Культура и образование: культурологический подход 18 страница

 

ИСКУССТВ СИСТЕМА – совокупность видов искусства, находящихся во взаимосвязи и взаимодействии между собой. В современной художественной культуре отдельные искусства не только противостоят друг другу, образуя тем самым основу своего самостоятельного существования как вида художественного творчества, но и стремятся к взаимосвязи, пытаясь использовать выразительные средства другого вида искусства. В словесном искусстве эта тенденция проявляется в постепенном переходе прозы в поэзию. В результате возникает ряд переходных форм словесного творчества: свободный стих – белый стих – стихотворение в прозе – ритмическая проза – собственно проза. Подобная связь обнаруживается между музыкой и поэзией: «чистая» музыка – изобразительная музыка – словесно-музыкальный синтез (речитатив) – поэзия. Стремление поэзии к музыке проявляется в усилении в ней интонационного начала, в результате чего она становится «музыкальной». Аналогичный взаимопереход существует и между актерским искусством и хореографией: актерское искусство – пантомима – сюжетный танец – «чистый» танец. Убедительным примером взаимодействия искусств, является творчество М.Чюрлениса, где живопись становится музыкальной, а музыка живописной. Характер такой связи выражен в самом названии его картин: «Соната весны», «Соната моря», «Соната звезд», «Соната солнца», «Фуга». Подобного рода взаимосвязь имеет место и между другими видами искусства.

Составляющие систему виды искусства располагают своими выразительными средствами и обладают своей спецификой отражения действительности, а потому не дублируют друг друга. Все они как формы художественного творчества равноценны. Если, например, живопись превосходит музыку в наглядности своих образов, то она уступает последней в способности передавать сложную гамму человеческих настроений и переживаний. Аналогичное качественное соотношение сложилось и между другими видами искусства.

Современное состояние искусства как системы форм художественного творчества является результатом длительного исторического развития, генетическую основу которого составил первобытный синкретический (см. Синкретизм) художественный комплекс. В нем отсутствовало деление на отдельные виды искусства. В процессе развития из этого синкретического образования выделилось две «ветви»: «мусическая», куда входили танец, музыка, словесное и актерское искусство, и «техническая», основу которой составили живопись, скульптура, орнаментально-декоративное искусство и архитектура. Внутри этих «ветвей» сохранилось синкретическое единство между различными формами художественного творчества. Дальнейшее совершенствование художественной культуры приводит к вычленению из технической и мусической групп искусств отдельных, относительно самостоятельных видов искусства – живописи, музыки, скульптуры, поэзии и т.д. Последующее развитие искусства характеризуется противоположным процессом. Выделившиеся из синкретического художественного образования виды искусства, продолжая свое самостоятельное существование, вступают в новый синтез, в результате чего возникли такие сложные (синтетические) виды искусства, как опера, театр, балет. Поэтому современную систему искусств составляют как простые виды искусств, в основу которых положена одна форма художественной деятельности (живопись, архитектура, поэзия, скульптура), так и сложные, состоящие из двух и более форм художественного творчества (театр, опера, балет, вокальная музыка).

Мир искусства представляет собой открытую систему, которая постоянно расширяется за счет образования новых видов художественного творчества. В конце прошлого века зародился синематограф, из которого в XX в. образовалось киноискусство. На основе телевидения складывается телеискусство. Сегодня обретает статус самостоятельного, полноценного вида искусства светомузыка, возникшая в результате художественного синтеза музыки и света (цвета). Процесс образования новых видов искусства продолжается. Можно предположить, что в ближайшее время с развитием голографии появится новая форма художественного творчества [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.224-225].

ИСКУССТВО ─отрасль человеческой деятельности, стремящаяся к удовлетворению одной из духовных потребностей человека, а именно: любви к прекрасному. Подразделяются на И. т о н и ч е с к и е: поэзия, музыка, и на о б р а з н ы е: архитектура, скульптура и живопись с их отраслями, каковы гравировальное и медальерное И. и мозаика. К тому и другому роду относятся сценическое, ораторское и хореографическое И. Причину возникновения И. должно искать в стремлении человека украшать себя. Образцами первобытного художественного творчества служат: курганы, или сложенные из камней и земли холмы, менгиры кельтов, представляющие собой вертикально поставленные камни, и дольмены. Каждый народ, игравший роль в истории, каждая эпоха вносили в И. нечто свое, соответствовавшее особенностям племени и эпохи [Брокгоуз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия.  С.253].

ИСЛАМ («предание себя Богу») ─ монотеистическая религия, провозглашенная, как божественное откровение, арабам в VII в. Мохаммедом и изложенная в Коране. И. сложился из верований аравийских племен и заимствований из еврейских и христианских учений. Основные требования: вера в единого, всемогущего, милосердного Бога (Аллаха) и в Мохаммеда как его пророка, вера в Божеское предопределение, в загробную жизнь, в Воскресение мертвых и в воздаяние за добрые и злые дела в раю и в аду. Главные обряды и обычаи: пятикратные ежедневные молитвы (садам*) и омовения, пост Рамадан, паломничество в Мекку (Хадж), милостыня бедным (закят). Из обрядовых ограничений иудаизма принято, между прочим, запрещение употреблять в пищу свинину и прибавлено запрещение вина; многоженство допустимо. Источником учения И. является, прежде всего, Коран и собрание преданий (сунна). Разногласие по вопросу о духовной иерархии разделило мусульман на суннитов, приверженцев избираемого духовного главы (имама), и шиитов, последователей наследственного имама из потомков пророка. Рационалистические воззрения проявились с VIII в. в учении секты мутазилитов, мистицизм — в учении суфизма. И. с необычайной быстротой распространился в Азии и в Африке; в течение ста лет он стал господствующей религией в Сирии, Персии, Средней Азии, Египте, по всему северному берегу Африки, до середины Испании [Брокгоуз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. Современная версия.  С.253-254].

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ — классификация культур по типу и определение места конкретной культуры в культурно-историческом процессе; как ме­тод исследования включает диахронный и синхронный подходы.

Методологическую основу классификации культур по историческому типу составляют различные концепции культурно-исторического процесса. К ним относятся эволюционные концепции, в том числе: а) эволюционизм 19 в.; б) концепция универсаль­ной эволюции Л. Уайта / Г.Чайлда; в) концепция мультилинейной эволюции Стюарда;, г) концепция специфической эволюции М. Салинса / 3. Сервиса;формационный под­ход; циклический или цивилизационный вариант.

Существуют также типологические теории, в которых в ка­честве структурной основы того или иного типа культу­ры рассматривается культурно-детерминированное по­ведение индивида (Крёбер, Фейблман, Мёрдок и др.).

Каждый из подходов имеет свою специфику. Так, представители классического эволюционизма 19 в. считали возможным выделение всеобщих, универсальных по своему существу, стадий развития культуры (Г. Морган, Г. Спенсер, Э. Тайлори др.).

Концепция универсальной эволюции позволяет вы­явить основные закономерности культурно-исторического процесса, его общую тенденцию развития, развития основных культур­ных форм: подсистем и векторов культуры. В рамках общей концепции эволюции культуры Л. Уайт предла­гает энергетический критерий (уровень использования энергии обществом) для определения стадий культурного разви­тия и сравнительного анализа культур.

Свои преимущества для сравнительного анализа культуры имеет концепция мультилинейной эволюции Стюарда, который. стремился к конкретному изучению ограниченной рамками отдельных регионов исторической повторяемости и парал­лелизмов. В 1951г. он сформулировал концепцию уров­ней социокультурной интеграции, которая, по его мысли, создает возможности для проведения сравнительного анализа социокультурных систем в эволюционной перспективе: различные стадии развития семьи, народа, государства.

Концепция специфической эволюции (изучение локаль­ных культур в диахронном аспекте), по мнению ее ав­торов Салинса и Сервиса, существенно дополняла уни­версальную концепцию, в которой, как в крупноячеистой сети терялись конкретные культуры.

Еще один диахронный вариант представлен формационным подходом, в 20 в. наиболее распространен­ным в советской традиции. Формационная типология культуры включала следующие составляющие: культура первобытного общества, культура рабовладельческого общества, культура эпохи феодализма, буржуазная (капиталистическая) культура и т.д.

Один из вариантов классификации культур по историческому типу дает цивилизационный подход. Понятия «культура» и «цивилизация», не являясь тождественными, одно­временно тесно связаны между собой. Как правило, ис­следователи соглашаются с тем, что цивилизация — это, во-первых, определенный уровень развития культуры, во-вторых, определенный тип культуры, с присущими ему характер­ными чертами. Можно говорить о ближневосточных цивили­зациях, античной цивилизации и т.д. В этом случае цивилизация выступает как определенная характеристика народов мира и макроединица для их изу­чения. Н. Данилевский называл цивилизации «культурно-историческими типами», Шпенглер — «высокими культура­ми», Тойнби — «цивилизациями», Сорокин — «социо­культурными суперсистемами», Бердяев — «великими культурами», Ф. Нортроп — «культурными системами» или «мировыми культурами» и т.д.

Понятие «цивилизация» как социокультурная цело­стность, как единица для изучения мировой культуры по-разному использовалась различными авторами. Данилев­ский выделял 12 автономных цивилизаций или истори­ко-культурных типов: египетский; китайский; ассиро-вавилоно-финикийский, или древнесемитский; индий­ский; иранский; еврейский; греческий; римский; ново­семитический, или аравийский; германо-романс­кий, или европейский; мексиканский; перуанский.

Типология Данилевского послужила основой для трех главных выводов: во-первых, каждая великая цивилиза­ция представляла своего рода архетип, построенный по оригинальному плану; во-вторых, он предположил, что жизнь цивилизаций имеет свой предел, и одна цивили­зация сменяет другую; и, в-третьих, он считал, что сравнительное изучение частных и общих качеств цивилиза­ции, приведет к более глубокому пониманию истории в целом.

Шпенглер выделял восемь основных культур (цивилиза­ций): египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, майя, магическая (византийско-арабская), фаустовская (западноевропейская). В качестве де­вятой культуры он называл зарождающуюся русско-си­бирскую. Шпенглер строит свою типологию исходя из идей существования некоей ведущей характеристики, придающей каждой культуре соответствующую специ­фику. У каждой из великих культур в период ее актив­ной фазы существует полная взаимосвязь между всеми составляющими культуру элементами. На протяжении определенного периода одно (ведущее) качество культуры прони­зывает их все. Шпенглер сводит специфику каждой культуры к ее первоначальному символу и даже выводит ее из этого символа, объявляя сущность культуры его выра­жением. Типологическую систему Шпенглера можно назвать символической.

Типологический подход Тойнбиоснован на сравнительном ана­лизе. С его точки зрения, историческое существование человечества распадается на самозамкнутые дискретные единицы, которые он называет «цивилизации». Тойнби не классифи­цирует цивилизации как культуры, если под культурой понимать совокупность определенных культуросоставляющих структурных моделей. Мировые цивилизации в данном случае являются более крупными моделями культур, которые по масштабам иногда шире нации или государства. Ци­вилизации Тойнби в большей степени представляют собой вариант культурной общности.

Качественно иной подход к классификации культур или цивилизаций предложил П. Сорокин,который отрицал интегрированную сущность цивилизации и предназна­чал эту роль «суперсистемам» или «большим формам», в которых и рождается культура. Сорокин рассматривает существование четырех су­персистем на протяжении трех тысячелетий на матери­але Средиземноморья и Запада. Идеационная суперсистема соответствует первоначальному периоду роста культур; сенсуальная — периоду их зре­лости и упадка, культура идеального синтеза — моменту кульминации развития (особенно в искусстве и фило­софии) и эклектическая, или смешанная — периоду упадка. В отличие от авторов других типологий, Сорокин придает в анализе культур-суперсистем особое значе­ние систематизации культурных элементов.

Крёбер, проанализировав сложную «системную» ти­пологию Сорокина, «символическую» типологию Шпенгле­ра, «архетипическую» Данилевского, вводит в уже изве­стную систему типологий понятие «культурный стиль». Заимствовав этот термин из искусствоведения, Крёбер существенно расширяет его значение до рамок «типа культуры» или «типа цивилизации».

Любой стиль в рамках целостной культуры будет обязательно незавершен, поскольку существует не только окружающая среда и человеческие потребности, но множество внешних факторов, в том числе влияние других культур. Эти влияния могут быть настолько сильными, что обладают потенцией разрушения для более слабых культур, вступивших в контакт. Воздействие одних культур на другие разнообразны и не всегда губитель­ны. В состав одной могут одновременно входить эле­менты других культур. Стиль собственной культуры выраба­тывается постепенно и последовательно. Очень многое из того, что включено в любую культуру, как правило, вошло в нее извне, поэтому необходимо время для ас­симиляции новых элементов, и, как правило, эти новые элементы входят в согласованно действующую систему с формирующимся или уже работающим стилем.

Период появления, роста и формирования самобыт­ной культуры, продолжительность жизни этого созда­ния, время развития характерного стиля тесно взаимо­связано. Три вида деятельности: рост культуры, созида­ние или творчество, стиль развития, — могут быть вос­приняты как три аспекта одного целостного процесса. Создание нового содержания культуры, ассимиляция привнесенных извне культурных элементов, медлен­ное, трудное продвижение вперед характеристик стиля, рост согласованности между различными элементами и частя­ми — все это вместе составляет создание окончательного сти­ля культуры.

«Стилистическая» концепция Крёбера, будучи ориги­нальная в своей окончательной формулировке, вырастает из наблюдений автора за «конфигурациями куль­турного роста».

Фейблман, обосновывая свою концепцию «типов культуры», полагает, что внутренняя специфика культуры определяется спецификой культурно-детерминирован­ного поведения индивида. Рассматривая культуру как способ существование человека, Фейблман выделяет пять типов культуры (и оговаривает существования еще двух): допервобытный, первобытный, военный, религиозный, цивилизационый, научный и постнаучный типы культуры. Из этих семи первые четыре являются первоначальными, а пос­ледние три — передовыми. Это распределение не связа­но с исторической последовательностью их существования. Культурные типы представляют собой логические системы ценностей и могут сменять друг друга в любой последо­вательности. Типы, выделенные Фейблманом, пред­ставляют идеальные модели, не полностью соответствующие реальным культурам. Реальные культуры пред­ставляют собой подвижные образования, включающие, как правило, более одного типа культуры, ломают гра­ницы идеальных типов и формируют переходный тип. Поэтому отнесение конкретной культуры к одному из иде­альных типов может быть только условным, однако, ис­пользуя эти категории типов культуры, можно объяс­нить особенности конкретных культур.

При всем внешнем различии, концепции Фейблмана и Крёбера обладают неявным внутренним единством и ло­гикой движения поскольку оба исходят из понимания культуры как научаемого поведения.

Система типологий культуры, созданная в 19—20 вв. весьма разнообразна и позволяет современным исследователям использовать методологические основы, принципы классифика­ций и сравнительного анализа культур как необходимый культурологический инструментарий [Культурология. ХХ век. Энциклопедия. Т.1. С.279-281].

 

К

 

КАЛОКАГАТИЯ (от греч. c alos –прекрасный и agathos — хороший, нравственно совершенный) — одно из центральных понятий античной эстетики, обозначающее гармонию внешнего и внутреннего, которая является условием красоты индивида. Термин «К.» толковался по-разному в различные периоды социально-исторического развития античного общества и в зависимости от типов мышления. Пифагорейцы понимали его как внешнее поведение человека, определяемое внутренними качествами. Старинно-аристократическое понимание К. присуще Геродоту, рассматривавшему ее в связи с жреческими традициями, Платону, который связывал ее с воинскими доблестями, «природными» качествами или с родовыми особенностями. С развитием античного индивидуального хозяйства термин «К.» стали применять для обозначения практичных и рачительных хозяев, а в сфере политической жизни он прилагался (как имя существительное) к умеренным демократам. В конце V в. до н. э. с появлением софистики термин «К.» стал употребляться для характеристики учености и образованности. Ксенофонт, Платон и Аристотель понимали К. философски — как гармонию внутреннего и внешнего, причем под внутренним понималась мудрость, осуществление которой в жизни и приводило человека к К. С развитием индивидуализма и психологизма в эпоху эллинизма К. ста­ла трактоваться не как естественное качество, а как результат моральных упражнений и тренировки, что привело к моралистическому ее пониманию. Как идеал физического и нравственного совершенства К. получила отражение в искусстве: в скульптуре, в частности в творчестве Фидия и Поликлета (V в. до н. э.), в поэзии и трагедии, например, у Софокла (ок. 496— 406 до н. э.) [Эстетика: Словарь. С.71].

 

КАНОН (греч. – правило, мерило) – в широком смысле слова – свод общепринятых положений, правил, норм, имеющий обязательный характер, все то, что является образцом для подражания. В искусстве канон – система определенных мировоззренческих, эстетических, художественных и нормативных требований, определяющих содержание и стилистические особенности художественного произведения. По мнению исследователей, понятие канон впервые было использовано древнегреческим скульптором Поликлетом в одноименном трактате. Им были теоретически обоснованы идеальные пропорции тела человека. Поиск идеальных норм рациональным путем в дальнейшем был характерен для художников эпохи Возрождения и классицизма. Канон отличается стабильностью и служит закреплению, сохранению и передаче определенных традиций. Его постепенная трансформация связана с переходом к другому типу культуры. Но даже в новых исторических условиях канон, во многом утратив воплощенные в нем мировоззренческие установки, сохраняет большинство художественных приемов и форм. Догматическое следование канонам тормозит развитие новых тенденций в искусстве [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.240].

 

КАПИЩЕ (старослав. «капь» – изображение, идол, изваяние, статуя) – место для идолов и принесения жертв; языческое культовое сооружение славян. Капище являлось своеобразным центром, отмечавшим место сбора людей. Кроме того, в нем хранились предметы поклонения – изображения божеств. Такая постройка могла иметь сложную форму и вместе с тем быть прозрачной, легко создаваемой и разрушаемой. Судя по археологическим находкам и немногочисленным описаниям, конструкции капищ были весьма разнообразны. Так, Арконское капище (о. Рюген) представляло собой деревянное сооружение на каменном фундаменте. Наружные стены из вертикально поставленных бревен покрывала ярко раскрашенная резьба. Внутри их квадрата со стороной около 20 м поднималась на четырех мощных столбах башнеподобная сень над огромным столпообразным кумиром Святовита, лица которого были обращены на все четыре стороны. Кровля над сенью, возможно, имела очертания высокого шатра. До XI в. на горе Богит у реки Збруч существовало капище с кольцом из восьми круглых ям-жертвенников. Внутри кольца стоял знаменитый Збручский идол – четырехгранный столб, завершенный круглой шапкой, под которой – четыре обращенных в разные стороны человеческих лица. Главной частью культовых обрядов, совершаемых в капище, было принесение жертв. В жертву приносили не только животных, но в важных случаях и людей. Культовая архитектура средневековой Руси унаследовала у безымянных создателей капищ приверженность к пирамидальным композициям, к гармоничному сочетанию построек с местным ландшафтом [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.243].

 

Караван-сарай (перс, буквальн. – дом караванов) – постоялый двор в городах и на торговых путях Ближнего Востока, Средней Азии, Закавказья. Караван-сараи известны с древности, широко распространились в 9-18 вв. в связи с ростом городов и усилением транзитной караванной торговли. Известны зальные караван-сараи (встречаются в Азии) – прямоугольные здания, разделенные на нефы (средний неф – для людей и товаров, боковые – для животных). Наиболее распространен тип караван-сарая с внутренним двором, окруженным одно- и двух- (реже – трехэтажными) помещениями (вверху обычно гостиница, внизу склады и стойла). Караван-сараи укреплялись стенами либо присоединялись к рабатам. С развитием железных дорог потеряли свое значение [Мировая художественная культура: Словарь терминов. Т.1. С.244].

 

КАТАРСИС ( греч. katharsis —очищение) — 1) введенный Аристотелем термин, обозначающий возвышенное удовлетворение и просветление зрителя, который пережил вместе с героем сценического произведения страдание и таким путем освободился от него; 2) психол. в психоанализе З.Фрейда: один из методов психотерапии, посредством которого пациенту помогают избавиться от ложных страхов, навязчивых идей и вредных привычек [Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. С.164].

 

КАТЕГОРИЯ (греч. kategoria — высказывание, обвинение, признак) — предельно общее фундаментальное понятие, отражающее наиболее существенные, закономерные связи и отношения реальной действительности и познания. Будучи формами и устойчивыми организующими принципами процесса мышления, К. воспроизводят свойства и отношения бытия и познания во всеобщем и наиболее концентрированном виде. Характеристику некоторых особенностей К. можно дать, опираясь на операцию обобщения понятий. Почти для каждого видового понятия можно найти более широкое по объему родовое понятие, например, «береза» — «дерево», «человек» — «млекопитающее», «медь» — «металл». Эти родовые понятия могут включаться в еще более широкие по объему понятия: «дерево» — «растение», «млекопитающее» — «животное», «металл» — «вещество» и т. п. К К. относятся предельно широкие по своему объему понятия, т. е. те, для которых нельзя найти более широкие родовые понятия. Как правило, К. являются философские понятия — «бытие», «субъект», «объект», «сущность», «качество», «количество», «материя», «сознание» и т. п. В каждой конкретной науке имеется своя система К. [Горский Д.П., Ивин А.А., Никифоров А.Л. Краткий словарь по логике. С.77].

 

КАТЕХИЗИС (греч. kate chesis поучение) 1) религиозная книга; изложение христианского вероучения в форме вопросов и ответов; 2) изложение основ какого-либо учения в форме вопросов и ответов [Культура и культурология: Словарь. С.414].

 

КАТОЛИЦИЗМ (греч. katholikos ─ всеобщий, позже ─ вселенский) ─ одно из основных (наряду с православием и ротестантизмом) направлений в христианстве. К. (западное или римско-католическое исповедание) окончательно оформился как вероучение и церковная организация после разделения церквей в 1054 г. К. имеет ряд особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации, в которых отразились специфические черты развития западно-европейского феодализма. Католическая церковь строго централизована, имеет единый всемирный центр (Ватикан), единого главу — папу римского,который венчает многоступенчатую иерархию авторитарно-монархической организации К. В К. папа считается наместником Иисуса Христа на земле, непогрешимым в делах веры и нравственности, его власть выше власти вселенских соборов. Источником вероучения католики считают (в отличие от протестантов) не только святое писание (Библию), но и святое предание, которое в К. (в отличие от православия) включает в себя и постановления вселенских соборов католической церкви и суждения пап. Духовенство дает обет безбрачия (целибат). Особенностью К. является также экзальтированное почитание богоматери, признание догматов о ее непорочном зачатии и телесном вознесении, добавление к символу веры ─ филиокве, догмат о чистилище. К. присущи пышный театрализованный культ, широкое почитание всевозможных реликвий, культ мучеников, святых и блаженных. На протяжении столетий богослужение в К. совершалось на латинском языке, лишь II Ватиканский собор (1962-1965) разрешил службу и на национальных языках. Официальной философской доктриной католической церкви является учение Фомы Аквинского, приспособленное папством к современным условиям (неотомизм) [Атеистический словарь / Абдусамедов А.И., Адейник Р.М., Алиева Б.А. и др.: Под общ. ред. М.Н. Новикова. –М.: Политиздат, 1986. С.198].

 

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ — социологическая категория, выражающая качество удовлетворения материальных и культурных потребностей людей (качество питания, одежды, комфорт жилища, качество здравоохранения, образования, сферы обслуживания, окружающей среды, досуга, степень удовлетворения потребностей в содержательном общении, знаниях, творческом труде, а также уровень стрессовых состояний, структура расселения и др.). Среди философов, социологов, экономистов вопрос о содержании и структуре понятия К.ж. остается дискуссионным. Одни трактуют его как тождественное укладу, уровню, стилю или образу жизни;другие противопоставляют К.ж. и уровень жизникак взаимоисключающие (т. е. чем выше уровень жизни, чем напряженнее жизненный ритм, тем ниже К.ж., и наоборот); третьи сводят К.ж. к уровню стрессовых ситуаций или качеству окружающей среды и т. д. В социологических исследованиях различают субъективное и объективное К.ж. (степень удовлетворенности трудом, бытом, досугом, вообще образом жизни по оценке самого респондента, по оценке экспертов, а также по статистическим данным) [Российская социологическая энциклопедия. С.187].

 

Качество образования — полнота, глубина, опре­деленный уровень знаний и умений, умственного, фи­зического и нравственного развития, которого достига­ют выпускники образовательного учреждения в соот­ветствии с государственными образовательными стан­дартами. Качество образования зависит от уровня престижности образования в общественном сознании и системе государственных приоритетов, финансирова­ния и материально-технической оснащенности образо­вательных учреждений, современной технологии уп­равления ими [Бухарова Г.Д., Арефьев О.Н., Старикова Л.Д. Системы образовыания. С.462--463].

качество профессионально-педагогического образования представляет собой сложную, многоуровневую, динамическую совокупность подсистем, ориентированных на обеспечение итогового качества ─ качества специалиста сферы профессионального обучения. К. п.- п. о. есть: качество выпускника вуза ─ специалиста сферы профессионального обучения, определяемое развитием его социальных, культурно-духовных и профессионально-деятельностных способностей на уровне, необходимом и достаточном для реализации выпускником целей и функций профессионального образования; оно формируется как интегральная характеристика выпускника, складываясь из единства социально, профессионально и личностно значимых свойств, но при этом не сводится ни к одному из них; качество образовательной системы ─ профессионально-педагогического учебного заведения; качество частей и элементов, ее составляющих [Федоров В.А. К определению понятия «качество профессионально-педагогического образования» // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции: Сб. научн. тр. / Отв. ред. Г.Д.Бухарова. Вып. 1. –Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2003. С.195].

Квалификация — уровень развития способностей работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной степени сложности в конкретном виде деятельности. Квалификация определяется объемом теоретических знаний и практических навыков, которыми владеет работник, и является его важнейшей социально-экономической характеристикой [Белкин А.С., Ткаченко Е.В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы). C.113].

 

Квалиметрия — область науки, разрабатывающая методы и технологию количественного измерения качественного состояния чего-либо. Педагогическая квалиметрия исследует оценку (отметку) знаний, балльную систему оценок, критерии оценивания и т. п. на основе принципа неразрушающего контроля [Белкин А.С., Ткаченко Е.В. Диссертационный совет по педагогике (опыт, проблемы, перспективы). С.113].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: