Словарь основных терминов и понятий

А………………………………………………………………………………17

Б……………………………………………………..………………………..67

В………………………………………………………………………………81

Г……………………………………………………………………………..110

Д..……………………………………………………………………………135

Е……………………………………………………………………..………161

Ж………………………………………………………………...…………..166

З……………………………………………………………………...………173

И……………………………………………………………………………..177

К……………………………………………………………………………..212

Л……………………………………………………………………………..265

М…………………………………………………………………………….269

Н……………………………………………………………………………..290

О……………………………………………………………………………..300

П……………………………………………………………………………..307

Р……………………………………………………………………………...336

С……………………………………………………………………………..343

Т……………………………………………………………………………..358

У……………………………………………………………………………..366

Ф……………………………………………………………………………..373

Х…..…………………………………………………………………………380

Ц……………………………………………………………………………..395

Ч……………………………………………………………………………..400

Ш…………………………………………………………………………….403

Э……………………………………………………………………………..406

Ю…………………………………………………………………………….425

Я……………………………………………………………………………..426

Литература………………………………………………………………...430


[1] Краевский В.В. Проблема разработки образовательных стандартов в контексте модернизации образования // Модернизация образования: проблемы и перспективы. –Ч.1. –Оренбург,2002. -С.48-49.

[2] См.: Браже Т.Г. Из опыта развития общей культуры учителя // Педагогика. -1993. -№2; Вединяпина В.А. Профессиональная культура учителя: учеб. пособие для ВУЗов. –М.,2003; Духова Л.И. Субкультура учителя как социально-педагогическое явление. –Курск,2006; Зарецкая И.И. Профессиональная культура личности // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. научн. тр. Вып. 2. –Екатеринбург, 1996;   Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: учеб. пособие. –М.,2004; его же. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры. –Москва-Белгород,1993; Исаев И.Ф., Ситникова М.И. Творческая самореализация учителя: культурологический подход. –Москва-Белгород,1999; Крайник В.Л. Культура учебной деятельности и преемственность профессионального образования // Среднее профессиональное образование. –2007. -№7; Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста. –М.,1990; Культура педагогической деятельности учителя: методология, теория, опыт и перспективы развития. –Оренбург,2001; Павленко Н.Н. Профессионально-педагогическая культура в контексте культурологического образования. –Краснодар,2003; Скворцова О.Г. Управление профессиональной культурой преподавателя вуза: опыт исследования. –Новосибирск,2005; Сластенин В.А. Профессиональная культура в структуре личности учителя // Формирование профессиональной культуры учителя: Учебное пособие. –М.,1993; Соколова Л.Б. Формирование культуры педагогической деятельности будущего учителя. –Оренбург,1999; Чернилевский Д.В. Профессионально-педагогическая культура – определяющий фактор эффективности технологий обучения // Профессиональная педагогика. –М.,1997.

[3] См.: Аксенова Л.П. К вопросу определения понятия «риторическая культура» // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции. Вып.1. –Екатеринбург,2003; ее же. Основы риторической культуры преподавателя. –Екатеринбург,2002; ее же. Теоретические аспекты процесса формирования риторической культуры преподавателя высшей школы // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. -2002. -№4; Бацкалева Е.Ю. Культурологический аспект в обучении деловому языку // Вестник Владимирского государственного университета экономики и сервиса. –2007. -№1; Юнина Е.А. Педагогическая риторика. –Пермь,1995.

[4] См.: Бруд Д. Культура образования. –М.,2006; Культура педагогической деятельности учителя: методология, теория, опыт о перспективы развития. –Оренбург,2001; Модель И.М., Модель Б.С. Профессиональная культура учителя. Социологический очерк. –Екатеринбург,1992; Силяева Е.Г. Формирование профессионально-этической культуры учителя: теория и методока. –М.,1995; Сластенин В.А., Филиппенко Н.И. Профессиональная культура учителя. –М.,1993; Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. –М.,1993; Соколова Л.Б. Формирование культуры педагогической деятельности будущего учителя. –Оренбург,1999; Формирование профессиональной культуры учителя. –М.,1993; Шмачилина С.В. Исследовательская культура социального педагога. –Новосибирск, 2005.

[5] См.: Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. –М.,1991; Бенин В.Л. Методологические основы педагогической культурологии // Образование и наука. Будущее в ретроспективе. –Екатеринбург, 2005; Бережнова Е.В. Формирование методологической культуры учителя // Педагогика. –1996. -№4; Валеев Г.Х. Формирование методологической культуры педагога-исследователя. –Челябинск-Стерлитамак,2000; Методологическая культура педагога ХХI в. –Новосибирск,2004; Романов Е.В. О формировании методологической культуры учителя // Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра РАО. -2000. -№ 3; Сластенин В.А., Тамарин В.Э. Методологическая культура учителя // Советская педагогика. –1990. –№7; Хадусов А.Н. Методологическая культура учителя и условия ее формирования в системе современного педагогического образования. –Курск,1997.

[6] См.: Булынский Н.Н, Парская Н.В. Гуманитарно ориентированная модель педагога профессионального обучения как основа формирования профессионально-педагогической субкультуры // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. -2002. -№3; Видт И.Е. Образование как феномен культуры. –Тюмень,2006; Видт И.Е., Загвязинская Э.В. Реализация культурологического подхода в гимназическом образовании // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. -2002. -№ 2; Гайсина Г.И. Культуологический подход в педагогическом исследовании. –Уфа, 2007; ее же. Культуологический подход в теории и практике педагогического образования. –М.,2002; ее же. Формирование гуманитарной культуры будущего учителя в довузовских структурах педагогического образования. –Уфа,1999.

[7] См.: Бенин В.Л., Фатыхова Р.М. Педагогическое общение в структуре педагогической культуры. –Уфа,1998; Грехнев В.С. Культура педагогического общения. –М.,1990; Мудрик А.В. Коммуникативная культура учителя // Формирование профессиональной культуры учителя. –М.,1993; Фатыхова Р.М. Культура педагогического общения и ее формирование у будущего учителя. –Уфа,2000; ее же. Культура педагогического общения. Учеб. пособ. –Уфа,2003; ее же. Культура педагогического общения: психологическое видение формирования // Профессиональная педагогика: категории, понятия, дефиниции. Вып.1. –Екатеринбург,2003; Ширшов В.Д. Сущность и структура понятия «педагогическая коммуникация» // Понятийный аппарат педагогики и образования: сб. научн. тр. Вып.1. –Екатеринбург, 1995.

[8] См.: Федяшин В.П. Теория и практика формирования правовой культуры педагога. –Уфа.,2002; его же. Формирование правовой культуры педагога как проблема современного педагогического образования в России // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. -2001. -№4; Шайдуров А.А. Проблемы развития правовой культуры будущих учителей. –Екатеринбург,2002.

[9] См.: Ахмеднабиев М.К. Особенности формирования экологической культуры у студентов педагогических вузов // Педагогика. –2007. -№7; Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя. –М.,1998; Глазачев С.Н. Козлова О.Н. Экологическая культура: Пробное учеб. пособ. –М.,1997; Игнатова В.А. Формирование экологической культуры учащихся: теория и практика. –Тюмень,1998; Тавстуха О.Г. Становление экологической культуры учащихся в учреждении дополнительного образования: теория и практика. –Оренбург,2001.

[10] См.: Верб М.А. Эстетическая культура школьника: Курс лекций. –СПб.,1997.

[11] См.: Бенин В.Л. Педагогическая культура: ее содержание и специфика. –Уфа,1994; его же. Педагогическая культура: философско-социологический анализ. –Уфа,1997; его же. Сущность педагогической культурологии // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. -2003. -№ 6; его же. Педагогическая культурология: Курс лекций. –Уфа,2004; Бондаревская Е.В. Введение в педагогическую культуру: Учебное пособие. -Ростов н/Д., 1995; ее же. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. –1999, -№3; Бондаревская Е.В., Белоусова Т.Ф. Диагностическая программа изучения педагогической культуры учителя. -Ростов н/Д., 1994; Введение в педагогическую культуру / Под ред. Е.В.Бондаревской. –Ростов-н/Д,1995; Видт И.Е. Введение в педагогическую культурологию. -Тюмень,1999; ее же. Культурологические основы образования. –Тюмень,2002; ее же. Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы // Педагогика. -№3. –2002; Вильковская А.В., Виленский Г.А. Педагогическая культура как совокупность педагогических систем // Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования. Вып.2. -М., 1993: Воробьев Н.Е., Суханцева В.К., Иванова Т.В. О педагогической культуре будущего учителя // Педагогика. -1992. -№1-2; Головин Г.В. Педагогическая культура. –Липецк,2003; Жукова Е.Д. Сущность гуманизации и гуманитаризации образования с позиций педагогической культурологии // Культура и образование. Вып.2. –Уфа,2000; Захарченко Е.Ю. Развитие педагогической культуры учителя в условиях обновления школы. -Ростов н/Д., 1995; ее же. Педагогическая культура и культурно-образовательная ситуация // Педагогика. –1999, -№3; Костенко О.Е. Понятие педагогической культуры // Вестник Омского университета. -2000. -№3; ее же. Структура педагогической культуры // Вестник Омского университета. -2001. -№4; Кузнецов В.В. Педагогическая культура // Профессионал. –1996. -№5; его же. Размышления о педагогической культуре специалиста // Специалист. –1996. -№9-10; его же. Развитие педагогической культуры мастеров производственного обучения. –Екатеринбург,1999; Макарцева Н.Н. Духовные ценности русской народной педагогической культуры // Педагогика. –1998. -№1; Манько Н.Н. О новых перспективах развития педагогической культуры // Культура и образование. Вып.4. –Уфа,2002; Мукаева О.Д. О традиционной педагогической культуре калмыков // Педагогика. –1996; -№4; Мухаметзянова Г.В., Низамов Р.А. Педагогическая культура татарского народа. -Казань,1994; Нейштадт Л.А. К вопросу о понятии педагогической культуры. В помощь начинающему учителю: Методические материалы. -Даугавпилс, 1990; Павленко Н.Н. Педагогическая культура как сущностная характеристика профессиональной деятельности. –Краснодар,2004; Педагогическая культура и ее формирование при подготовке учителя: Сб.статей. Вып.1. -Уфа,1995; Педагогическая культура и ее формирование при подготовке учителя: Сб.статей. Вып.2. -Уфа,1996; Педагогическая культура и ее формирование при подготовке учителя: Сб.статей. Вып.3. -Уфа,1998; Ризз Г.И. Размышление о педагогической деятельности, культуре, мастерстве // Педагогика. -1995. - №4; Стецюк Т.В. Модели проективной деятельности в современной педагогической культуре // Сибирь: философия, образование. –1997. -№1. Чалов А.Н. О педагогической культуре учителя сельской общеобразовательной школы. –Ростов-н/Д,1988.

[12] Загвязинский В.И. Основные контуры стратегии развития российского образования в начале XXI века и региональные образовательные проекты // Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра РАО. 2000. № 2 (4). -С.12.

[13] Педагогический энциклопедический словарь. –М.,2002. -С.186.

[14] Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учеб. пособ. для студентов средних педагогических учебных заведений. –М.,1999. –С.7.

[15] См.: Сенько Ю.В. Гуманитарные основы педагогического образования. –М.,2000. -С.16.

[16] Жукова Е.Д. Культурологическая компетентность как основная составляющая процесса социализации личности педагога // Культура и образование. Вып.4. –Уфа,2002. -С.50.

[17] Шкиндер В.И. Содержание понятий "гуманизация" и "гуманитаризация" в педагогике // Понятийный аппарат педагогики и образования. Вып.3. Екатеринбург,1997. –С.39.

[18] Культурология как наука: за и против: круглый стол, Москва, 13 февраля 2008 г. –СПб,2009. –С.46.

[19] См.: Архангельский С.И. Лекции по организации учебного процесса в высшей школе. -М.,1976.

[20] Карамзин Н.М. История государства Российского. – М.,1842-1843. -С.274.

[21] См.: Кошман Л.В. История русской культуры XIX - ХХ вв. -М.,1971.

[22] См.: Егоров С.Ф. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции). -М.,1974.

[23] Культурология как наука: за и против. –С.41.

[24] Цит. по: Моисеев Н.Нужно учить тому, что "не нужно" // Лит. газета. 1996, 11 сент.

* Или «намаз» (прим. составителя).

* Стандарты второго поколения (прим. составителя).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: