиеся других классов
НМПБВ 2 По-хозяйски относятся к общественному добру
НМПБВ 2 Поддерживают принятые в классе традиции
НМПБВ 2 Одинаково оценивают справедливость наказаний
НМПБВ 2 Поддерживают друг друга в трудные минуты
НМПБВ 2 Не хвастаются перед ребятами из других школ и классов
НМПБВ 2 Действуют слаженно и организованно в сложных ситуациях
НМПБВ 2 Хорошо знают, как обстоят дела друг у друга

Низкий уровень групповой сплоченности – 30-45 баллов (учащиеся разобщены, имеются лишь отдельные лидеры, подавляющие личности остальных, коллективные дела проводятся от случая к случаю и не оказывают значительного влияния как на учащихся данного класса, так и на окружающих).

Критический уровень групповой сплоченности – ниже 30 баллов (учащиеся неорганизованны и почти неуправляемы, нет лидеров среди них самих, отсутствуют и авторитеты среди взрослых – учителей).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: