ШКАЛА | ||
№ | Название | № утверждения |
1 | Эмпатия с родителями | 10, 13, 16 |
2 | Эмпатия с животными | 19, 22, 25 |
3 | Эмпатия со стариками | 2, 5, 3 |
4 | Эмпатия с детьми | 26, 29, 32 |
5 | Эмпатия с героями художественных произведений | 9, 12, 15 |
6 | Эмпатия с незнакомыми или малознакомыми людьми | 21, 24, 27 |
УРОВЕНЬ ЭМПАТИИ | ||
Уровень | Кол-во баллов по шкалам | Кол-во баллов в целом |
Очень высокий | 15 | 82-90 |
Высокий | 13-14 | 63-81 |
Средний | 5-12 | 37-62 |
Низкий | 2-4 | 12-36 |
Очень низкий | 0-1 | 5-11 |
Методика В. В. Бойко «Диагностика уровня эмпатии» (приложение 5) позволяла определить выраженность различных каналов в структуре эмпатии: рационального, эмоционального, интуитивного, а также установок, способствующих или препятствующих эмпатии, проникающей способности в эмпатии и идентификации.
Рациональный канал эмпатии представляет направленность внимания, восприятия и мышления субъекта, выражающего эмпатию, на состояние, проблемы и поведение другого человека, спонтанный интерес к нему. При развитом рациональном канале эмпатии партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет выражающему эмпатию непредвзято выявлять его сущность не опираясь на логику и поиск мотивации интереса к другому.
|
|
Эмоциональный канал эмпатии фиксирует способность субъекта эмпатии эмоционально резонировать с окружающими – сопереживать, соучаствовать.
Интуитивный канал эмпатии свидетельствует о способности респондента видеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. Интуиция менее зависит от осмысленного восприятия партнеров, а не от оценочных стереотипов.
Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, облегчают или затрудняют действие всех эмпатических каналов. Эмпатия становится менее эффективной, если человек не проявляет любопытство к другой личности. Подобное поведение резко ограничивает диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия. Различные каналы эмпатии действуют активнее и надежнее, если нет препятствий со стороны установок личности.
Проникающая способность в эмпатии - это важное коммуникативное свойство человека, которое позволяет создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности.
Идентификация – это умение понять другого на основе сопереживаний, умение поставить себя на место партнера. В основе идентификации лежит легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.
Опросник состоял из 36 суждений, позволяющих не только выявить особенности проявления эмпатических способностей, но и прогнозировать их возможное развитие.
|
|
Исследование проводилось в форме теста, состоящего из 36 закрытых суждений, с которыми следовало либо согласиться, либо нет. Оценки по каждой шкале варьировались от 0 до 6 баллов, обозначая значимость конкретного параметра.
Подсчитывалось число ответов, соответствующих «ключу» каждой шкалы (каждый совпавший ответ, с учетом знака, оценивается одним баллом), а затем определялась их общая сумма.
Рациональный канал эмпатии: +1, +7, – 13, +19, +25, – 31.
Эмоциональный канал эмпатии: – 2, +8, – 14, +20, – 26, +32.
Интуитивный канал эмпатии: – 3, +9, +15, +21, +27, – 33.
Установки, способствующие эмпатии: +4, – 10, – 16, – 22, – 28, – 34.
Проникающая способность в эмпатии: +5, – 11, – 17, – 23, – 29, – 35.
Идентификация в эмпатии: +6, +12, +18, – 24, +30, – 36.
Они выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя – уровня эмпатии.
Суммарный показатель мог изменяться в пределах от 0 до 36 баллов:
30 баллов и выше – очень высокий уровень эмпатии;
29-22 – средний;
21-15 – заниженный;
менее 14 баллов – очень низкий.
Особенности настойчивости у курсантов
Рассматривая настойчивость как универсальную характеристику всех типов активности в рамках концепции многомерно-функциональной модели организации свойств личности А. И. Крупнова, мы исследовали гармонические (способствующие развитию и проявлению настойчивости) и агармонические (затрудняющие реализацию и формирование этого свойства) переменные содержательно-смысловых (целевых, мотивационных, когнитивных, продуктивных) и инструментально-стилевых (динамических, эмоциональных, регуляторных, рефлексивно-оценочных) составляющих этого свойства у курсантов.
С помощью t-критерия Стьюдента были выявлены соотношения гармонических и агармонических переменных внутри различных компонентов настойчивости.