(Евангелие от Матфея, зач. 18, гл. 6, ст. 22-33; Апостол к Римлянам, зач. 88, гл. 5, ст. 1-10).
1) Напоминание слушателям о том, что христианину необходимо иметь «чистое око», т.е., по толкованию св. Иоанна Златоуста, здравый ум, не помраченный страстями (ст. 23, 23), и стараться всеми силами «представить тела свои в жертву живую, святую, благоугодную Богу для разумного служения» (Рим. 12:1).
2) Не должно обременять себя многими излишними житейскими попечениями, а уповать более на Бога как нашего любящего Отца и Про-мыслителя, на святой промысл Божий о всей одушевленной и неодушевленной природе (ст. 26, 28, Ин. 1:3).
3) Ищите прежде всего царствия Божия и правды Его (Мф. 6:33). Почему должно прежде всего искать Царствия Божия? Какие заботы о земном недозволительны? Заботы о земном преступны, когда для приобретения благ временных употребляются не честный труд, не служба по совести, а средства преступные.
4) Богу или мамоне (Мф. 6:24).
5) Нужно трудиться с упованием на Бога и прежде всего для души своей.
|
|
Я НЕДЕЛЯ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
(Евангелие от Матфея, зач. 25, гл. 8, ст. 5-13; Апостол к Римлянам, зач. 93, гл. 6, ст. 18-23).
1) В наших прошениях к Богу с нашей стороны необходимы смирение и вера во всемогущество Божие (ст. 8).
2) В обыденной жизни при сношениях с другими людьми мы должны иметь в себе смирение и кротость (ст. 8). Кротость, всепрощение побеждают сильных, укрощают врагов. Св. Тихон Задонский в ответ на обиду подставил обидчику щеку - и тот упал к ногам его.
3) Любовь и братство. Сотник просил Господа исцелить слугу его. Почему? Потому единственно, что он любит слугу как своего домочадца, как друга. Добрый человек сотник оказался и глубоко верующим. Где нет любви, нет смирения, нет послушания правде Божией, нет и праведного единения между людьми, там царит полное презрение «малых, низших».
Всеобщее равенство, проповедуемое христианством и социализмом - не одно и то же. Христианство надеется достигнуть праведного единения всех лучших людей в Боге (Ин. 21:17) только святою любовью и красотою самоотвержения, - социализм думает сделать то же грубым насилием, кровавыми междоусобными распрями, непримиримою ненавистью и войною всех против всех. Но разве рождается добро из зла?..
4) От рабства греху к рабству праведности (Рим. 6:18-23). Грешники - «рабы греха», у них нет своей воли; ими грех владеет, как господин рабом. Света боится грех... Нужно осветить душу светом Евангелия и молитвы. И грех, который любит темноту, мрак души, - покинет ее. Но одного просвещения души мало: нужно освободиться от греха - это сделаться рабами праведности. Нужно ввести в душу новых жильцов - дела и чувства добрые.
|
|
5) «Душе моя, восстани, что спиши» (Рим. 6:18-23).
Я НЕДЕЛЯ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
(Евангелие от Матфея, зач. 28, гл. 8, ст. 28-34, гл. 9, ст. 1; Апостол к Римлянам, зач. 103, гл 10,ст. 1-10).
1) Уйди, Господи! Жители Гадары испугались, что Господь сгубит все стада их, просят Его удалиться. Как часто мы гоним от себя Христа, когда Он требует от нас жертвы в чем-нибудь. Мы стараемся не думать о Его законе, чтобы не изменить в чем-нибудь греховную жизнь свою, которая так нравится нам.
2) Жители Гадары просили удалиться Христа потому, что их испугало, поразило ужасом Его величие. Они боятся, что при своем недостоинстве будут поражены громами небесными. Недобрый испуг: без Христа -тьма и смерть. Но не хуже ли мы жителей Гадары, когда нас не пугает уже и Имя, и Сила Христа и около Лика Его, всегда имея Его перед собой, мы не боимся греха.
3) Легион имя ему... Мелкие грехи. Из маленьких камешков слагается тяжелая груда. Рассказ о двух старухах, которым старец предложил: одной, сознающей себя грешной, перенести большой камень и другой, у которой были только мелкие грехи, собрать и перенести все мелкие камешки с площади. Вторая не смогла «понести бремени сего».
4) Современные бесноватые. Это - нравственные калеки, больные душою и телом; это - те, которые «гонят от себя Христа» своими греховными привычками и страстями.
5) Без воли Божией бесы не могут причинять нам зла.
6) Молитва праведников (Рим. 10:1-10) - благопоспешна о спасительной вере: сердцем веруется в правду. В сердце рождается вера. Не ум - царство веры... Если хочешь найти веру - вымети из сердца грязь и сор. Там уже живет Бог, и ты Его увидишь, когда раскроются очи сердца, закрытые пеленою греха.
Я НЕДЕЛЯ ПО ПЯТИДЕСЯТНИЦЕ
(Евангелие от Матфея, зач. 29, гл. 9, ст. 1-8; Апостол к Римлянам, зач. 110, гл. 12, ст. 6-14).
См. темы в неделю о расслабленном (стр. 456).
1) Расслабленный сегодняшнего Евангелия- это тот расслабленный, которого друзья опустили к ногам Спасителя, разобравши крышу. Сколько трудов: какая заботливость о друге. Отчего пет ее у нас? Отчего мы не ведем к Христу-Целителю больные души?
2) Каждый болящий, прежде всего и главным образом, нуждается в разрешении от грехов (ст. 2, 6). Исцеление всегда бывает следствием получения прощения от Бога. Кто хочет получить скорейшее исцеление в болезни - позаботься об этом!
3) Вожделенность для каждого христианина гласа: «дерзай, чадо, отпущаются тебе греси твои!» (ст. 2). Какие должен иметь в себе чувства грешник после получения разрешения от грехов своих?
4) Христианин должен быть в своей жизни образцом совершенства в добродетели для других людей при всяком положении и во всех обстоятельствах жизни, (ст. 6-14; 1 Тим. 4:12).
5) Обличение тех людей, которые имеют привычку браниться и проклинать других людей очень часто по самым ничтожным причинам (ст. 14; Еф. 4:29).