Анализ положений статьи 10.1. «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» законопроекта

АНАЛИЗ

Проекта федерального закона «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (статей 10.1, 10.10 Главы 10 «Административные правонарушения, посягающие на здоровье человека и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения»)

29 мая 2020 г. Министерством юстиции РФ опубликован проект федерального закона «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – законопроект)  (https://regulation.gov.ru/projects#npa=102447).

Разработчик законопроекта – Министерство юстиции РФ.

На данном этапе проводятся публичные обсуждения в отношении текста законопроекта и антикоррупционная экспертиза (https://regulation.gov.ru).

Основная цель законопроекта:   в соответствии со ст. 2 Конституции РФ - признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, создания безопасных, благоприятных условий жизни людей  (из пояснительной записки к законопроекту).

Принятие статей 10.1, 10.10  Главы 10 «Административные правонарушения, посягающие на здоровье человека и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения»законопроектав нынешнейредакции приведет:

к нарушению единства правового регулирования общественных отношений в сфере санитарно-эпидемиологическое благополучие населения

необходимости внесения кардинальных изменений, действующих на территории РФ санитарно-эпидемиологических норм и правил;

принудительному характеру обязательных медицинских осмотров и принудительной вакцинации

ужесточению штрафных санкций граждан, должностных лиц юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в условиях сложной санитарно- эпидемиологической и экономической ситуации в России.   

Статьи 10.1, 10.10 законопроекта являются юридически несостоятельными, содержат завуалированные, скрытые сложными терминами (имеющими возможность различного толкования и поэтапного наполнения) положения,  нарушают конституционные права граждан, должностных, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, противоречат федеральному законодательству в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, игнорируют основным принципам российской иммунопрофилактики - добровольности и информированности пациента, имеют коррупциогенный характер, что приведет к обострению социальных противоречий и дестабилизации общества.

Положения статей 10.1, 10.10 нарушают права и свободы человека и гражданина в РФ, установленные ст. 45 Конституции РФ – понуждают методами административных наказаний к медицинским осмотрам и профилактическим прививкам.

Принудительные меры медицинского характера установлены нормами уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства РФ в отношении лиц, совершивших преступления и психически больных людей.

Указанные нарушения являются основанием для отклонения статей 10.1,10.10 законопроекта, правовой доработке и приведению его в соответствии с нормами Конституции РФ, действующего законодательства, регулирующего сферу санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом мнений ученых, экспертов в области медицины, гражданского сообщества.

 

Положения статей 10.1, 10.10 законопроекта имеют сложный юридический состав. Ниже приведен подробный анализ указанных статей с последовательным толкованием сложных терминов и понятий. 

 

Анализ положений статьи 10.1. «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» законопроекта

 

Административные правонарушения по ст. 10.1 законопроекта делятся на 5 категорий:

1.1.   Нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов (за исключением случаев, предусмотренных статьями, в отношении которых установлена ответственность в специальных нормах законопроекта (ст.ст. 10.2 – 10.7)

В этом случае ‎ гражданину грозит предупреждение или штраф - от ста до пятисот рублей; должностному лицу - от пятисот до одной тысячи рублей; индивидуальному предпринимателю - от пятисот до одной тысячи рублей или административный запрет деятельности на срок до тридцати суток; юридическому лицу - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административный запрет деятельности на срок до тридцати суток   (часть 1 статьи 10.1).

1.2.. Нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов при ЧС, или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период осуществления ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

В этом случае гражданину грозит штраф в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; должностному лицу - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; индивидуальному предпринимателю - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административный запрет деятельности на срок до тридцати суток; юридическому лицу - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административный запрет деятельности на срок до тридцати суток (часть 2 статьи 10.1).

1.3. Любое из вышеперечисленных действий (бездействия), если такое нарушение повлекло за собой причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

В этом случае гражданину грозит штраф в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей; должностному лицу - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; индивидуальному предпринимателю - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административный запрет деятельности на срок до тридцати суток; юридическому лицу - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или административный запрет деятельности на срок до тридцати суток (часть 2 статьи 10.1).

1.4. Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в том числе по осуществлению мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

В этом случае гражданину грозит штраф в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей; должностному лицу - от семи тысяч до десяти тысяч рублей; индивидуальному предпринимателю - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административный запрет деятельности на срок до тридцати суток; ‎ юридическому лицу - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей ‎или административный запрет деятельности на срок до тридцати суток   (часть 4 статьи 10.1).

1.5. Нарушение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения к организации и проведению производственного контроля (за исключением нарушений санитарно-эпидемиологических требований к факторам производственной среды, трудовому процессу, предусмотренных  статьей 8.18 законопроекта: безвредных для человека условий труда,  невыполнение работодателем обязанности по организации проведения обязательных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий по обеспечению безопасных для человека условий труда).

 В этом случаеиндивидуальному предпринимателю грозит штраф в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или предупреждение; юридическому лицу – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей (часть 5 статьи 10.1).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: