Евгеника. Проблемы генной терапии и криоконсервации

Евгеника определяется как учение о «предупреждении ухудшения наследственности человека». Ее цель — разработка методов уменьшения числа нежелательных мутаций, искоренения наследственных болезней. Однако на этой основе вполне возможно развивать теории о чистоте и превосходстве одной нации над другой.

Термин «евгеника» был предложен в 1883 г. Френсисом Гальтоном, который известен благодаря многим научным открытиям, например, методу идентификации личности путем сличения отпечатков пальцев. По Гальтону, евгеника призвана разрабатывать методы социального контроля, которые «могут исправить или улучшить расовые качества будущих поколений, как физические, так и интеллектуальные».

Различают «негативную» и «позитивную» евгенику. Негативная евгеника подразумевает практику,

которая направлена на устранение генетических дефектов у людей, подверженных тяжелым генетическим болезням приостановление, устранение дефектных генов, а следовательно удаление из популяции потенциальных носителей этих генов. Объектом внимания негативной евгеники являлись алкоголики, психические больные, наркоманы, уголовники, «половые извращенцы» и т.д.

К мероприятиям негативной евгеники относятся принудительная стерилизация по генетическим основаниям, запрещение межрасовых браков и т.д.

Негативная — это комплекс мер, препятствующих воспроизводству различных менее полноценных членов общества.

Позитивная евгеника ставит своей задачей обеспечить преимущества для воспроизводства наиболее физически или интеллектуально одаренных «наиболее ценных людей». Позитивная евгеника имеет длительную историю, восходящую к античности, например к Платону, который верил, что желаемые человеческие качества можно возделать и культивировать, подобно тому как выводят растения или животных с желаемыми качествами.

Генная терапия при помощи современных технологий возможно введение в генетический аппарат соматических клеток больного человека «здоровых» генов вместо «больных» и, таким образом, излечение его от целого ряда тяжелых наследуемых болезней. Цель такой терапии — улучшение состояния, жизни, здоровья человека — следует признать нравственной и приемлемой для медицинского этоса. К сожалению, и здесь не все так просто. Как известно, «перевозчиками» «здоровых» генов в соматические клетки являются различные ретровирусы, аденовирусы, вирусы герпеса. А это на данном этапе развития технологий, в свою очередь, ведет к появлению ряда биоэтических проблем. Например, гены направляются вслепую, и их вживление в клетки-мишени с тем или иным генетическим дефектом проблематично. Не достигнута устойчивая экспрессия новых генов в клетках донора, не решены вопросы безопасности вводимых в организм вирусов, новых генов для данного индивида и его потомства. Моральна ли в таком случае сама генная терапия? Не перевешивает ли риск пользу? Нерешенной остается очень актуальная для России этическая проблема справедливого распределения ресурсов для генной терапии, преодоления регионального эгоизма и многое другое.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: