Я неделя Великого поста

 

(Евангелие от Иоанна, зач. 5, гл. 1, ст. 43-51; Апостол к Евреям, гл. 11, ст. 24-26, 32; гл. 12, ст. 2); Православию: Евангелие от Матфея, зач. 75, гл. 18, ст. 10-18; Апостол к Римлянам, зач. 121, гл. 16, ст. 17-20.

1) Пост. «Иисус Христос, говорят, учит, что не входящее в уста оскверняет человека, а исходящее из уст». Но несоблюдение поста есть ослушание Церкви, а ослушание есть удар по лицу Матери нашей Церкви.

«В христианстве всякая пища дозволена и нет пищи греховной». Не пища греховна, а свят пост, как лекарство для души, средство к ее осво­бождению от силы плоти. Укажем достоинство и цель поста. Пост распо­лагает к послушанию и смирению. «Смирях постом душу мою» (Пс. 34:13). Пост укрощает плоть и укрепляет свободную волю. Пост даёт средство к благотворительности. Пост возбуждает и поддерживает чувство покаяния и сокрушения о грехах.

а)      Пост необходим для обуздания плоти и чувственных похотей. Наша греховная плоть воюет в членах наших и влечет нас ко злу (Рим. 12:15-20). Что лучше поста может укротить плотские страсти?

б)      Пост необходим для укрепления нашей слабой воли и наших нравственных сил. Кто не может отказать себе в какой-нибудь пище, тем со­вершенно овладевает чувственность. Приучаясь к лишениям в пище и питии, требуемым Церковью, человек приобретает нравственную крепость к подвигам добродетели.

в)      Пост необходим, как естественный, неразлучный спутник истинного покаяния и сетования о грехах.

г) Пост необходим, как средство для приближения к Богу и привлечения Его милосердия. Великие подвижники приходили в ближайшее со­прикосновение с Божеством, удостаивались высоких видений и откровений именно после строгого поста. Пост, одухотворяя человека и ослабляя тяготение к земному, греховному, облегчает для него соприкосновение с Богом и низводит на него милости Божий.

2)      Пост есть средство ослабить власть плоти, освободить для молитвы и покаяния дух. Пост должен размягчить нашу душу и сделать ее способ­ною к зовам Церкви. Если пост не отражается на состоянии нашей души - это дурной пост. Если пост увеличивает нашу гневливость и раздражительность - это пост лживый и не добрый. Пост обязательно должен соединяться с постом души: воздержанием от всякого злого чувства и дела. 3) (Неделя Православия) Анафема. Отлучение от Церкви. Потеря всех сокровищ ее. Не стоим ли мы отлучения? Отлучение невидимым судом Божиим: не отлучены ли мы?

 

Я НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

 

(Евангелие см. 6-ю неделю по Пятидесятнице; Апостол к Евреям, зач. 304, гл. 1, ст. 10; гл. 2, ст. 3).

1) См. темы из евангельского чтения на 6-й неделе по Пятидесят­нице.

Неделя светов.Мы должны жить во свете Господнем. Подвижники достигали осенения особым несотворенным светом. И мы можем войти в свет через постоянное молитвенное соединение с Господом, через очище­ние души, которая принимает в себя Дух Божий, как жилище Божие, и освещяется Им.

Я НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

(Евангелие от Марка, зач. 37, гл. 8, ст. 34; гл. 9, ст. 1; Апостол к Евреям, зач. 311, гл. 4, ст. 14; гл. 5, ст. 6).

1) Путь креста Христова облегчается утешением, которое подается со стороны самой совести нашей. Крестный путь облегчается, наконец, ожиданием наград, обещанных в будущей жизни. И земные награды име­ют значение в нашей умственной и нравственной деятельности; награды небесные тем более побуждают нас к еще более обширной, в христианс­ком смысле этого слова, деятельности. Счастлив тот из нас, кто не ограни­чивается в мыслях и желаниях земною жизнью, а простирается постоянно к жизни Небесной.

2) «Иже хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Мк. 8:34). Из чего слагается, из чего состоит крест каждого из нас? Крест каждого из нас слагается из тех же состав­ных частей, из коих слагался и Крест Христов. Первую составную часть Креста Христова и нашего составляет труд нашей жизни. Благо человеку, если он возьмет и понесет эту часть креста своего так, как нес Господь наш Иисус Христос Крест труда Своего: он получит великое воздаяние за добрый труд свой.

Вторую составную часть Креста и Христова, и нашего составляют скорби, несчастья, бедствия, страдания.

Третью составную часть нашего креста составляют подвиги самоисп­равления и самоусовершенствования. Каждому человеку предстоит вести непрерывную борьбу с самим собою во всю жизнь, - борьбу с греховной порчей и теми особыми недостатками и предрасположениями, которые присущи каждому из нас.

Будем, братие и сестры, в труде своем добром усердны: вложим в него всю душу свою; благопокорливо, безропотно, с любовью к Отцу Не­бесному и людям претерпим крест страданий и скорбей своих; потщимся неленостно трудиться над самоисправлением и самоусовершенствованием своим, и Божественный Крестоносец Христос признает нас истинными крестоносцами и введет нас в славу Небесную.

3) К ст. 37 евангельского чтения. Было время, когда люди отдавали себя в кабалу, отдавали тело, труд. Какое это ужасное положение, и как часто они потом были готовы отдать за выкуп жизнь свою. Мы отдаем диаволу в кабалу душу. Чем выкупить ее - кроме Крови Христовой.

 

Я НЕДЕЛЯ ВЕЛИКОГО ПОСТА

 

(Евангелие от Марка, зач. 40, гл. 9, ст. 17-31; Апостол к Евреям, зач. 314, гл. 6, ст. 13-20).

1) Св. Иоанн Лествичник. Непрерывно вверх к Небу. Первая сту­пень лестницы - смирение: сознание своей греховности. Далее, вступив на путь борьбы, идите, не оглядываясь назад. Наверху лестницы - Гос­подь и блаженство. Упадете, вставайте и идите снова.

2) Пост - главное средство для борьбы со страстями. Человек, кото­рый не воздержен - больной человек. Его воля ослаблена, и диавол, и грех владеет им. Воздержание освобождает дух от рабства лени, плоти, делает легче путь вверх по лестнице.

3) Никогда в жизни не отчаивайтесь и не теряйте надежды на Бога и Его милосердие (ст. 18-19 из Апостольского чтения; Притч. 3:5; Пс. 41:6; Рим. 5:5).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: