Незадолго до начала новой эры или в первые века новой эры, к востоку от Вислы и к северу от Карпат проживало некое варварское племенное население, которое уже было отлично от его соседей в силу существования праславянского языка, но не имело этнического самосознания, чтобы обособиться от балтов.
Что подтолкнуло балтов и славян к размежеванию?
1) Миграции готов из Южной Прибалтики и Повисленья в Северное Причерноморье в III-IV в. н.э.;
2) Прекращение провинциально-римского импорта, после того, как во второй половине IV-первой половине V века утверждаются кочевники-гунны;
Наметившиеся с конца IV века начинается похолодание и повышение уровня рек, озёр и почвенных вод.
Не позднее V в. праславяне обособляются от балтов и приходят в движение, двигаются в сторону Псковского озера и Ильмень, а также Верхнего и Среднего Поднепровья, где славяне не встречают значимого сопротивления и расселяются среди балтов. На западном направлении (вплоть до Эльбы) праславяне занимают земли, оставленные германцами. На юге славяне сталкиваются с преградой в виде ЛИМЕСА (укреплённой Дунайской границы Ранней Византии), где они оказываются в наиболее плотном окружении других варварских народов, вовлечённых в Великое переселение народов, где сталкиваются с необходимостью этнического самоопределения. Это приводит к возникновению славянского самосознания. С этим же согласен Нестор, который приводит славян, рассказывая о расселении народов после вавилонского столпотворения.
|
|
Другим очагом ранней славянизации могли стать окрестности озера Ильмень, где славяне столкнулись с финно-уграми. По времени это примерно совпадает с возникновением первого письменного известия о «склавинах» Прокопия Кесарийского, времени нахождения первых памятников пражско-корчакской культуры. В противоположность этому, балты не порождают общей археологической культуры и самоназвания.
Применительно к VI веку существование славян не вызывает сомнений. Завершение славянского этногенеза связывается только с формированием отдельных, самостоятельных средневековых славянских народностей. Только в рамках народностей славянское этническое самосознание приобрело устойчивый характер, приобрело языковую индивидуальность. Формирование средневековых славянских народностей и выделение их из этнического массива происходили в рамках более широкого территориального ареала, нежели исконная славянская прародина.
Ещё один дискуссионный вопрос — могут ли быть отождествлены славяне с антами, коих Иордан отнёс к венетам?
По словам Иордана, те, кого знали под именем венетов, стали называться разными именами в зависимости от мест обитания, но преимущественно славянами и антами. Об антах пишет и Прокопий Кесарийский, который пишет о том, что у них общий язык, одинаковый внешний облик, образ жизни, религия, общественное устройство. Между тем, Прокопий Кесарийский различает антов и славян. Аналогичные сведения встречаются и у других византийских авторов. В последний раз они упоминаются Ираклием.
|
|
Для антов установлено точное археологическое соответствие в виде пеньковской археологической культуры, существовавшей в 5-7 вв. в лесостепной зоне от Приднестровья до Среднего Поднепровья. Нет свидетельств о том, что они называли себя славянами.
Выводы:
· отождествление антов и ранних славян вызывает большие сомнения;
· анты — некое полиэтническое и разноязыкое военно-политическое объединение, большую часть которого составляли носители праславянского языка;
· процесс утверждения у антов оказался заторможен или прерван из-за нашествия сарматов и аланов;
· с начала VII века процесс утверждения у антов мог ускориться или возобновиться, когда анты стали идентифицировать себя как славян, что позволяло византийским авторам называть их славянами.
Вопрос 2. Расселение славян на Балканском полуострове. Славяне и Византия в Раннее Средневековье
Предмет: Расселение славян на Балканском полуострове. Славяне и Византия в Раннее Средневековье.
Он содержит в себе следующие проблемы:
1.1.Балканский полуостров накануне расселения славян: под властью Позднего Рима и Ранней Византии. Каковы были важнейшие хозяйственно-демографические, религиозно-культурные и этноязыковые процессы?
1.2.Расселение славян и падение византийской власти на Балканах. Историческая судьба автохтонного населения и его потомков (средневековые греки, влахи, албанцы).
1.3.Славяне на Балканах в Раннее Средневековье: взаимодействие с другими
«варварами» и остатками автохтонного населения, хозяйственно-бытовые и социальные перемены. Первые протогосударственные образования у славян («славинии»).
1.4.Византийское контрнаступление на Балканах («византийская реконкиста»).
1.5.Историческая судьба славянского населения средневековой Византии.
Вопросы: Кто жил на этих территориях до прихода славян? На каких языках говорили эти народы? В какой культурной-правовой орбите они находились? Каковы быи особенности их хозяйства? Как происходило расселение славян на территории Балканского п-ова? Чем оно было вызвано? Каковы были взаимоотношения славян и автохтонного населения, какова судьба последнего? Каково влияние автохтонных народов на славян? Какие протогосударственные образования имели славяне и каков был их социальный строй? Почему славянам так и не удалось превратить славинии в полноценные государства? Что такое византийская реконкиста, за счет чего она стала возможна? Каковы оказались последствия знакомства с ромейскими общественными и культурными практиками для славянского населения средневековой Византии?
Не позднее V-VI вв. славяне должны были появиться на левобережье рек Сава и Дунай, укрепившись на землях бывших провинции ПАННОНИИ и ДАКИИ. Южнее перед славянами лежал Балканский полуостров, находящийся под властью Ранней Византии.
Балканский полуостров в то время с его сильно расчленённым горным рельефом являлся мозаикой природно-климатических зон, хозяйственно-бытовых укладов, религиозных и этноязыковых общин.
Население:
· разнородно по этническому происхождению и языку;
· в его составе преобладают потомки трёх палеобалканских народов: ЭЛЛИНОВ, ФРАКИЙЦЕВ и ИЛЛИРИЙЦЕВ; потомков выходцев из Италии и Малой Азии, варваров;
|
|
· по цивилизационному облику принадлежало поздней античности; на большей части полуострова господствует позднеантичная хозяйственная организация (сочетание римской полной частной собственности, рабской и других видов зависимостей);
· сохранялись многочисленные города;
· действовали пути сообщения;
· велась разнообразная торговля;
· имело место денежное обращение.
В свою очередь, это поддерживала ранневизантийская (позднеримская) провинциальная администрация, в правовом отношении оформляли нормы римского права (Кодекс Феодосия II, правовой свод императора Юстиниана Великого).
Позднеантичный характер сохраняла духовная культура, хотя господствующей религиозной доктриной и практикой стало православие, со сложившейся догматикой, обрядностью и церковной организацией.
В этих условиях исконные этнические традиции балканского населения уступали место византийской идентичности, основанной на:
· общем имперском подданстве;
· христианском исповедании;
· причастности к благам позднеантичной цивилизации.
Происходило развитие процессов романизации и эллинизации: латынь распространяется в придунайских областях полуострова и на Адриатическом море; греческий — на побережье Чёрного моря и юге от Балканских гор. Жители горных районов иллирийского и фракийского происхождения продолжали сохранять в целостном виде свою самобытность, включая патриархальный хозяйственно-бытовой уклад и социальную организацию, основанную на кровном родстве.