Психолингвистические основы словарной работы. Задачи и содержание словарной работы в детском саду

Психологические основы: теория речи, теория речевой деятельности. Положения из теории Выгодского: речь занимает центральное место в процессе психического развития (не может ребенок изолированно развиваться); речь имеет полифункциональный характер, речь являет полиморфной деятельностью (внешняя, внутренняя, устная, письменная); в речи различают внешнюю и семантическую стороны (сема – единица значения); слово имеет предметную соотнесенность и значение (т.е. является носителем общения); процесс развития речи – это не только количественный процесс, но и процесс качественных изменений. Психолингвистические основы: речь – как деятельность, процесс говорения сопряжен с процессом понимания. Виды речевой деятельности: говорение, слушание (процесс создания), письмо, чтение (процесс восприятия). Речевой навык – речевой действие, достигшее степени совершенства, способность осуществлять оптимальным образом ту или иную операцию, то или иное речевое действие (навыки произношения, грамматики). Речевое умении – особая способность человека, которая становиться возможной в результате развития речевого навыка (Леонтьев «навыки складывания речевых механизмов, умения использования механизмов для различных целей). С точки зрения психолингвистики детей следует обучать правильному выполнению отдельных речевых действий, доводить их до автоматизма, для формирования коммуникативных речевых умений. Нужно развивать у детей языковую способность (лингвистическую и языковую компетенцию у взрослых) – отражение системы языка в сознании говорящего, совокупность речевых умений и навыков, сформированных на основе врожденных предпосылок.

Задачи словарной работы в детском саду.

1. Обогащение словаря детей, т. е. усвоение тех новых слов, которых дети ранее не знали вовсе, или новых значений слов. Расширение запаса слов происходит за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, качеств, свойств, действий и т.д.). Словарь детей обогащается на основе их непосредственного ознакомления с окружающей действительностью, в процессе познавательной деятельности. Запас слов дошкольников должен соответствовать запасу их представлений.

2. Закрепление и уточнение словаря. Дети дошкольного возраста в силу своих особенностей нуждаются в многократном повторении слов для их запоминания. Это относится прежде всего к трудным для них словам: собирательным («мебель», «посуда» и т.д.) и отвлеченным («тишина», «доброта» и т.д.), существительным, числительным и относительным прилагательным («пассажирский», «городской» и др.), а также к словам, сложным в звуковом отношении («трамвай», «эскалатор» и пр.).

3.    Активизация словаря детей. Активизировать детский словарь – значит научить детей осмысленно пользоваться словами в своей речи, переводить слова и:з пассивного состояния в активное.

4. Устранение нелитературных слов, употребляемых иногда дошкольниками, исправление ошибочных ударений, произношений.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: