Дороги: Железные дороги

• Слой: Дороги 

• Тип объекта: ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ 

• Локализация: линейный 

• Рекомендуемый масштаб оцифровки = 1:2.000 

• Рекомендуемый способ нанесения: сглаживающий сплайн 

• Порядок нанесения: наносится после объектов ПРОСЕКИ, ТРОПЫ   

Железные дороги, особенно одноколейные, порой очень сложно визуально отделать от автомобильных.

Но у таких дорог есть замечательная особенность: если вы "пойдёте" по ним, рано или поздно вы увидите один из следующих характерных признаков: • многоколейность • опоры силового кабеля • характерные примыкания и расхождения, не свойственные автомобильным дорогам • подвижной застав, заснятый врасплох спутником   

Ещё один способ убедиться, что это именно железная, а не автомобильная дорога - заглянуть в печатное издание областного/городского атласа, или на худой конец в Яндекс.карты.   

Ниже на снимке слева представлен легко идентифицируемый фрагмент железной дороги, а справа - одна из её тупиковых ветвей, по которой весьма не просто догадаться, что это "железка": 

Железные дороги оцифровыются линейными объектами. Если железная дорога многоколейная (состоит из нескольких рельсовых путей) - они усреднённо изображаются единственным линиейным объектом (см. рис. слева). Кроме тех случаев, когда пути расходятся и между ними расположены объекты карты - например, здания (см. рис. справа): 

Аналогично грунтовкам, при оцифровке примыканий железных дорог для аккуратных стыков следует пользоваться клавишей g (захват произвольной точки на контуре существующего объекта). 

 


 


Дороги: Мосты   

• Слой: Дороги 

• Тип объекта: МОСТЫ 

• Локализация: площадной 

• Рекомендуемый масштаб оцифровки = 1:1.000 

• Рекомендуемый способ нанесения: двойная линия заданной толщины 

• Порядок нанесения: наносится одновременно с объектами ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ, ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ   

Мосты всегда рисуют так, чтобы они слегка перекрывали по ширине размещённую на них автомобильную или железную дорогу. Если мост перекинут через реку - края мостов слегка заводят на сушу: 

Мосты через железные дороги оцифровывают аналогично. Обратите внимание, что после сортировки объектов карты, мосты должны оказаться над водой, но под автомобильными и железными дорогами. Поэтому линейный объект ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ следует разорвать до и после площадного объекта МОСТ: 

 


 

Последний завершающий этап оцифровки - нанесение на карту природно-земельных объектов.   


Кварталы: Леса   

• Слой: Кварталы 

• Тип объекта: ЛЕСА 

• Локализация: площадной 

• Рекомендуемый масштаб оцифровки = 1:5.000 

• Рекомендуемый способ нанесения: описывающий сплайн, двойная линия заданной толщины (для лесополос) 

• Порядок нанесения: наносится после объекта ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ   

Определить леса просто: всё что не сады - то леса. Иными слова, деревья, растущие не во дворах населённого пункта, и не в представляющие собой садоводческие посадки - леса. Леса часто встречаются на границах населённых пунктов, но могут встретиться и в их центре возле необжитых территорий, рек или оврагов. По аналогии с садами, леса оцифровываются описывающим сплайнов на масштабе 1:5.000. 

Следует различать лес и кустарник. Кустарник отличается низкой высотой (небольшими тенями) и повышенной разнеженностью. Решение, каким объектом оцифровывать заросли кустарника остаётся за картографом: если поляна кустарника окружена лесом - имеет смысл слить её с лесом, если вокруг луг и леса не видно - можно не выделять, и оцифровать её тоже лугом. На снимке слева изображены деревья, на снимке справа - кустарник: 

Есть определённый минимальный объём посадок, подлежащий оцифровке. Обычно это группа из 5-10 деревьев. Одиночные деревья цифровать не следует (это же правило действует и при оцифровке САДОВ). Группы деревьев, расположенные на близком расстоянии следует объединять в единый массив: 

Часто деревья встречаются в виде лесополос - посадок вдоль дорог и между полями. Леспополосы следует оцифровывать с помощью инструмента "двойная линия заданной толщины" - в результате получатся вытянутые площадные объекты с прямоугольными краями: 

Иногда случается так, что грунтовая дорога "ныряет" в лесополосу, и "выныривает" обратно лишь в её конце. Такие грунтовки допускается прокладывать наугад прямо поверх деревьев. Обычно от "входа" к "выходу" они идут по краю лесополосы: 

В крупных лесных массивах часто встречаются просеки, который оцифровываются соответствующим линейным объектом прямо поверх ЛЕСА: 

Обратите внимание, что в случаях, когда через лес проходит дорога с твёрдым покрытием, на этапе окончательной обработки карты будет произведено исключение взаимных наложений объектов ЛЕС и ДОРОГИ АВТОМОБИЛЬНЫЕ. Будьте внимательны при оцифровке дорог и просек в лесу: за деревьями их видно плохо. В лесу не бывает тупиковых дорог: ни одна дорога в лесу обычно не обрывается просто так. Каждая из них или приводит к реке, или на другой край леса, или вливается в другую дорожку. Иногда в крупных лесных массивах встречаются "прогалины": поляны или вырубки, со всех сторон окружённые лесом. Такие поляны следует оцифровывать объектами ЛУГ (см.далее), а затем вырезать их из леса с помощью команды "Создание подобъекта копированием" с панели инструментов "Нарезка и сшивка": 

Совет: если ГИС Карту "глючит" и команда "Создание подобъекта копирование" не работает, - разрежьте редактируемый объект ЛЕСА на две части командой "Рассечение объекта линией", поперёк объекта ЛУГ. После это можно вырезать ЛУГ из обоих половинок ЛЕСА командой "Рассечение площадного объекта объектом", а затем обе половинки ЛЕСА обратно склеить. 

 


 


Грунты: Пашни   

• Слой: Грунты 

• Тип объекта: ПАШНИ 

• Локализация: площадной 

• Рекомендуемый масштаб оцифровки = 1:5.000 

• Рекомендуемый способ нанесения: сглаживающий сплайн 

• Порядок нанесения: наносится после объекта ЛЕСА   

Пашни - это большие территории возделываемых земель сельскохозяйственного назначения. Главное отличие пашни от огородов в том, что пашня не делится на мелкие частные наделы, а представляет собой единое целое поле.   

Пашня на снимках может быть множества цветов: это может быть и абсолютно чёрная свежевспаханная земля, и ярко-зелёные озимые, и жёлтые, почти серые яровые. Главная визуальная особенность ПАШНИ, позволяющая её отличить от ЛУГА - это монотонные параллельные борозды, хорошо просматривающиеся на масштабе 1:2.000: 

На некоторых полях борозды от тракторов могут быть настолько яркими, что их можно ненароком принять за грунтовые дороги. Не обманывайтесь, это не дороги, это пашня: 

Оцифровывать пашню следует на масштабе 1:5.000 при помощи инструмента "сглаживающий сплайн. Для лучшей управляемости сглаживания на каждом углу поля рекомендуется указывать не менее 2-3 точек. Оцифровку следует вести по краю вспаханной земли, на расстоянии 5-10 м от лесополос и дорог. 

Иногда бывают ситуации, когда лесополоса приближена вплотную к пашне. Пашню допускается накладывать сверху на такие лесополосы, памятуя о том, что на этапе окончательной обработки карты перекрытие этих объектов будет устранено. На перекрытие пашен и грунтовых дорог никаких ограничений не распространяется: 

Иногда среди пашен встречаются необработанные участки круглой или языковидной формы - это болота и овраги. Они были подробно рассмотрены в начале текущей главы: 

 


23. Грунты: Луга   

• Слой: Грунты 

• Тип объекта: ЛУГА 

• Локализация: площадной 

• Рекомендуемый масштаб оцифровки = 1:5.000 

• Рекомендуемый способ нанесения: описывающий сплайн 

• Порядок нанесения: наносится после объекта ПАШНИ   

Луга - это территория, где нет деревьев, пашен, рек и болот, нет ни зданий, ни дорог - нет никаких следов человеческой деятельности. Луг - это территория где просто растёт трава. С точки зрения средней полосы России: луг - это там, где нет ничего. Конечно, такую территорию можно оставить на векторной карте пустой. Но при оцифровке карт дурным тоном считается оставлять пустыми значительные площади. Я не рекомендую оставлять пустые участки, оба длина и ширина которых превышают 50 м. Такие участки следует оцифровывать площадным объектом ЛУГ. Например, незначительные пустые промежутки между пашней и лесополосой, между лесополосой и дорогой, достигающие в ширину максимум 15 метров, лугом обозначать не следует: 

А вот поляну размером 150 м в поперечнике цифровать лугом нужно обязательно: 

Оцифровку территории луга проводят инструментом "описывающий сплайн", одним из двух способов (или их комбинацией):   

• оставляя 5-10 мм зазора до объектов (например, до дороги) 

• накладывая луг поверх площадных объектов (лесов и рек) так, чтобы его граница находилась строго внутри пересекаемого объекта, а затем использование инструмента "рассечение площадного объекта объектом" для согласования границ: 

Единственный объект, который может накладываться на луг - это грунтовые тропинки. Пересечения лугов с пашнями, реками, лесами, садами и огородами должны быть удалены на этапе окончательной обработки карты. Для повышения эстетических характеристик карты, крупные овраги можно тоже покрыть лугами, чтобы они не выглядели зияющими "дырами" среди пашни: 

Для этого с помощью "описывающего сплайна" создаём круглый ЛУГ, с лихвой захватывающий овраг и окружающее его поле. Затем с помощью инструмента "рассечение площадного объекта объектом" рассекаем ЛУГ по контуру границы ПАШНИ: 

 


 


Грунты: Пески   

• Слой: Грунты 

• Тип объекта: ПЕСКИ 

• Локализация: площадной 

• Рекомендуемый масштаб оцифровки = 1:5.000 

• Рекомендуемый способ нанесения: описывающий сплайн 

• Порядок нанесения: наносится после объекта ПАШНИ   

Площадным объектом ПЕСКИ обычно обозначают песчаные пляжи жёлтого и жёлтого-серого цвета, расположенные обычно по берегам водоёмов: 

Наносят объект ПЕСКИ так же, как и объект ЛУГА: • оцифровывают с наложением на соседние объекты • а затем рассекают по их границам 

Так же объектом ПЕСКИ обозначают территорию карьеров: 

 

Ну вот и завершился процесс оцифровки. Напомню, что если ваша территория оцифровки обладает значительной площадью, и её пришлось делить на отдельные фрагменты - всю вышеуказанную последовательность следует повторять по отдельности для каждого растрового фрагмента.   

Завершив эту часть работы, можете вздохнуть: вы уже прошли 50% пути к заветной цели. Теперь у вас есть то, что можно называть "векторной картой". Осталось её проверить и наполнить полезной информацией. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: