Характеристики экономических благ

Тема: Спрос и предложение

Основы теории Спроса

На первом уроке, который состоит из двух частей, мы постараемся максимально широко раскрыть два фундаментальных понятия экономики - "Спрос" и "Предложение".

Эти термины лежат в основе многих экономических моделей и служат отправной точкой в анализе поведения экономических агентов.

 

Что такое спрос?

С самого начала изучения экономического понятия "Спрос" необходимо сразу ввести четкое математическое определение этого термина:

 

Спрос - это количества благ а, которые потребители хотят и могут купить при данн ых цен ах

 

 

Из этого определения следует, что

· Во-первых, спрос - это количество, значит измеряется он в единицах блага (в штуках, килограммах, литрах и тп, а не в людях или абстрактных величинах).

· Во-вторых, для существования спроса необходимо одновременное существование и желания, и возможности приобрести благо.

· В-третьих (что самое главное), для нахождения спроса на некоторое благо, мы должны последовательно выяснить, какое количество этого блага потребители хотят и могут купить при каждой цене в диапазоне от 0 до бесконечности.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. (КОГДА ВОЗНИКАЕТ СПРОС?) Рассмотрим некого индивида, находящегося в своей квартире. Время близится к вечеру и у него возникает потребность: "поужинать". Эту потребность можно удовлетворить множеством разных способов. Индивид останавливается на варианте: "поход в китайский ресторан, который находится за углом его дома". В тот момент, когда он понимает, что у него есть достаточно денег, чтобы оплатить ужин, и он может просто одеться и пойти в ресторан, возникает спрос "на ужин в китайском ресторане". Неожиданно данный потребитель понимает, что он не может открыть свою входную дверь и придется ждать, пока не вернется с работы его жена и не откроет дверь снаружи. Меняется ли в этот момент спрос на ужин в ресторане данного индивида? Ответ:

 

Следует различать два экономических понятия: "спрос" и "величина спроса".

 

Величина спроса - это количество блага, которое покупатели хотят и могут купить при данн ой цен е

 

 

Важный момент в том, что "величина спроса" отражает "спрос" при одной конкретной цене. На графике величина спроса (Qd) представляет собой одну конкретную точку, в то время, как график спроса (D) - это линия.

 
Закон спроса гласит, что между величиной спроса и ценой (P) существует обратная зависимость.

 

 

Экономические законы редко когда имеют строгое в математическом смысле доказательство, чаще всего они обосновываются наблюдениями из жизни. Для подтверждения закона спроса существуют, так называемые, Эффекты спроса.

 

Формулировка основных Эффектов спроса приводится в скрытом виде.

 

ВОПРОС. (ИЗМЕНЕНИЕ СПРОСА) Как изменяется спрос при увеличении цены товара в два раза? Ответ:

 

Эффекты спроса объясняют действие закона спроса - изменение величины спроса при изменение цены товара, то есть движение вдоль кривой спроса. Изменение спроса, то есть сдвиг самой кривой спроса, связано с действием факторов (детерминантов) спроса. Они позволяют объяснить изменение величины спроса при неизменной цене.

Факторы спроса

Существует достаточно много разных факторов спроса, но наиболее значимыми из них являются следующие:

· Доход потребителей

· Вкусы и предпочтения потребителей (мода)

· Цены товаров-субститутов (или товаров-заменителей) и товаров-комплиментов (товаров-дополнителей)

· Ожидания потребителей изменения цен или доходов

· Количество потребителей

Действие второго фактора логически более менее понятно. Классические примеры воздействия изменения вкусов и предпочтений потребителей на спрос на различные товары описываются, так называемыми, новостями: "эксперты сообщили, какие кроссовки полезнее покупать детям", "стало известно о большом количестве полезных веществ, содержащихся в козьем молоке" и тд.

Что касается изменения дохода, то он имеет неоднозначное влияние на спрос. Увеличение дохода может, как увеличить, так и уменьшить или не изменить спрос на определенное благо. Подробнее об этих ситуациях мы поговорим в уроке, посвященном эластичности спроса.

Также не всегда однозначно влияют на спрос ожидания изменения цен и доходов. Все зависит от вида рассматриваемых благ и конкретной ситуации. Подробнее об этих ситуациях мы поговорим в уроке, посвященном эластичности спроса. Тогда же будет рассмотрено и влияние на спрос субститутов и комплементарных товаров

 

ЧИСЛОВОЙ ПРИМЕР. (ЗАПИСЬ ФУНКЦИИ СПРОСА) Рассмотрим стандартную линейную функцию индивидуального спроса: (1) Qd(P) = 100 - P. Означает ли это, что согласно этой функции величина спроса (Qd) отрицательная при P>100? Определенно нет, так как теоретически Qd не может быть отрицательным. Принято считать, что Qd=0 при P>0, но для того, чтобы каждый раз не загромождать задание, это условие опускается. Таким образом каждая линейная функция спроса в идеале должна задаваться системой, состоящей из, как минимум, двух условий. В нашем примере: (2) . Пусть стало известно, что спрос увеличивается на 20 ед. Давайте попробуем записать новую функцию спроса для этого случая. Для этого увеличим Qd на 20 при каждом значении цены (P): (3) Давайте проделаем ту же самую операцию для функции спроса заданной в стандартном виде (1): (4) Q2(P) = Qd(P) + 20 = 120 - P. Получилась совсем другая функция, которая может быть задана системой: (5) . Однако возможен и еще один вариант задания новой функции спроса после указанного изменения, если мы предполагаем, что максимальная цена (Pmax), которую готов заплатить индивид за данный товар, не меняется и остается на уровне 100: (6) . И все же, какой из трех вариантов новой функции спроса является правильным в данной ситуации (3), (5) или (6)? Если для нас дополнительно не уточнено изменение поведения индивида при P>100, то правильным является вариант (6), который предполагает изменения величины спроса только на диапазоне цен от 0 до 100. В большинстве случае при решении олимпиадных задач или тестов не требуется записывать функцию спроса в виде системы, однако в решении существенной части заданий использование этого вида задания функции спроса необходимо.

Классификация благ

Классификации благ различаются в зависимости от признаков, заложенных в их основу. Рассмотрим наиболее важные из них.

 

Итак, все блага можно разделить на товары и услуги. Определить, относится благо к товару или услуге, не сложно. Однако не многие могут четко сформулировать критерий, заложенный в основу понятия услуга. В экономической теории под услугой понимается благо, процессы производства, передачи и потребления которого неотделимы друг от друга. Другими словами, услуга создается и потребляется одномоментно. В этом случае невозможно купить несколько единиц услуги заранее и сохранив ее для потребления через некоторое время.

 

Классифицирующим признаком свободных и экономических благ является редкость в экономическом смысле. Благо называется редким (экономическим), если существуют ненулевые цены, при которых величина спроса на благо превышает величину предложения. На графике видно, что для свободного блага кривые спроса и предложения не имеют общих точек при неотрицательных ценах.

 

ПРИМЕР. (СВОБОДНОЕ БЛАГО) Примеры свободных благ достаточно многообразны (песок в пустыне, морская вода на острове в океане и тп.). Однако каждый них требует достаточное количество уточнений. Песок перестает являться свободным благом за пределами пустыни, когда его предложение существенно падает. Солнечный свет по той же причине не может считаться свободным благом на северном полюсе во время полярной ночи.

 

Характеристики экономических благ

Экономические блага в зависимости от их отношения к следующим двум признакам: "(1) Неисключаемость - невозможность запретить доступ к потреблению блага, если оно уже потребляется кем-либо" и "(2) Неконкурентность - дополнительное потребление блага одним потребителем не связано с дополнительными затратами", можно разделить на 4 категории.

 

  Неконкурентные Конкурентные
Неисключаемые Общественное благо Общее благо (общий ресурс)
Исключаемые Клубное благо Частное благо

 

ПРИМЕР. (ОБЩЕСТВЕННО БЛАГО) Одновременное выполнение двух признаков (1) и (2) делает рассматриваемое благо "Общественным". Эта категория благ в чистом виде не существует, так как добиться полной "неисключаемости" и "неконкурентности" практически невозможно. Одним из наиболее приближенных примеров может служить "национальная оборона", и, в частности, "комплекс противовоздушной обороны (ПВО)". Комплекс ПВО покрывает определенную территорию и все индивиды, которые находятся на этой территории, одинаково защищены. Невозможно организовать такую схему работы ПВО, когда одна часть населения будет защищена, а другая нет, то есть свойство (1) выполняется достаточно хорошо. Кроме того, если население, которое находится под защитой, увеличить на единицу, то это никак не изменит степень защиты для остальных и не потребует дополнительных затрат (свойство 2).

 

Можно расположить различные блага на диаграмме, присвоив каждому из них условную степень соответствия признакам "Неконкурентность" и "Неисключаемость" по шкале от 0 до 100 (полное соответствие).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: