Развитие познавательных процессов

Мышление в подростковом возрасте. В данный период особые изменения претерпевает интеллектуальная сторона, развитие которой имеет две стороны – количественную и качественную.

Количественные изменения выражаются в том, что подросток в состоянии быстрее и легче решать интеллектуальные задачи. Качественные изменения характеризуют сдвиги в структуре мыслительных процессов. Важно не то, какие задачи решает человек, а то, каким образом он это делает.

В подростковом возрасте интенсивно начинает развиваться теоретическое мышление (это один из видов мышления, который направлен на открытие законов, свойств объектов). Подросток в состоянии легко абстрагироваться от конкретного, наглядного материала и рассуждать в чисто словесно плане. На основе общих посылок он уже может строить гипотезы, проверять или опровергать их, что свидетельствует о приоритетном развитии у него логического мышления (используются логические конструкции и готовые понятия).

 

В процессе развития мышления в подростковый период у ребенка проявляются следующие способности:

1). Способность оперировать гипотезами при решении интеллектуальных задач. Сталкиваясь с новой проблемой, подросток пытается найти разнообразные подходы к решению, стараясь найти наиболее эффективный из них. Ж.Пиаже эту стадию назвал стадией формальных операций. Причем главной особенностью развития мышления в данном возрасте является то, что постепенно отдельные умственные операции превращаются в единую целостную структуру.

2). Следующая особенность развития мышления подростков заключается в их способности анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в абстрактных суждениях. Благодаря этому, у подростков отмечается возникновение интересов к разнообразным философским проблемам, в том числе к религиозным, этическим и т.д..

 

Развитие восприятия и памяти в подростковом возрасте. Этот процесс зависит от процесса обучения, если быть точнее, то от усложнения учебных программ. Появляются уроки химии, физики, черчения, геометрии и т.д.

Усложнение и значительное увеличение объема изучаемого материала приводит к качественной перестройке в организации механизмов памяти. Если в младшем школьном возрасте особое внимание приобретает механическое заучивание, то на этом этапе подростки вынуждены отказаться от дословного заучивания. Дети начинают трансформировать текст или другой учебный материал, облегчая его запоминание и воспроизведение.

На данном этапе активно развивается логическая память и быстро достигает того уровня, при котором ребенок переходит преимущественно к использованию именно этого вида памяти. А Развитие механической памяти замедляется.

 

Развитие воображения в подростковом возрасте. Это проявляется в том, что ребенок начинает все чаще обращаться к творчеству. Некоторые подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься рисованием и другими видами творчества.

Фантазия человека выполняет еще одну значимую функцию – регуляторную. Неудовлетворенность потребностей и желаний подростка в реальной жизни легко воплощается в мире его фантазий. Поэтому воображение и фантазии в ряде случаев приносят успокоение, снимая напряженность и устраняя внутренний конфликт.

 

Развитие речи в подростковом возрасте. Развитие идет по следующим направлениям:

развитие чтения – развитие умения быстро и бегло читать до способности декламировать наизусть;

развитие монологической речи – переход от умения пересказывать небольшое произведения или отрывок текста до способности самостоятельно готовить устное выступление, вести рассуждения, высказывать мысли и аргументировать их;

письменная речь – улучшается в направлении от способности к письменному изложению до самостоятельного сочинения на заданную или произвольную тему.

 

Особенности учебной деятельности в подростковом возрасте.

– учебная деятельность сохраняет свой ведущий характер в развитии подростка, но не как единственная, а вместе с другими видами деятельности, в которые включается подросток и инициатором которых зачастую становится (проектирование, социальное экспериментирование и пр.). Поэтому в подростковой школе должны существовать разные пространства и возможности для инициативного развертывания учащимися и включения их в эти деятельности;

– содержание и структура самой учебной деятельности меняется: на передний план выходят действие постановки учебной задачи и действие преобразования условий с целью поиска существенных отношений данного предмета. Эти действия осуществляются на особых моделях – "пробных телах", устройство которых требует переходов между описаниями и представлениями реальности, воображаемыми и материализованными конструкциями объектов разных уровней и управляющими схемами. Результатом этих пробных действий должно быть становление у подростка позиции – особого способа рассмотрения вещей, учитывающего особенности построения и использования средств этого рассмотрения;

– учебная деятельность все больше приобретает индивидуальные формы и выходит за пределы урока (учебного блока). Предельная форма учебной деятельности – это самостоятельный поиск теоретических знаний и способов действий;

– в определенных "узловых" (ключевых) точках учебных курсов учебная деятельность приобретает форму проектной деятельности;

– постановка учебных задач начинает носить "перспективный" открытый характер, учащиеся имеют возможность одновременно ставить и планировать решение нескольких учебных задач года и решать эти задачи в индивидуальном (опережающем) режиме.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: