Разработка элементов методического обеспечения для преподавания дисциплин

ОТЧЕТ

производственной (педагогической) практики студентки 2 курса очной формы обучения

Направление подготовки: 44.04.04 Профессиональное обучение (по отраслям)

Профиль подготовки: Консалтинг в системе профессионального образования

Савельева Екатерина Николаевна

 

 

 

Йошкар–Ола

2019г.



Эссе

об особенностях системы управления мотивацией персонала организации

Управление современной образовательным учреждением, в том числе техникумом – это один из сложных процессов. Руководителю образовательного учреждения необходимы не только знание тонкостей и специфики профессиональной педагогической деятельности, но практические и теоретические знания из области менеджмента. Руководитель как работодатель, заинтересован сегодня в высоком уровне профессионализма своих педагогов и призван с этой целью совершенствовать все управленческие механизмы на институциональном уровне. Повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни – необходимое условие модернизации системы образования. На фоне повышенного внимания к этой проблеме особую актуальность приобретает вопрос об устойчивой мотивации профессионального развития педагогов.

Именно поэтому необходимо определить систему моральных и материальных стимулов для сохранения в техникуме лучших преподавателей и пополнения образовательных учреждений новым поколением педагогов, способным работать в кризисных условиях. Мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Задача современного руководителя - удовлетворить интересы педагога, заинтересовать и привлечь в техникум кадры, а в дальнейшем способствовать их профессиональному развитию. Необходимость изучения мотивации обусловлена и тем, что она является одним из методов управления личностью, воздействия на ее потребности и желания в саморазвитии. В последнее время в образовательной системе происходят положительные изменения, позволяющие педагогу раскрыть свой творческий потенциал, быть активным участником инновационных процессов. И задача руководителя техникума – использовать мотивацию как процесс побуждения педагогического коллектива к деятельности для достижения как личностных целей, так и целей организации. Стимулирование - это, прежде всего, внешнее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере труда, материальная оболочка мотивации персонала. Одновременно оно несет в себе и нематериальную нагрузку, позволяющую работнику реализовать себя как личность и как работника одновременно.

Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого отличия состоит в том, что стимулирование - это одно из средств, с помощью которого может осуществляться мотивирование. При этом чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. Это связано с тем, что воспитание и обучение как один из методов мотивирования людей приводят к тому, что члены организации сами проявляют заинтересованное участие в делах организации, осуществляя необходимые действия, не дожидаясь или же, вообще не получая соответствующего стимулирующего воздействия.

Проблема выбора путей мотивации коллектива актуальна для любого руководителя образовательного учреждения. Кнут и пряник вовсе не единственные способы воздействия. Задача лидера-профессионала - выработать гибкую политику и разработать достаточное количество практических вариантов поощрения сотрудников.

Руководителю также необходимо учитывать, что все люди мотивируются разными факторами. Залог успеха состоит в том, чтобы дать сотрудникам то, чего они действительно хотят, к чему стремятся. Разобраться в этом и сформировать соответствующую систему мотивации руководителю поможет знание социально-психологических типов.

Под влиянием педагогической среды, педагогического коллектива и профессиональной деятельности происходит профессиональное развитие педагога. Если руководитель хочет получить качественные результаты образовательного процесса, то необходимо управлять профессиональным развитием педагогических работников.

Успех деятельности любого учреждения зависит во многом от ее персонала: от квалификации, исполнительской дисциплины, точности и качества выполнения поставленных задач. А для того, чтобы побудить работников к достижению стоящих перед техникумом целей, служит система мотивации персонала. Поэтому с целью эффективного управления учреждением, принято создавать систему мотивирования. В ней учитываются различные аспекты, такие как комплексность, учет потребностей разных категорий работников, простота и понятность каждому – и рабочему, и руководителю.

Мотивировать педагогических работников можно не только повышением заработной платы, но и улучшением рабочих условий: то есть новая техника, приобретенная техникумом, распределяется среди преподавателей согласно ИКТ-рейтинга. Тот, кто работает с информационно-компьютерными технологиями больше и лучше других, автоматически получит в свой класс компьютер, а со временем и ноутбук, проектор, интерактивную доску и т.п. Также ИКТ-активным сотрудникам будет выделяться больше Интернет-трафика.

Эффективность любой трудовой деятельности, в то числе и педагогической, в значительной степени определяется мотивацией работников. В то же время, мотивация деятельности сама по себе имеет сложную структуру, а используемые механизмы материального стимулирования и нематериальной мотивации в любой социально-экономической системе должны отвечать двум основным требованиям:

1) инструменты материального и нематериального стимулирования должны способствовать повышению качества педагогического труда, его социальной эффективности, более полному выполнению работниками их основных и дополнительных обязанностей;

2) удовлетворять личностные потребности педагогических работников, как материальные, так и более высокого уровня - в общении, признании, социальной значимости своей работы, причастности к профессиональному коллективу, самореализации (достижении), профессиональном развитии и карьерном росте.

В этом случае в полной мере проявляется основная функция образовательной организации - социальная функция, то есть качественное управление личностным развитием детей с одной стороны и удовлетворение потребностей высшего порядка преподавательских работников - с другой.

Таким образом, грамотно спроектированная работа руководителя со своими подчиненными должна создавать внутреннюю мотивацию, ощущение личного вклада каждого сотрудника в деятельность и развитие образовательного учреждения. Человек – существо социальное, а, следовательно, чувство сопричастности ему не чуждо и способно вызвать глубокое осознание собственной значимости, которое так необходимо для результативной работы педагога.

 

Дата разработки                                                      подпись студента

 

Дата проведения                                                     __________/Савельева Е.Н./

 

Оценка научным руководителем

                                  

Основные замечания:

 

 

                                                                      

 

подпись научного руководителя

 

Дата                                                                             _________/Лаврентьев С.Ю./



Эссе

Внедрение изменений и управление изменениями

 

Современное общество ставит перед системой технического и профессионального образования целый ряд принципиально новых проблем, и среди них следует выделить необходимость качественного изменения научно - методического потенциала организаций образования, наполнение его новым содержанием, соответствующим требованиям нынешней системы образования.

Одним из эффективных путей в данном направлении является информатизация образования. Совершенствование технических средств коммуникаций привело к значительному прогрессу в информационном обмене. Появление новых информационных технологий, связанных с развитием компьютерных средств и сетей телекоммуникаций, дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования, изменило процесс обучения, придало ему новое качество.

Главной целью образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Сегодня образование развивает механизмы инновационной деятельности, находит творческие способы решения жизненно важных проблем, способствует превращению творчества в норму и форму существования человека. Поэтому каждый педагог – это прежде всего творческая личность, которая творчески подходит к организации своего урока, ведет целенаправленную инновационную деятельность.

Целью инновационной деятельности является качественное изменение личности обучающегося по сравнению с традиционной системой. Это становится возможным благодаря внедрению в профессиональную деятельность не известных практике дидактических и воспитательных программ, предполагающему снятие педагогического кризиса. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие обучающихся за счет максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики - основные цели инновационной деятельности.

Образование должно обладать способностью к опережающему развитию, отвечать интересам общества, конкретной личности и потенциального работодателя.

Одним из направлений инновационной деятельности педагога является использование информационно-коммуникационных технологий, которые дают возможность значительно ускорить процесс поиска и передачи информации, преобразовать характер умственной деятельности, автоматизировать человеческий труд.

Современный техникум – это передовая площадка в части информационных технологий, место, где человек получает не только необходимые знания, но и проникается духом современного информационного общества. Без применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) образовательное учреждение не может претендовать на инновационный статус в образовании. Ведь инновационным считается образовательное учреждение, широко внедряющее в образовательный процесс организационные, дидактические, технические и технологические инновации и на этой основе добивающееся реального увеличения темпов и объемов усвоения знаний и качества подготовки специалистов.

Сегодня образование - это путь и форма становления целостного человека. Сущность и цель нового образования - это действительное развитие общих, родовых способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления. Переход на интерактивные методы обучения и технологии реального времени требует значительных телекоммуникационных ресурсов, способных обеспечить необходимую взаимосвязь участников образовательного процесса, поддержку мультисервисных технологий, высокую производительность телекоммуникационного оборудования и пропускную способность сетей передачи данных.

И в этом большая роль отводится ИКТ, которые сегодня стали активно применяться в практической деятельности педагогов. Мы знаем, что все педагогические технологии являются информационными, так как учебно-воспитательный процесс невозможен без обмена информацией между педагогом и обучаемым. Однако в современном понимании информационная технология обучения - это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеотехнику, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией. И смысл информатизации образования заключается в создании как для педагогов, так и для обучаемых благоприятных условий для свободного доступа к культурной, учебной и научной информации.

Нужно отметить, что система образования стала активно внедрять в учебный процесс информационные технологии, которые базируются на программных продуктах самого широкого назначения и компьютерных средствах. В учебных заведениях и сегодня успешно применяются различные программные комплексы - как относительно доступные (текстовые и графические редакторы, средства для работы и подготовки компьютерных презентаций), так и достаточно сложные программы.

Основная цель информационных технологий - это развитие личности обучаемого, подготовка его к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества.

В строительно-промышленном техникуме не особое внимание уделяется обновлению научно-методического обеспечения учебного процесса, приданию уроку нового содержания, которое будет удовлетворять потребностям обучающихся.

Для решение данной проблемы можно внедрить проведение двух конкурсов. Заочный конкурс «Лучшее электронное портфолио», в котором принимают участие преподаватели с первой категорией, и конкурс «Лучший урок с применением ИКТ».

Также необходимо проведение уроков, основными целями которых являются: развитие конструктивного, алгоритмического мышления благодаря особенностям общения с компьютером; развитие творческого мышления за счет уменьшения доли деятельности; развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов; формирование информационной культуры, умение обрабатывать информацию (при использовании текстовых, графических и табличных редакторов, локальных и сетевых баз данных); подготовка обучаемых средствами педагогических и информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности и др.

Данные уроки, проведенные педагогами техникума, продемонстрируют как можно повысить эффективность и качество обучения за счет применения информационных технологий. Особое внимание необходимо уделить углублению межпредметных связей, интеграции дисциплин в результате использования современных средств обработки информации.

Преподаватели активно должны использовать для учебного процесса и программные продукты в виде электронных вариантов учебно-методических материалов: компьютерные презентации иллюстрированного характера; электронные словари, справочники и учебники; тестовые программы; электронные учебники. Применяя данные технологии, преподаватель делает процесс более полным, интересным, насыщенным. Именно поэтому важным направлением в работе техникума является создание условий для их успешной разработки и применения.

А пересечение предметных областей наук, интеграция с помощью ИКТ просто необходима для формирования целостного мировоззрения и мировосприятия.

Дата разработки                                                           подпись студента

 

Дата проведения                                                          __________/Савельева Е.Н./

 

Оценка научным руководителем

                                  

Основные замечания:

 

 

                                                                      

 

подпись научного руководителя

 

Дата                                                                                 _________/Лаврентьев С.Ю./

 



Разработка элементов методического обеспечения для преподавания дисциплин

 

В наше время интернет-технологии позволяют обучаться дистанционно большинству желающих, образовав огромную сеть с беспрецедентным количеством информации и вовлеченных в обучение студентов и преподавателей.

Внедрение дистанционного обучения позволит достичь ряд преимуществ, основным из которых является развитие индивидуальной траектории обучения, позволяющая обучающемуся выстраивать свою образовательную деятельность.

Система дистанционного образования состоит из 2 функциональных подсистем в соответствии с основными группами пользователей:

1 группа: студент. Пользователи данной группы в системе могут самостоятельно выбирать траекторию обучения, распределяя время на изучение теоретического материала (при этом уделяя больше времени, блокам тем, которые менее изучены студентом) и выполнение практических заданий по своему усмотрению.

2 группа: разработчик курса, (функции в системе выполняет научно-педагогический сотрудник). Пользователи данной группы в системе определяют структуру курса дисциплины, формируют контрольные задания в рамках дисциплины, отслеживают прогресс студента и обеспечивают необходимым для обучающихся контентом.

В соответствии с ФГОС была разработана программа дистанционного курса «Финансовая математика» c использованием 2 группы функциональных подсистем.

Так как индивидуальный образовательный маршрут основан на трех концептуальных элементах: индивидуальный учебный план; индивидуальная образовательная программа;       индивидуальный образовательный маршрут. Рассмотрим подробнее каждый элемент.

В индивидуальный учебный план обязательно входят следующие составляющие:

1) инвариантная часть федерального компонента, то есть обязательные предметы;

2) вариативная часть федерального компонента (дополнительные предметы);

3) региональный компонент, то есть предметы обязательные для изучения в конкретной республике или крае Российской Федерации;

4) компонент образовательной организации (требования к обучающимся конкретной образовательной организации).

Дистанционный курс «Финансовая математика» в средних профессиональных образовательных учреждениях может быть внесен в инвариантную часть федерального компонента, если студенты обучаются на направлении подготовки, например, «Экономика», либо в вариативную часть, если студенты обучаются на направлении подготовки «Менеджмент» или может быть внесен в компонент образовательной организации.

Следующий элемент – это проектирование индивидуальной образовательной программы. Нами разработана индивидуальная образовательная программа в соответствии с включением курса «Финансовая математика» в инвариантную часть индивидуального учебного плана.

Область применения программы: программа дистанционного курса «Финансовая математика» является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по экономическим специальностям.

Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: курс входит в цикл математических и общих естественнонаучных дисциплин.

Цели и задачи курса – требования к результатам освоения курса:

В результате освоения курса обучающийся должен уметь:

1) выполнять расчеты, связанные с начислением простых и сложных процентов;

2) корректировать финансово-экономические показатели с учетом инфляции;

3) рассчитывать суммы платежей при различных способах погашения долга;

4) вычислять параметры финансовой ренты;

5) производить вычисления, связанные с проведением валютных операций.

В результате освоения курса обучающийся должен знать:

1) виды процентных ставок и способы начисления процентов;

2) формулы эквивалентности процентных ставок;

3) методы расчета наращенных сумм в условиях инфляции;

4) виды потоков платежей и их основные параметры;

5) методы расчета платежей при погашении долга;

6) показатели доходности ценных бумаг;

7) основы валютных вычислений.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 65 часов, в том числе: обязательной внеаудиторной учебной нагрузки обучающегося 39 часов; самостоятельной работы обучающегося 26 часов.

Объем учебной дисциплины и виды учебной работы представлены в таблице 1.

Таблица 1

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 65
Обязательная внеаудиторная учебная нагрузка (всего) 39
в том числе:  
дистанционные практические занятия 26
дистанционные лабораторные работы  
дистанционные контрольные работы  
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 26
в том числе:  
подготовка докладов по тематике, предложенной преподавателем; проработка конспектов лекций, учебной литературы, решение задач по темам. 2   24

Итоговая аттестация в форме дистанционного экзамена    

 

Дистанционный курс «Финансовая математика» состоит из семи блоков (тем). Каждый блок включает в себя:

1) видеоуроки по теме:

2) конспекты уроков;

3) дистанционные практические работы;

4) дистанционные лабораторные работы;

5) дистанционные контрольные работы;

6) итоговые и текущие тесты;

7) онлайн-семинары;

8) творческие задания (составление кроссвордов, докладов, тестов, написание эссе).

Тематический план и содержание учебной дисциплины «Финансовая математика» представлены в таблице 2.

 

Таблица 2

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем Ур-нь осв-я

Тема 1.

Начисление процентов.

Содержание учебного материала

2

 
1 Сущность и задачи финансовой математики, области ее применения. 1
2 Основные понятия: процент, процентная ставка, период начисления. Виды процентов и процентных ставок: простые и сложные, обычные и авансовые. 1
3 Расчеты при начислении простых процентов, наращение по обычной ставке. Множитель наращения. Три варианта расчета простых процентов. 2
4 Расчеты при начислении сложных процентов по обычной ставке. Внутригодовая капитализация процентов. Непрерывное начисление процентов. 2
5 Сравнение финансовых операций. Формулы эквивалентности процентных ставок. Эффективная процентная ставка. 2
6 Определение параметров финансовой операции: срока платежа и процентной ставки. Вычисление процентов с переменной ставкой. 3
7 Учет уровня инфляции в финансовых расчетах. 3

Дистанционные лабораторные работы:

-

Практические занятия:

1. Решение задач по теме «Начисление процентов».

2. «Начисление простых процентов в Excel»

3. «Применение функций Excel при расчете будущих значений стоимости».

5

Дистанционная контрольная работа по теме 1

1

Самостоятельная работа обучающихся:

подготовка докладов по тематике, предложенной преподавателем;

изучение теории и решение задач по теме 1.

Составить кроссворд по теме «Виды процентов и процентных ставок».

6

Тема 2.

Дисконтирование и учет. Операции с векселями.

Содержание учебного материала

2

1 Векселя. Основные определения. 1
2 Наращенная и текущая стоимость денежных потоков. Математическое дисконтирование. Банковский учет. 2
3 Эквивалентность процентной и учетной ставок. 2
4 Доходность сделок с векселями. 2
5 Векселя и инфляция. 3

Дистанционные лабораторные работы:

   

Практические занятия:

1. Решение задач по теме «Дисконтирование и учет. Операции с векселями».

2. «Применение функций Excel при расчете текущей (дисконтированной) стоимости»

3. «Применение функций Excel при расчете процентной ставки».

4

Дистанционная контрольная работа 

-

Самостоятельная работа обучающихся:

изучение теории и решение задач по теме 2.

Составить тест по теме «Операции с векселями».

4

Тема 3.

Конверсия и консолидация платежей.

Содержание учебного материала

2

1 Конверсия платежей. Уравнение эквивалентности. Критический (барьерный) уровень процентной ставки. 2
2 Консолидация платежей. Определение размера консолидированного платежа. 2
3 Консолидация платежей. Определение срока консолидированного платежа. 2

Дистанционные лабораторные работы:

-

Практические занятия:

1. Решение задач по теме «Конверсия и консолидация платежей».

2. «Применение функций Excel при расчете срока платежа и срока окупаемости»

3

Дистанционная контрольная работа по темам 3,2

1

Самостоятельная работа обучающихся:

изучение теории и решение задач по теме 3.

Составить тест по теме «Финансовые функции Excel».

4

Тема 4.

Потоки платежей.

Содержание учебного материала

2

1 Типы потоков платежей: регулярные и нерегулярные. Наращенная сумма и текущая стоимость потока платежей. Виды финансовых рент: обычная (постнумерандо), срочная (пренумерандо), ренты с платежами в середине периода. 1
2 Обычная финансовая рента, определение наращенной суммы и текущей стоимости обычной ренты. Обычная рента с неоднократными выплатами в году. 2
3 Срочная финансовая рента, определение наращенной суммы и текущей стоимости срочной ренты. 2

Дистанционные лабораторные работы:

-

Практические занятия:

1. Решение задач по теме «Потоки платежей».

2. «Расчет периодических платежей в Excel»

4

Дистанционная контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся:

изучение теории и решение задач по теме 4.

Составить тест по теме «Потоки платежей».

4

Тема 5.

Погашение кредита.

Содержание учебного материала

2

 
1 Кредит. Погашение кредита единым платежом в конце срока. Случай создания погасительного фонда с начислением процентов на вносимую сумму. 2
2 Погашение кредита равными частями. 2
3 Погашение кредита равными годовыми выплатами. 2

Дистанционные лабораторные работы:

-

Практические занятия:

1. Решение задач по теме «Погашение кредита».

1

Дистанционная контрольная работа по темам 5,4

1

Самостоятельная работа обучающихся:

изучение теории и решение задач по теме 5.

Составить кроссворд по теме «Кредит».

4

Тема 6.

Доходность ценных бумаг.

Содержание учебного материала

2

1 Облигации. Основные определения. Виды облигаций, номинальная стоимость и курс облигации. 1
2 Доходность облигаций без выплаты процентов. Доходность облигаций с выплатой процентов в конце срока погашения и с периодической выплатой процентов. 2
3 Акции. Основные определения. Номинальная и курсовая стоимость акции. Простые и привилегированные акции. 1
4 Доходность простых акций. Доходность привилегированных акций. 2

Дистанционные лабораторные работы:

 

Практические занятия:

1. Решение задач по теме «Доходность ценных бумаг».

2. «Применение функций Excel в работе с ценными бумагами»

4

Дистанционная контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся:

изучение теории и решение задач по теме 6.

Составить кроссворд по теме «Ценные бумаги».

2

Тема 7.

Основы валютных вычислений.

Содержание учебного материала

1

1 Валюта. Конвертируемость валюты. Валютный курс. 1
2 Виды сделок с иностранной валютой. Финансово-экономические расчеты при проведении валютных операций. Кассовые и форвардные сделки. Фьючерсные сделки. Опционы. Процентный арбитраж. 2

Дистанционные лабораторные работы:

-

Практические занятия:

1. Решение задач по теме «Основы валютных вычислений».

1

Дистанционная контрольная работа по темам 7,6

1

Самостоятельная работа обучающихся:

изучение теории и решение задач по теме7.

Написать эссе на тему: «Значение математики в профессиональной деятельности».

2

Примерная тематика курсовой работы (проекта)

-

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом)

-

 

В соответствии с этапами проектирования индивидуального образовательного маршрута студентов преподавателем на основе изученной программы учебной дисциплины составляется «Путеводитель изучения учебной дистанционной дисциплины “Финансовая математика”». Используя комплексную психолого-педагогическую диагностику составляется «Индивидуальный профиль личности» каждого студента, изучающего данный курс, с целью выявления основных проблем и трудностей и для осуществления группировки студентов. Затем составляются «Индивидуальные карты самодвижения». Далее преподаватель предъявляет «Путеводитель изучения учебной дистанционной дисциплины “Финансовая математика”». На проектировочном этапе преподаватель консультирует студентов, дает рекомендации по развитию индивидуальных сфер личности и заполнению «Индивидуальных карт самодвижения». Результатом совместной работы преподавателя и студента является «Индивидуальная технологическая карта», включающая в себя индивидуальный профиль личности, индивидуальную карту личностного развития студента, путеводитель изучения учебной дистанционной дисциплины “Финансовая математика”, график индивидуального образовательного маршрута по изучению данной дисциплины и индивидуальные карты самодвижения. На технологическом этапе осуществляется аудиторная работа и индивидуальные консультации с каждым студентом в соответствии с «Индивидуальной технологической картой». Студент работает над собой и выполняет самостоятельную проработку отдельных тем. На заключительном этапе подводятся итоги работы по изучению учебной дисциплины и по развитию индивидуальных сфер личности студента.

 

Оценка научным руководителем

                                  

Основные замечания:

 

 

                                                                      

 

подпись научного руководителя

 

Дата                                                                                 _________/Лаврентьев С.Ю./




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: