Ознакомление со словесным составом предложения

Программой детского сада предусмотрено учить детей делить предложения на слова, определять их количество и последовательность, а также составлять предложения из разного числа слов. Обучение начинается с анализа простых предложений без предлогов и союзов, состоящих из 2-3 слов (Кукла сидит. Кукла держит шарик и т.д.).

В процессе речевого общения прежде всего дети обращают внимание на содержание того, что слышат в речи других и что говорят сами. При ознакомлении со словесным составом предложения ребята начинают осознавать не только содержание речи, но и её форму. В начале на занятиях по ознакомлению со словесным составом предложения используются наглядные пособия – картины, игрушки, затем переходим на речевые игры и устные упражнения.

В основе обучения лежит: чёткое произношение предложения, выделение слов голосом, их количественный и порядковый счёт (сколько слов, какое первое слово, какое следующее…), пространственное моделирование слов при помощи абстрактных символов (линии, полоски или квадратики). Последние помогают понять ребёнку последовательность и членораздельность речи.

С самого начала целесообразно использовать схемы. Детям объясняют, что предложение можно нарисовать (записать), чтобы узнать, сколько в нём слов. Педагог чертит на доске линии по числу слов в анализируемом предложении и объясняет (Одна черта обозначает одно слово, здесь три черты, следовательно, в предложении 3 слова. Первое слово обозначаем не просто чертой, а чертой с уголком, а в конце предложения ставим точку).

Показав детям, как можно изобразить словесный состав предложения, педагог даёт им задание самим составить схему. При этом используются такие формы работы:

Составление одним ребёнком схемы предложения, сказанного воспитателем;

Составление схемы такого предложения всеми детьми;

Один ребёнок произносит предложение, другой (или все дети) составляет схему;

Воспитатель на доске чертит схему, дети составляют по ней разнообразные предложения.

Можно применять и другие виды моделирования: каждое слово может быть обозначено квадратиком, счётной палочкой и т.д. С этой же целью используются пособия типа табло. Оно представляет собой линейку с окошками, внутри которой, как в ножнах, движется планка с цветным квадратом и ли кругом, по размеру соответствующим окошку. Появляясь в первом окне, цветной квадрат изображает произнесение первого слова, затем второго и т.д. Сколько произнесено слов, столько открыто окошек. Сосчитав их, легко узнать, сколько слов в предложении.

В дальнейшем дети учатся составлять и анализировать предложения из разного количества слов, называть слова последовательно и в разбивку, соотносить со схемой. Предложения дети могут брать из знакомых им сказок, составлять по сюжетным картинкам, сериям картинок.

Большое распространение получило моделирование словарного состава предложения в игре «Живые слова», разработанной Ф.А Сохиным и Г.П. Беляковой. Слова в этой живой модели исполняют дети. В процессе игры воспитатель вызывает столько детей, сколько слов в предложении, и говорит каждому, каким словом он будет. Затем «живым словам» предлагается встать последовательно, слева направо, соответственно словесному составу предложения. При назывании слов по порядку дети могут «прочесть» задуманное или произнесённое предложение.

В разных вариантах игр дети учатся наблюдать за языком, видеть, что происходит при изменении порядка слов, распространении предложения путём добавления одного, двух слов, замене одного слова, составлении предложений из набора слов.

В разных вариантах этой игры как составные части используются упражнения на анализ и синтез предложений. Один из вариантов игры предусматривает использование приёма разрушения линейности речи. Это игра «Хор». Заранее подготовленные дети, изображающие предложение, произносят слова не последовательно, а одновременно, хором. Предложение, сказанное таким образом, становится непонятным. Остальные дети должны догадаться и объяснить, почему непонятно, и прийти к выводу, что предложение становится понятным, если слова следуют по порядку.

Постепенно у детей формируется умение анализировать состав предложения без опоры на наглядный материал.

На протяжении всего периода обучения используются следующие приёмы:

Четкое произнесение слов с паузой;

Произнесение слов под хлопки (воспитателем, отдельными детьми, всей группой);

Последовательное называние слов в предложении;

Подсчёт слов в предложении на пальцах или с помощью счётных палочек;

Разные варианты игры «Живые слова»;

Произнесение слов вразбивку;

Произнесение слов по рядам;

Шёпотный анализ предложения;

Составление предложений из разного количества слов;

составление предложений с заданным словом;

Составление предложений по «живой сценке» (Саша ловит рыбу. Саша – рыболов.) и т.д.

Таким образом, специальное обучение помогает дошкольникам преодолеть трудности, с которыми они сталкиваются при вычленении слов из состава предложения.

 

2. Ознакомление со слоговым строением слова.

Первоначальное обучение чтению предполагает формирование умения читать слогами. В связи с этим ознакомление со слоговым строением слов занимает важное место в подготовке детей к обучению грамоте. Задачей работы в детском саду является формирование у детей осознания принципа слогового строения слова, умений слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов. Выполнение этой задачи облегчает то, что слог является произносительной и словообразующей единицей речи. Вместе с тем умения слогового анализа формируются не сразу, потому что детей необходимо познакомить с ударением, которое не существует отдельно от слогов. Благодаря ударению слово воспринимается как звуковое единство.

В методике обучения грамоте детально разработана последовательность работы по членению слов на слоги. Необходимо познакомить детей с термином «слог», но на первых порах употребляем выражение «часть слова», потому что дети часто путают понятия «слог» и «слово».

На начальном этапе работы берутся двухсложные слова, состоящие из прямых открытых слогов, произношение и написание которых совпадает (Лиса, Маша, Саша, Вова). На занятии создаётся ситуация, в которой слова можно произносить нараспев (Девочки заблудились в лесу, и их звали громко: «Ма-ша, Са-ша».) Детям предлагается повторить, как звали девочек, и они приходят к выводу, что слова произносятся не полностью, а по частям.

Ещё один приём используется в школьной практике для сообщения терминов «часть слова», «слог». Рассказывается сказка о приключениях трёх братьев.

Сразу же за восприятием и собственным произношением слова по слогам детям даётся задание сказать, сколько частей они услышали в слове (две), выясняем, какая первая, а какая вторая. При этом необходимо учить детей опираться не только на слуховое восприятие, но и на зрительное (сколько раз откроется рот при произнесении слова, значит столько в слове частей), а также тактильно-мышечные ощущения (предлагаем детям поставить тыльную сторону ладони под подбородок, сколько раз коснётся подбородок ладони – столько частей в слове). Необходимо графически изобразить слово (в виде горизонтальной черты, разделённой посередине вертикальной чёрточкой:

–––––––––

 

Педагог указкой ведёт по схеме, а дети хором произносят слово по частям. Можно показать детям 2 картинки с изображениями, например, лисы и белки, под которыми даны схемы слогового строения этих слов. Слова произносятся по частям (хором и индивидуально), анализируются. Дети объясняют, почему под картинками одинаковые схемы (это схемы слов, разделённых на 2 части).

Постепенно для анализа вводятся слова, состоящие из 3-х частей (ма-ши-на, кар-ти-на, ма-ли-на), а потом занкоми детей с односложными словами, потому что на таких словах нельзя показать, что такое часть слова. С односложными словами детей лучше знакомить в дидактической игре (Раздаём детям картинки с названиями, состоящими из разного количества слогов, и предлагаем распределить их по схемам, руководствуясь количеством слогов. Картинки, названия которых не делятся на слоги, нужно положить к другому знаку– кружочку. После завершения классификации проверяем правильность выполненного задания и обсуждаем слова, отнесённые к третьей группе, которые нельзя произнести по слогам.

Существует много методических приёмов, которые успешно используются в практике обучение, назовём некоторые из них:

Подбор слов с определённым количеством слогов: дети или вспоминают соответствующие слова или выбирают из ряда картинок те, названия которых состоят из заданного количества слогов.

Схематическое изображение слогового состава (см. выше).

Подбор слов с определённым слогом (МА, БУ, КА и т.д.), место слога может быть заданным (Вспомни слово, где второй слог КА и т.д.).

Подбор слов, начинающихся с определённого слога. Воспитатель или ребёнок называют первый слог, дети вспоминают соответствующие слова (мА – машина, малина, мама и т.д.)

Перестановка слогов в слове (мышка-камыш, банка-кабан).

Речевая игра «Живые слоги» (по типу «Живые слова»).

Дополнение слога до полного слова.

Превращение коротких слов в длинные и наоборот.

Используются и разнообразные игровые приёмы:

Кто быстрее увидит предметы в названиях которых два, три слога; загадывание загадок о предметах, в названиях которых определённое количество слогов; «Магазин игрушек» – продавец даёт игрушку покупателю, если тот правильно произнесёт её по слогам; «Накорми животное» – дети называют слова….

Подготовка к обучению письму.

Процесс подготовки к обучению письму представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность. В структуре письма единая ас­социативная цепь устной речи и чтения усложняется новы­ми компонентами, а именно: связями между видимым, а также слышимым и произносимым словом, с одной стороны, и двигательной реакцией — с другой. Следовательно, в меха­низме письма важнейшее значение имеет взаимодействие речедвигательного и общедвигательного анализаторов (Е. В. Гурьянов, Б. Г. Ананьев). Графические навыки — это не только действия, опирающиеся на мускульные усилия, но и пере­кодировка единиц речи в графические знаки (буквы), тре­бующая правильного соотнесения звука и буквы, соблюде­ния графических и орфографических правил.

Отсюда очевидно, что подготовка детей к письму осуще­ствляется в единстве с подготовкой к обучению чтению. Пись­мо, как и чтение, невозможно без высокого уровня разви­тия устной речи, являющейся базой для их формирования, ее осознания и анализа, а также без развития общей спо­собности к аналитико-синтетической деятельности.

Второй аспект подготовки к письму связан непосредствен­но с овладением техникой письма, с двигательной стороной графического навыка, с формированием психомоторной го­товности к письму. Начальный этап овладения навыком письма представляет для детей большую трудность, поскольку тре­бует выработки плавных, ритмических, хорошо координи­рованных движений кисти руки, тонких пространственных ориентировок, хорошего глазомера. Эти трудности преодоле­ваются путем длительных, систематических упражнений. К. Д. Ушинский видел задачу всех упражнений в письме «приучить глаз и руку дитяти к письму элементов букв».

Таким образом, в содержание подготовки детей к пись­му, кроме их интеллектуального и общеречевого развития, формирования фонематического восприятия, представлений о явлениях языка и речи, развития способности к элементарному осознанию этих явлений, умений звукового анализа, включается и подготовка к овладению техникой письма.

Главные задачи подготовки руки и глаза к письму в под­готовительной к школе группе детского сада таковы:

1.Развитие точности зрительного восприятия, форми­рование умения вычленять элементы из целого и вновь объединять их в целое, развитие точности пространствен­ной дифференцировки.

2.Развитие ориентировки в пространстве по направле­ниям (вправо, влево, правая сторона, левая сторона; верх­няя, нижняя линейка, клеточка).

3.Ознакомление с правилами письма: пишут слева на­право; последовательно заполняют страницу, сохраняя оди­наковую величину элементов, равное расстояние между ними.

4.Подготовка мелкой мускулатуры руки к письму и вы­работка умения управлять своими движениями в соответ­ствии с поставленной задачей (штриховка, рисование бор­дюров и упражнение в написании элементов букв).

5.Выработка умения сопровождать словесными объяс­нениями свои наблюдения и действия.

6.Обучение соблюдению при выполнении приготови­тельных упражнений к письму определенных гигиеничес­ких требований (расположение тетради, посадка за столом, поза пишущего, расстояние глаз от тетради, правила дер­жания ручки, карандаша).

Эти задачи реализуются прежде всего в общей системе воспитательно-образовательной работы с детьми.

Большое значение имеет изобразительная деятельность, способствующая развитию мелких мышц руки, предпле­чья, координации (согласованности) движений, нужных при письме.

Полезны дидактические упражнения для развития лов­кости в пальцах, применяющиеся в педагогической систе­ме М. Монтессори.

Целесообразно проводить и специально подобранные подготовительные упражнения: обводку и штриховку гео­метрических фигур, контурных изображений овощей, фрук­тов, грибов, листьев; рисование предметов, напоминающих элементы букв (флажки, кружки, огурец, удочка и др.); рисование бордюров, состоящих из углов, квадратов, кружков, полуовалов, петель, прямых линий, линий с за­круглением вверху и внизу и др. в границах строчки.

Рекомендуются и такие упражнения, как проведение тонких больших штрихов, представляющих собой дуги, от одного края тетради до другого (для развития кисти руки); проведение тонких наклонных штрихов сверху вниз, а так­же овалов, восьмерок (для развития пальцев руки).

В процессе этих упражнений обращается внимание на развитие глазомера и точности зрительного восприятия, пространственных ориентировок на листе тетради, соблю­дение гигиенических правил при письме.

В школьной практике накоплен богатый опыт подготов­ки руки и глаза ребенка к письму. Педагогам детского сада целесообразно его изучить и вести эту работу совместно со школой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: