№ 66. Лимфатический узел.
Окраска гематоксилином-эозином.
Малое увеличение. Найти в лимфоузле интенсивно окрашенное с высокой концентрацией клеточных элементов корковое вещество (1) и более светлое мозговое вещество (2) в центре узла. Увидеть покрывающую узел соединительнотканную капсулу (3) с отходящими вглубь трабекулами (4).
Большое увеличение. Рассмотреть образующие корковое вещество шаровидные скопления лимфоцитов – лимфатические узелки (5) и расположенные внутри светлые участки – реактивные центры (6) с более крупными лимфоидными клетками. Убедиться, что отходящие от фолликулов мозговые тяжи (7) также представлены скоплениями лимфоцитов. Между фолликулами, трабекулами и тяжами мозгового вещества (мякотными шнурами) увидеть пространства, заполненные ретикулярной тканью и небольшим количеством лимфоцитов. Это — синусы: субкапсулярный или краевой (8), вокругузелковый (9), промежуточный мозговой (10) и центральный или воротный (11).
|
|
Уметь дифференцировать отмеченные структуры.
Большое увеличение
№ 67. Лимфатический узел новорожденного.
Окраска гематоксилином-эозином.
(для педиатрического факультета).
Малое увеличение. Передвигая препарат, убедиться, что морфогенез лимфатического узла не завершен. Синусы его заполнены лимфоцитами и не определяются. В большинстве фолликулов отсутствуют реактивные центры.
Большое увеличение. Рассматривая клеточный состав более темного располагающегося под капсулой, коркового вещества и дифференцирующихся тяжей мозгового вещества, убедиться в отсутствии вблизи фолликулов плазматических клеток. Отметить, что в лимфатических узлах новорожденных достаточно велико содержание лимфоидной ткани.
Уметь дифференцировать отмеченные структуры.
№ 68. Селезенка.
Окраска гематоксилином-эозином.
Малое увеличение. На микропрепарате найти розоватого цвета красную пульпу (4) и белую (3) пульпу (округлые фиолетовые лимфатические узелки).
|
|
Большое увеличение. Рассмотреть соединительнотканную капсулу (1) и отходящие вглубь органа трабекулы (2). В трабекулах увидеть трабекулярные артерии (5), вены (6) безмышечного типа. Заполняющая пространство между капсулой, трабекулами и лимфоидными фолликулами красная пульпа образована ретикулярной тканью, главным образом, эритроцитами. Лимфатические узелки — это шаровидные скопления лимфоцитов с центральными просветленными участками - реактивными центрами (7). Увидеть в лимфатическом узелке внутриузелковую (центральную) артерию (8), занимающую эксцентричное положение.
Уметь дифференцировать отмеченные структуры.
№ 69. Селезенка новорожденного.
Окраска гематоксилином-эозином (для педиатрического факультета).
Малое увеличение. Найти участок препарата с капсулой (1), трабекулой (2), с формирующимися лимфатическими узелками (3), с красной пульпой вокруг (4).
Большое увеличение. В препарате убедиться в незавершенности формирования структур селезенки: не полностью развитые вторичные фолликулы белой пульпы, центральное расположение в них артерий (5); рыхлое строение капсулы и трабекул, содержащих ретикулярные клетки и единичные гладкие миоциты.
Уметь дифференцировать отмеченные структуры.
№ 70. Красный костный мозг.
Окраска гематоксилином-эозином.
Малое увеличение. Увидеть образующие красный костный мозг многочисленные дифференцирующиеся форменные элементы крови (1), жировые клетки (2), синусоидные капилляры (3), кровеносные сосуды (4).
Большое увеличение. Рассмотреть строение синусоидных капилляров красного костного мозга. Среди дифференцирующихся клеток миелоидного и лимфоидного рядов увидеть гигантские клетки - мегакариоциты (5), с сегментированными ядрами; ретикулярные клетки, жировые клетки (6).
Уметь дифференцировать отмеченные структуры.
№ 71. Красный костный мозг новорожденного.
Окраска гематоксилином-эозином. (для педиатрического факультета).
Малое увеличение. Увидеть в составе костного мозга новорожденного дифференцирующиеся форменные элементы крови (1), синусоидные капилляры (2), обезжиренные адипоциты (3), кровеносные сосуды (4). Убедиться, что структура данного органа близка к дефинитивной (хотя количество адипоцитов в нем меньше и больше лимфоцитов).
Большое увеличение. Рассмотреть дифференцирующиеся форменные элементы крови и увидеть среди них крупные клетки — мегакариоциты (5) с оксифильной цитоплазмой и нередко кольцевидным ядром. Увидеть кровеносные капилляры синусоидного типа. Обратить внимание на строму органа, образованную ретикулярной тканью (6).
Уметь дифференцировать указанные структуры.
№ 72. Тимус ребенка.
Окраска гематоксилином-эозином.
Малое увеличение. Увидеть капсулу органа (1) с отходящими от нее прослойками соединительной ткани (2), разделяющими железу на дольки (3). В дольках найти периферически расположенное темное корковое вещество (4) и находящееся в центре дольки — светлое мозговое (5). В мозговом веществе отыскать оксифильные слоистые тельца Гассаля (6).
Большое увеличение. Убедиться в том, что корковое и мозговое вещество состоят, в основном, из лимфоцитов, расположенных между эпителиоретикулоцитами. В составе слоистых телец Гассаля увидеть концентрически наслоенные дегенерирующие эпителиальные клетки.
Уметь дифференцировать отмеченные структуры.
№ 73. Тимус новорожденного.
Окраска гематоксилином-эозином.
Малое увеличение. Передвигая препарат, убедиться в том, что в тимусе новорожденного корковое вещество преобладает над мозговым, в последнем реже встречаются слоистые тельца Гассаля.
|
|
Большое увеличение. Рассмотреть строение коркового (1) и мозгового (2) вещества долек тимуса. Увидеть клетки лимфоидного ряда (3) и стромальные звездчатые эпителиальные клетки (4). В составе телец Гассаля (5) увидеть концентрически наслаивающиеся дегенерирующие клетки эпителия.
Уметь дифференцировать отмеченные структуры.